Тема 9. Психология малых групп
Методический комментарий:
В данной теме следует уделить внимание понятию «малая группа» и показать феноменологию малых групп, охарактеризовав такие категории, как «позиция», «статус», «установка», «роль», «ценностные ориентации», а также раскрыть специфику такого явления, как лидерство, рассмотреть стили лидерства.
Следует обратить внимание на характер межличностных отношений в группе, определить критерии эффективности групповой деятельности. На семинарских занятиях можно показать, как применяются социометрические методики, с помощью которых исследуется психологический климат в коллективе, выявляется формальный и неформальный лидер в конкретной группе и т.д.
Краткое содержание материала:
Понятие «малая группа». Характеристика малой группы. Виды малых групп (реальные, условные, формальные, неформальные, референтные, антиреферентные). Специфика коллектива как малой группы.
Феноменология малых групп как описание основных явлений, которые для них характерны. Структура внутригрупповых отношений. Позиция. Статус. Внутренняя установка. Роль. Композиция группы. Система межличностных связей (каналов коммуникации): фронтальная, радиальная, иерархическая, цепная, круговая, полная. Нормы и ценности группы.
Управление группой. Лидерство и его стили (авторитарный, демократический, либеральный). Межличностные отношения в группе (официальные, неофициальные, деловые, личные, рациональные, эмоциональные, руководство, подчинение). Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности групповой деятельности (образовательный, профессиональный, воспитательный). Величина группы и эффективность групповой деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика малой группы. Виды малых групп.
2. Структура внутригрупповых отношений.
3. Композиция группы. Нормы и ценности группы.
4. Управление группой. Лидерство и его стили.
5. Межличностные отношения в группе.
6. Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.
3. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.
4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.
5. Немов Р.С. Психология. – Кн. 1. – М., 1998.
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
7. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.
8. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.
9. Шибутани Т. Социальная психология. – СПб., 1998.
Контрольные вопросы по курсу «Психология»
1. Предмет психологии. Базовые категории психологии. Задачи психологии.
2. Историческое преобразование определений предмета психологии.
3. Методы исследования в психологии.
4. Понятие психики. Особенности психического отражения.
5. Сознание как высшая форма отражения человеком действительности. Сознание и бессознательное.
6. Понятие человеческой деятельности. Основные характеристики деятельности.
7. Восприятие, его свойства и виды.
8. Внимание, его свойства, виды и функции.
9. Воображение, его виды, функции, связь воображения с творчеством.
10. Память: виды и законы памяти.
11. Мышление: природа и виды мышления. Мышление и речь.
12. Понятие личности. Теории личности в психологии.
13. Отношения между понятиями «личность», «темперамент», «характер», «способности», «воля».
14. Эмоции и мотивация. Виды эмоций и их роль в жизни человека.
15. Общение как взаимодействие. Виды и характеристики общения.
16. Личность и группа.
17. Критерии эффективности групповой деятельности.
18. Конфликты и способы их разрешения.
Вопросы к экзамену по курсу «Психология»
1. Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология.
2. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.
3. Отрасли психологии. Методы психологии. Связь психологии с другими науками.
4. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.
5. Объективная и субъективная (психическая) реальность.
6. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания.
7. Сознание и бессознательное. Основные механизмы психологической защиты.
8. Познавательные психические процессы и особенности их протекания.
9. Ощущение как простейший психический процесс. Классификация и основные характеристики ощущений.
10. Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление.
11. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.
12. Мышление. Формы и виды мышления. Методы и операции мышления.
13. Речь и ее функции. Речь и язык. Взаимосвязь мышления и речи.
14. Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания.
15. Память. Основные процессы памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти.
16. Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Структура личности. Различные подходы в исследовании личности.
17. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.
18. Темперамент: типы и свойства.
19. Характер. Типология характера. Акцентуации характера. Характер и волевые процессы регуляции поведения.
20. Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация.
21. Категория деятельности в психологии. Виды деятельности. Структура деятельности.
22. Общение как вид психической деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Цели и средства общения. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения.
23. Конфликт. Виды конфликтов. Способы профилактики и разрешения конфликтов.
24. Малая группа и ее характеристики. Виды малых групп. Структура внутригрупповых отношений. Эффективность групповой деятельности.
ПЕДАГОГИКА