Этап: Психокоррекционное воздействие.
Цель: изменить отношение к себе, к собственному поведению, к значимому близкому. Следствием должно стать облегчение жизненной ситуации клиента, разрешение его жизненных проблем.
Психолог выявляет мотивы поведения клиента, чем они выгодны ему (потребность в любви, самореализации, власти, понимании, потребность манипулировать, подчинять себе и т.д.). Если клиент осознал свои скрытые мотивы, то можно считать, что задача психокоррекции решена. Соц. психолог не должен прямо об этом говорить, клиент должен это осознать с его помощью.
- Как бы вы себя повели, если бы вам напомнили о неприятных моментах и при этом в самой неподходящей ситуации?
- Что же теперь делать?
- Давайте подумаем, взвесим все положительные и отрицательные аспекты…
Этап – принятие решения.
Психолог не дает рецептов, клиент сам должен принять решение, свое собственное, исходя из своих ресурсов. Существует технология принятия решения, которую должен соблюдать каждый:
перебор вариантов:
- Давайте представим, что вы развелись….
- Как измениться ваша жизнь?
- Что вы станете делать?
- Что вы почувствуете?
- А в случае сохранения брака?….
Необходимо заставить осознать последствия каждого шага, можно предположить даже то, что абсурдно, совершенно невозможно, как крайний вариант.
После принятия решения закрепить его, проговорить еще раз, объяснить и осознать до конца.
Этап успокоения клиента.
После принятия решения успокоить клиента – поддержать :
- Ситуация у Вас не простая, но уже хорошо, что Вы осознали, что заботитесь о семье, нашли время, силы, средства, чтобы разобраться с этой проблемой.
- Хорошо, что вы разобрались с этой проблемой сейчас, потому что позже уже тяжелее было бы эту проблему скорректировать
Показать положительные последствия того, что уже случилось, что жизнь прожита не зря, в случае негативного решения (что есть ребенок, что клиент «вырос» за время переживаний, осознать как клиенту нужен человек, о котором шла речь).
Завершение беседы.
- Подведение итогов,
- Мы обсудили…
- Если я правильно вас понял…
- Вы решили… Вы осознали… Вы согласились продумать варианты способов для решения проблемы…
Подтверждение самооценки клиента за счет подчеркивания его качеств:
- Вы сделали очень большую работу, есть люди, которые не делают этого всю свою жизнь…
- Я отдаю дань вашему мужеству и желанию помочь себе и ребенку, вашей к нему любви…
Проверка самочувствия клиента в этот момент, снятие усталости
- Как вы сейчас себя чувствуете
- Вы чувствуете облегчение, потому что появились перспективы..
- Вы чувствуете усталость, это нормальная реакция на глубокую внутреннюю работу
- Обратите внимание, как хорошо на улице. Сегодня чудный день, как должно быть свеж воздух.
- Если у Вас возникнет потребность прийти в следующий раз позвоните мне, чтобы назначить дату сеанса.
- Мы сегодня сделали все, что было запланировано, я удовлетворен тем, что сделано
- Постарайтесь дома сделать….
Окончание сеанса должно быть подкреплено невербальными признаками, которые дают понять клиенту, что пора уходить, чтобы не ранить его самолюбие, не потерять доверия и положительный результат.
Лекция 2. Диагностико-коррекционные занятия. [6] Обратная связь и активное слушание. [1]
Рисование « в детском саду», «на улице во дворе», «дома» «семья» Что мне снится страшное», «чего я боюсь днем», «что было со мной самое плохое», «кем я хочу стать». Диагностика взаимного расположения. Диагностика внутреннего мира и переживаний:
-доминирование серых тонов - пониженный фон настроения, отсутствие жизнерадостности, наличие страхов и нездоровых фантазий;
-доминирование светлых и насыщенных красок – активность жизненного тонуса, оптимизм;
- широкие мазки, масштабность, отсутствие набросков – уверенность и решительность
- неустойчивость изображения, смазанность, большое количество пересекающихся линий – повышенная возбудимость, гиперактивность
мало рисуют, предпочитают другие виды деятельности
При беспокойстве, заторможенности - мало сверстников на рисунке или отсутствие совсем – проблемы взаимоотношений невротического характера, чрезмерная опека в семье. [3]
Диагностика рисунка «Что мне снится страшное». Рисунок сделан – преодоление барьера – можно работать, выработка волевого, целенаправленного усилия на то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не усиливает его, а минимизирует, снимает напряжение от тревожного ожидания его реализации - в рисунке страх реализован как нечто происшедшее, фактически случившееся, а значит меньше недосказанного, таинственного, скрытого, неопределенного, теряется аффективно-травмирующий характер страха. Кроме того, занятие проходит в веселой обстановке, при участи педагога, сверстников.
Составление страхов детей, предложить их нарисовать. [6]
В процессе социализации мы приучаем людей давать советы, задавать вопросы или быть критичными к говорящему, то есть реагировать не так, как свойственно слушанию на первом уровне. Для этого необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Избегать выражения своего критического отношения
или осуждения. Такой тип слушания обычно повышает
эмоциональный уровень говорящего и/или побуждает
его прекратить разговор.
2. Прислушиваться к тому, что стоит за данным высказыванием, сопереживая и не осуждая. Такой тип слушания поможет формированию взаимопонимания, доверия и таких отношений, которые позволят собеседнику почувствовать, что он (она) может говорить без боязни «нарваться» на критику или осуждение. Это способствует решению собственных проблем говорящего. Когда люди лучше понимают свое поведение, они отдают себе отчет в происходящем. Для того чтобы «слушать, сопереживая», совсем не обязательно соглашаться с тем, что вам говорят, нужно лишь проявить участие к чувствам говорящего, к кому, что он или она может испытывать.
3. Правильно выбирать время для вопросов. «Сопереживая», лучше всего держать свои вопросы при себе. Иногда реакцию сопереживания следует проявить раза два-три, до тех пор, пока эмоциональный уровень говорящего не понизится до той степени, когда он или она сможет объективно рассуждать и слушать на первом уровне.
4. Стараться воздержаться от желания решить проблему за говорящего. Подобный стиль «слушания» может въедаться в исполнение роли «спасителя». Люди становятся более уверенными в себе, если сами могут решить свои проблемы и думать своей головой.
Характеристики «эффективного» слушателя
-умение улавливать новые мысли и идеи, соотнося услышанное с уже известным;
-способность сосредотачиваться и слушать «всем своим
существом»;
- умение «слушать сердцем», без предубеждений, не осуждая говорящего;
- осознание процесса, сознательный отказ слепо «следовать за толпой»;
- умение осознанно воспринимать происходящее и оценивать возможности развития ситуации, способность не
упускать важные детали;
- направленность на восприятие новых идей, методов и
способов, улавливание «сути» подчеркивая, проясняя, или дополняя - ведь нет в мире двух людей, которые бы слушали одинаково;
- склонность к интроспекции, способность и стремление к критической проверке, пониманию и трансформации своих собственных ценностей, психологических установок и отношения к самому себе и другим людям;
- сосредоточенность на идеях и замыслах говорящего с помощью своих ощущений, чувств и интуиции.
Способы совершенствования слушательских навыков:
1. Стремиться найти в услышанном что-то полезное и интересное для себя.
Одним из аспектов умения слушать эффективно является анализ и сортировка собственных представлений. Что из сказанного я могу применить? Как это соотносится с тем, что мне уже известно? Что я могу предпринять?
2. Взять инициативу на себя.
Надо определить, что известно говорящему. Посмотрите на него и сосредоточьтесь на сказанном, стараясь сделать все возможное, чтобы создать атмосферу беседы «с глазу на глаз». Если внешний вид или личность говорящего вас отвлекают, постарайтесь их не замечать. Главное - это основная идея, заключенная в воспринимаемых вами словах. Стимулируйте говорящего своим вниманием и выражением интереса. Продемонстрируйте свой интерес путем вставок типа «да-да», «м-да, это интересно», «а как насчет...» и т. п.
3. Слушая, работать.
Эффективное слушание требует определенных затрат энергии. Если предмет обсуждения известен заранее, подготовьтесь к нему — прочтите соответствующие материалы, обсудите их или продумайте, сформируйте свою точку зрения. После этого слушайте активно и энергично.
4. Сосредоточить свое внимание на основных мыслях и
идеях.
Прислушайтесь к главным идеям и мыслям говорящего. Иногда вам удастся распознать стандартные приемы построения речи - вступление к основной теме, ««мостики» от одного предмета обсуждения к другому по ходу развития темы, примеры и словесные иллюстрации, а также заключение, резюме или призыв к действию. Отмечайте основные идеи по мере их представления с говорящим, отделяйте факты от принципов, идеи от примеров, а доказательства от домыслов.
5. Конспектировать.
Улучшить свою способность запоминать и усваивать материал можно с помощью кратких записей основных положений выступления. Позже просмотрите записи: что можно использовать, с чем вы согласны или не согласны. Чтобы записи впоследствии пригодились, нужно для каждого случая верно подбирать способ конспектирования, однако каким бы он ни был, записи должны быть кратки ми, понятными и разборчивыми. В зависимости от рода разговора поэкспериментируйте с подготовкой резюме, мысленного или письменного, или выпиской ключевых слов (фраз, мыслей). Будьте гибкими — у большинства выступающих нет четкого плана речи.
6. Не отвлекаться на внешние обстоятельства.
По возможности старайтесь не отвлекаться. Сядьте там, откуда вам будет видно и слышно докладчика, где вас не будут отвлекать — нужно «сконцентрироваться на концентрации внимания».
7. Воздерживаться от возражений.
Не позволяйте эмоциональным словам на вас влиять. Научитесь распознавать высказывания, доходящие до той стадии, когда вы перестаете соглашаться с ними и начинаете мысленно готовить свои возражения. Одним из способов противодействия является быстрый поиск причин, по которым эти слова и выражения вас задевают, и суммирование услышанного. Воздержитесь от возражений до тех пор, пока вы детально не поймете, на чем делается акцент говорящим. Другим способом является формулирование основных возражений в виде вопросов, но не фиксируйтесь на этом. Оба способа помогут вам сохранить ясную голову, и вы сможете продолжить внимательно слушать.
8. Сохранять ясную голову: задавать вопросы, чтобы выяснить, насколько точно понимается сказанное.
Внезапное, яростное возражение или несогласие с основными положениями речи выступающего может привести к возникновению «психологической глухоты». Ваш разум должен быть ясным — говорящему нужно не только уделить внимание, но и покопаться в самой сути сказанного. Не занимайте позиции обвинителя, не ищите, что именно было сказано «неправильного». Проясните для себя значение отдельных слов или формулировок путем перефразирования сказанного своими словами.
9. Уметь обратить себе на пользу скорость мышления; резюмировать сказанное.
Суть умения слушать эффективно состоит в том, чтобы быть максимально сконцентрированным на конкретной ситуации, возникающей между говорящим и слушающим. Сосредоточьтесь на том, о чем говорит выступающий. Мысленно резюмируйте уже сказанное. Решите для себя, насколько говорящему удалось обосновать свои суждения и насколько вы их разделяете. Составляйте мысленное резюме по каждой из отдельных тем по мере их развития, сравнивайте их и противопоставляйте, оценивайте доводы говорящего.
10. Регулярно практиковаться.
Приобретайте опыт и практикуйтесь слушать и конспектировать незнакомый или сложно воспринимаемый на слух материал, требующий от вас максимального умственного напряжения. Возможности предоставляются нам на любом собрании, а регулярная практика творит чудеса. Чтобы научиться слушать эффективно, нужно приложить определенные усилия, но это один из наиболее простых способов получить необходимые для вас информацию и идеи.
11. Анализировать, что сообщается посредством невербальных сигналов.
Будьте терпимы и восприимчивы к чувствам говорящего. Задайте себе вопрос, почему он или она говорит именно это, что он или она имеет в виду? Попробуйте «прочитать между строк» и найти скрытое значение сказанного. О чем свидетельствуют выражение лица, жестикуляция говорящего и другие невербальные сигналы?
12. Оценивать и критиковать содержание сообщения, а не поведение говорящего.
Очень важно различать, что вам сообщает говорящий: факты или предположения. Решите для себя, насколько хорошо ему удалось подтвердить основные положения своего выступления и как вы сами можете это сделать. Перед тем как вынести свой «приговор», выслушайте говорящего полностью. Восприятие содержания сообщения гораздо важнее, чем оценка внешности говорящего, поэтому не позволяйте себе отвлекаться на манеру речи, голос, личность или внешний вид выступающего. Признайте и смиритесь с тем, что большинство людей не слишком-то умеют выступать перед публикой.