Вопрос 28. Диалогическая речь

Диалог – это форма социально-речевого общения, в основе кот. лежит сотрудничество и взаимоотношение в процессе совместной деятельности 2х лиц, кот. играют определённые роли, где речевое поведение одного зависит от речевого поведения другого. Диалог двусторонен. Характеристики:

  1. Эллиптична (выпадение какого-либо члена предложения), но относительно определённого контекста данная речевая реплика будет понятная. Это придаёт динамичность, живость диалогу, свёрнутые высказывания используются, если есть общность ситуации или совместный опыт, или при использовании невербальных элементов. Эллиптичность чаще встречается в реагирующих репликах на что-то.
  2. Эмоциональность и экспрессивность. Т.к. в диалоге всегда присутствует субъект. Оценочная окраска и используют невербальные средства и модальные слова.
  3. Спонтанность. Т.к. она всегда зависит от реакции говорящего. Присутствуют и паузы нерешительности в перестройках речевого клише.
  4. опора на вероятностное прогнозирование.

Структура диалога. Первоэлемент – реплика различной протяжённости. Пара реплик составляют диалогической единство. Оно характеризуется структурной и интонационной законченностью. Диалогическое единство – пара реплик разных собеседников, образующих органичное целое в содержательном и структурном отношении. Диалогическое единство – единица диалога, исходная единица для обучения диалогической речи. Можно классифицировать диалоги с точки зрения стимулирующей и реагирующей реплик

  1. Коллеряция. Реплики дополняют друг друга и создают представление о предмете и поступке. пример: ты вечером что делаешь? – я читаю книгу.
  2. без коллеряции. Реагирующая реплика м. выступать как возражение или новое толкование. Пример: ты слышал новости? – не слышал. Я вчера не слушал радио.
  3. частичная коллеряция. Вопрос и ответ разъясняют исходное утверждение, а реплика несет избыточную информацию. пример: на этой улице нет кинотеатра. – не правильно. Два дня назад здесь открыли новый.

Особенности диалога с точки зрения методики

  1. в рамках 1го речевого акта происходит и рецепция и репродукция.
  2. задействовано 2,3 собеседника
  3. каждый выступает в роли слушающего и говорящего
  4. есть экстралингвистические черты (коллективность инфо, разные оценки действия, задействовано активное мышление, жесты, мимика).

Психологические особенности:

  1. частичное положение восприятия речи и внутренне проговаривание, следовательно раздвоение внимания.
  2. необходимо следовать за мыслью собеседника
  3. в течение диалога может неожиданно поменяться тема, следовательно фактическая невозможность планирования.

Диалогическое действие может быть одношаговым или многошаговым.



  1. 1 шаговый диалог. Цель деятельностного акта осуществляется непосредственно в основном смысле, речь имеет свёрнутый характер, речь стереотипна, отвечает потребностям трудовой деятельности. В деятельностном акте доминирует речевое действие.
  2. многошаговый диалог. Цель – общение, знание. Деятельность с целью убедить, выразить чувства и т.д. В основе лежит внешняя ситуация. Содержание стереотипно, язык насыщен штампами.

2 типа диалогов:

1. стандартные. Обслуживают типичные ситуации. Присутствует чёткое закрепление ролей, стереотипный языковой материал. закреплены для заучивания на младшем и среднем этапах.

2. свободные. В виде интервью, беседы, дискуссии, пресс-конференции. На старшем этапе обучения.

Задачи обучения диалог.речи:

  1. обучение реплецированию, умение добывать реплики, адекватные содержанию
  2. умение разворачивать реплику в высказывание.

Технология обучения

1. индуктивный. Упражнения

а. подготовитеьные в отрыве от ситуации.

- слуховое восприятие в отрыве о речевой ситуации

- зрительное восприятие

- перевод

- воспроизведение в парах

Б. на лексико-грамматическую вариативность

В. Условно-речевые с опорой на ситуацию

- комбинирование реплик на основе конкретных связей

- вопросо-ответные упражнения

- комбинирование реплик по содержанию с использованием вербальных опор (составление диалога по образцу)

Г. Речевые. В качестве опоры ситуация

- коллективное составление диалога

- диалог учителя и ученика

-составление диалога по невербальным опорам (диафильм)

- составление диалога с помощью опоры ( на лексику)

-инсценирование

- комбинирование

- игра, диспут, беседа

При выборе речевого упражнения необходимо помнить что:

- оно должно быть посильным

- должно предполагать постепенное нарастание трудностей

- должно опираться на различия в памяти и мышлении

- долно быть целенаправленным и мотивированным

- должно представлять захват ситуации

- должно носить коммуникативный подход.

Тема здоровье

  1. В начале можно употребить лексику и грамматику в качестве закрепления. Для этого можно выделить определённое диалог.единство и поработать с подстановочными упражнениями. 大夫给KV过Y吗?
  2. разделение на диалог.единство. - 你怎么了?你今天脸色不好。- 我感到不舒服。
  3. подкрепление зрительной опорой. Пример, чтение по ролям.
  4. проверка понимания путём перевода, но можно и не делать этого, а перевести только сложные сочетания.
  5. разыграть по ролям с целью развития памяти.
  6. обработка лексической вариативности. Пример, как можно сказать по-другому?
  7. развитие умения расширить и комбинировать реплику. Пример, расширить в рамках одного диалог.единства.
  8. взять 2е диалог.единство. –请坐。你哪不舒服?- 我头疼很厉害。
  9. с 1 по 7 то же самое
  10. взять 3е диалог.единство. - 你需要量一下体温。你的体温多少?- 三十八度七。
  11. с 1 по 4 то же самое.
  12. отработка лексико-грамматических навыков. Пример, дополните по смыслу (даются только реагирующие/стимулирующие реплики)

Дедуктивный.

  1. восприятие на слух (без опоры). Цель: первичное ознакомление с диалогом. Потом ознакомление с опорой.
  2. аналитический (разбор на диалог.единства). Цель: контроль понимания через вопросы по содержанию; через перевод. Отработка диалог.единств с точки зрения лексических единиц и грамматических структур.
  3. воспроизведение по ролям. Цель: окончательное присвоение содержания по ролям.
  4. Составление новой ситуации на базе усвоения пройденного материала.

30. Чтение как вид речевой деятельности, цели, содержание обучению чтению на различных этапах обучения. Психо-физиологические механизмы чтения.

Чтение относится к рецептивным видам реч Д., т.к. опирается на язык. Знаки, но оно отличается от аудирования, так как при чтении происходит толчок от формы, кот ведет к значению при опоре на слух. При чтении слово всегда находится в окружении других слов. К нему может вернуться неколько раз, при аудировании – это невозможно. При чтении необязательны образцы. При чтении ассоциации происходят на языковом уровне(предложения, текста, фразы). Но при чтении возникают сложности:

  1. В процессе чтения охватывается большой языковой материал, поэтому от читателя требуется владение большим спектром языковых единиц.
  2. При чтении часто возникают незнакомые обстоятельства, в рамках которых идет повествование.
  3. Сложность заключается еще и в сложности изложения материала (содержание, композиция)
  4. При чтении фразы длиннее в 3 раза, чем в устной речи
  5. Отсутствие пауз, интонаций

Чтение – рецептивный вид реч деятельности, этот процесс характеризуется громадным объемом под- и сознательной стороны работы головного мозга. Восприятие характеризует подсознательный уровень, а сознательный заключается в переработке информации (анализ, синтез и т.д.)

Умение читать опирается на опред навыки:

  1. навыки соотнесения зрит образа реч ед с ее слухоречедвигательным образом. В качестве реч ед может быть слово, фраза, синтагма, абзац. Объем зависит от техники чтения.
  2. Соотнесение слухоречедвигательного образа со значением. 1) навыки соотнесения звук образов, слов и словосочетаний с их значением.2)навыки соотнесения грам. Структуры с их значением.

Проговаривание при чтении обязательно.

Из этих навыков складывается умение, которое понимается как извлечение информации из нового текста.

  1. Чтение может быть собственно чтение (умение читать)
  2. Чтение как организационная форма, то есть учебное чтение, которое представляет систему упражнений, обеспечивает становление собственно чтение.

Психофизиологические механизмы.

Чтение опирается на зрительное восприятие. По объему информации чтение больше в 1,5 р аудирования, потому что способность воспринимать у зрит.начала больше, чем у слухового. Темп при чтении мы задаем сами. При чтении выявлена меньшая внутренняя активность, потому что меньше утомляемость. К основным механизмам относятся:

  1. Механизм антиципации (на уровне структуры предложения). Если механизм развит плохо, то чтение медленное, так как при развитом механизме основная опора – структура предложения. Этот механизм необходимо формировать алгоритм распознавания структуры. Сюда входят грамматические навыки.
  2. Механизм догадки. Когда предложение читается несколько раз и возвращается внимание к непонятным местам, начинает работать механизм догадки. Он работает также на уровне предложения. Важна активность ребенка.
  3. Механизм логического понимания. Опирается на зрит образ, а также на членение на смысловые куски. Здесь происходит осмысление связи между смысловыми кусками. Здесь происходит логико-грамматический анализ и информационный анализ.
  4. Механизм внутренней речи. Работает через громкое проговаривание в процессе полноценного проговаривания. Здесь важно чтение вслух, которое обусловлено соотнесение зрит образа со слуховым. На старшем этапе проговаривание сворачивается.
  5. Механизм речедвигательного анализатора. Пи чтении вслух, когда происходит озвучивание зрит образа, постепенно внимание переходит к зрит анализаторам к речезрительным. Происходит воспроизведение суммы единиц. Чем больше комплекс, который мы воспринимаем, тем более свернуто проговаривание, но понимание не страдает.
  6. Механизм внутреннего речевого слуха. Слышим, но не проговариваем то, что читаем.

Чтение как вид речевой деятельности включает в себя технику чтения и понимание чтения.

Наши рекомендации