Тема 2. Психосоциальные методы работы с невротизированными детьми и их семьями.
Лекция 1. Проведение психотерапевтической беседы. [5]
Цель беседы - установить доверительные отношения.
Беседа проходит в непринужденной обстановке, вопросы не должны травмировать ребенка или родителей. Схема беседы:
Этап «НАЧАЛО».
Цель 1 этапа – установление контакта, расположение к беседе. Для этого необходимо, чтобы он понял, что здесь ему доверяют, внимательно слушают, относятся к нему с уважением.
Если этот этап не удался, то может не удастся вся беседа.
На двери кабинета рекомендуется, или на столе написать фамилию, имя и отчество соц. педагога, даты и дни приема, должность . Когда входит в кабинет, рекомендуется улыбнуться ему и посмотреть в глаза, но это должно выглядеть спокойно и обыденно, чтобы не сложилось впечатление, что вы слишком счастливы, чтобы понять проблему .
Затем предложить расположиться там, где удобно.. Это очень важно, так как по выбранному положению мы можем установить степень открытости и готовности , кроме того, мы даем ему возможность самому выбирать приемлемую для него личную дистанцию, не нарушая его личностное пространство, и исключая, тем самым, возможность невербального над ним давления.
Мы даем понять, что сейчас мы будем заниматься только его вопросом. Здесь необходимо использовать «подстройку», т.е. придать своему телу, позе, голосу такие же интонации и положение, какое занял клиент. Недопустимо, чтобы соц. педагог сидел выше клиента, так как это создаст впечатление навязывания, давления, или чтобы сидел в закрытой позе (например, со скрещенными руками и ногами), а клиент в это время весь раскрылся, подаваясь вперед.
2. Расспрос клиента:
Цель: Клиент должен выговориться и рассказать обо всем, что с ним происходило. Это может быть облегчением для самого клиента. Для этого психолог должен организовать рассказ клиента по правилам подачи обратной связи:
1) не задавать вопросов, содержащих скрытые ответы. Вопросы должны быть открытыми:
- Не «Вы чувствуете себя плохо?», а «Как Вы себя чувствуете?», не «Вы пережили это спокойно?», а «Как вы это пережили?»
2) располагать к рассказу, но не выпытывать
- да.., угу, и что было потом.., и т.д.
- Расскажите, какая у Вас семья?
- Расскажите о ваших отношениях?
- Когда это началось?
- Было ли подобное в вашей семье?
-
3) просить рассказывать не столько факты, сколько чувства и переживания
- Что вы при этом чувствовали?
- Как вы пережили это?
4) по ходу рассказа надо задавать вопросы, вызывающие рефлексию
- Что это обозначало ?
- Как Вы это восприняли?
- Как вы поняли этот шаг с его стороны ?
- Как Вы себя почувствовали после этого ?
Необходимо подводить к пониманию, что только он сам может принять решение, готовых рецептов ему никто не даст. И это он сделает либо сейчас, либо позже.
на 2 этапе определяется проблема, с чем связан конфликт, тревога. Сразу после расспроса, социальный педагог определяет для себя гипотезу и должен проверить её.
Затрагиваемые в беседе темы должны касаться самочувствия ребенка, его взаимоотношение со сверстниками, наличие страхов и тревог. (ИСПОЛЬЗОАВНИЕ СОЦИОМЕТРИИ)
Дети с неврозами никогда не достигают лидерства
ДИАГНОСТИКА СТРАХОВ (РИСУНОЧНАЯ)
Следует выявить характер семейных отношений (ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ РИСУНОЧНЫМИ ТЕСТАМИ) - осторожно, опосредованно, интересуясь игрушками ребенка, отношением взрослых к игре в доме, к рисованию и пению.
Диагностика игры ДОЧКИ-МАТЕРИ.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ сопоставить его результаты с беседой с родителями о том, как ведет себя ребенок дома и в группе.
РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА (о наличии проблем)
3 этап:Проверка предположения состоит в задавании вопросов, уточняющего характера:
- Как часто вы хвалите своего сына ?
- Что происходит, когда вы приходите домой с работы?
Затем психолог вместе с клиентом анализирует ситуацию, которая наглядно демонстрируют поведение клиента, отношение с людьми, особенности выбираемых ими паттернов поведения. Избыточную субъективность и односторонность взглядов клиента мы уменьшаем приемами:
- рассказать об этом более детально (его невозможно исказить)
- рассказать о тех аспектах реальности, которые клиент упускает
- Когда возникла эта ситуация?
- В связи с чем она возникла?
- Кто участвовал и что конкретно говорили и делали окружающие?
- Что могли думать и чувствовать все остальные?
- Что думал и чувствовал он сам?
- Чем эта ситуация окончилась?
- Какие она имела последствия?
Такая детализация является своеобразным фильтром, который абсорбирует неосознаваемую информацию и недооцениваемые факты. Часто у клиентов возникает трудность вспомнить свои чувства, чувства других, свое состояние. Роль психолога здесь активна, он задает вопросы:
- Вспомните хоть что-нибудь!
- Не беда, если это несколько не соответствует тому, что было на самом деле.
- Вы, зная свою жизнь, можете представить себе, как это могло быть.
Такой анализ переживаний помогает выяснить истинные мотивы клиента, его поведения в конфликтах и вывести на проблемы, которые лежат в основе конфликтов.