Вопрос 27.Монологическая речь

Монолог – это форма говорения. В рамках диалога может быть переход к монологу. Монолог в чистом виде встречается редко. По мнению Гез монолог – это организованный вид речи, который представляет собой продукт индивидуального построения и представляет собой высказывания одного лица. Монолог – форма речи, кот. выстраивает сам человек, выбирая структуру, композиции и средств (Рогова). Особенности монологической речи:

  1. Мотивированна, стимулирована. Стимул выходит из ситуации.
  2. Монолог.речь автономна от ситуации. Ситуация лишь отправной начальный пункт высказывания.
  3. Монолог.речь создаёт свою собственную среду, контекст.

2 уровня монолог.речи:

1. Подготовленная монолог.речь – это предварительное обеспечение языковым материалом. Самообеспечение всегда требует времени.

2. Неподгоовленная – непосредственная речь в данный момент без всякой подготовки и опор. Данный уровень формируется на протяжении всего обучения. Подготовленная речь – репетиция для неподготовленной.

Основные характеристики:

  1. относительно-непрерывный характер.
  2. логичность и связанность.
  3. относительная смысловая законченность.

В экстралингвистическом плане монолог.речь должна формировать высказывание в соответствие с целью и темой. Качество монолога:

1. целенправленность

2. логичность.

3. структурность.

4. связанность.

5. относительная завершённость.

6. продуктивность (монолог.речь на уровне сверхфразовых единств всегда новый продукт)

7. непрерывность – отсутствие ненужных пауз.

8. самостоятельность.

9. выразительность.

10. адрессованность.

В монологе должен быть определённый ритм. Должны быть восклицания, опорные слова, жесты. По своему подразделяются по количеству и качеству мыслительных вех.

1. Элементарные – законченные мысли, не требующие мгновенной реакции. Включает в себя вводные слова и языковой материал.

2. Минимальные – высказывания, кот. содержат 1 мыслительную веху и количество языкового материала и её уточнение.

Развёрнутый – развёрнутое значительное сообщение, обладающее определённым языковым объёмом, в нём больше 1 смысловой вехи + языковой материал.

Классификация монологов:

  1. монолог-убеждение
  2. монолог-лирический
  3. драматический
  4. собрающего типа
  5. стилистически нейтральный ( в кот. по какой-либо причине избегается обращение реальному или предполагаемому лицу)

Уровни монологической речи

  1. уровень предложения, т.е. элементарное высказывание
  2. Уровень сверхфразового единства, в следствие кот. получается монолог определяющего типа.
  3. Целостный развёрнутый текст.

Исходные единицы – предложение + сверхфразового единства. Требования монологической речи в средней школе:



  1. дети должны уметь производить элементарные высказывания в рамках определённого круга тем, разные по типу, т.е. сообщение, рассказ.
  2. должны кратко уметь передать содержание с опорой на текст или на вопросы.
  3. должны сделать сообщение о прочитанном, выразить своё отношение.

Задачи обучения монолог.речи:

  1. научить детей уметь выражать законченное высказывание.
  2. логическая развёрнутая мысль
  3. научит высказываться без больших пауз

Этапы обучения:

  1. начальный. Где происходит формирование навыков (первые 3 года)
  2. средний – совершенствование навыков и умений
  3. старший – углубление навыков и умений.

2 метода обучения

1. Путь сверху (дедуктиный). Исходная единица – готовый текст. Этапы работы:

- максимальное усвоение содержания текста: прочитать, перевести, составить план в виде вопросов или тезисов, найти эквиваленты, ответить на вопросы по содержанию, озаглавить части текста и др.

- присвоение содержания текста, т.е. пересказ: от имени героев, от 3го лица. Обязательны опоры.

- использование ситуаций для работы с содержанием данного материала.

Т.о. текст полностью перерабатывается

2. Путь снизу (индуктивный). От элементарной речевой единицы к законченному логическому высказыванию. Этапы работы:

- задания, кот. стимулируют коротки высказывания на тему будущего монолога.

- более точные и конкретные высказывания большие по объёму. Наталкивающие вопросы картинки.

- процесс формирования самостоятельного развёрнутого высказывания, где высказываются аргументы, оценки, характеристики. Речь должна быть личностно-окрашенной, т.е. собственная точка зрения.

При работе над монолог.речью обязательны опоры, клише, они могут подсказывать последовательность фраз, формируют логику. В качестве опоры может быть рассказ учителя, картинки, фильмы, слайды, упражнения, изложения. Опоры должны быть использованы от элементарного к сложному.

Работа над темой:

  1. устная подготовка к теме: знакомство с лексикой, вспоминание лексики.
  2. устное введение темы в ситуацию.
  3. отработка по образцам
  4. перенос на личность учащихся этой темы и их жизненных ситуаций.
  5. разработка темы
  6. сочетание с ранее изученными темами

Система упражнений

  1. Подготовительные. Требования к ним:

- речь должна соответствовать теме

- правильно употреблять языковые средства

-правильно использовать структуры

К подготовительным упражнениям относят

- изменение какой-либо части предложения. Пример, я люблю зиму. – он не любит зиму

- изменение композиции высказывания

-речевые упражнения для подготовленной речи:

А. составить рассказ по смысловым словам

Б. воспроизведение чего-то по клишэ

В. Разбить текст на части, и их озаглавить

Г. Пересказ-резюме

Д. сокращение/расширение рассказа

Е. на основе монолога сделать диалог

Ж. высказывание с опорой на логические синтаксические схемы

Части беседы

  1. Тема
  2. Экспозиция
  3. ключевые слова
  4. программа речевых реакций
  5. речевые реакции

Наши рекомендации