Основные направления коррекционно-педагогической работы при ЗПР
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в развитии психических процессов, но и на предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть. А также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно-оздоровительной, воспитательно-образовательной и социально-педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.
На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает: -стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности;
-развитие общей и ручной моторики;
-развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
-обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия
-развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как
выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
-скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
-способность к концентрации и к распределению внимания; -готовность к сотрудничеству со взрослым;
-стимуляцию речевого развития ребенка.
На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:
1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейсяличности:
-развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
-профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
-развитие социальных эмоций;
-создание условий для развития самосознания и самооценки;
-формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; -предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
1 .Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:
-развитие сферы образов-представлений;
-формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словеснологического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
-развитие пространственногогнозиса и конструктивного праксиса;
-формирование пространственно-временных представлений;
-развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и
наглядного моделирования в различных видах деятельности;
-развитие творческих способностей;
-совершенствование мнестической деятельности;
-развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.
2. Развитие речи и коммуникативной деятельности
-целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);
-создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
-формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
-стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.
3.Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов):
-целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности; [Примечание]
-всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
-развитие игровой деятельности;
-формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;
-формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.
Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др.