Дидактические материалы к конструированию и анализу урока

Дидактические материалы к конструированию и анализу урока

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей, с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание фронтальных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10.Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).

13.Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

16.Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

(Методическая работа в школе: Организация и управление. Под редакцией Поташника М.М. - М: НИИУ ЭРО АПН СССР, 1990).

Психологические требования к уроку

К ним относятся:

  • учет возрастных особенностей;
  • учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку

  • температурный режим;
  • освещенность;
  • критические точки усвояемости.
Время 1-4 мин. 5-23 мин. 23-34 мин. 35-45 мин.
Усвояемость 60 % 80 % 45-60 % 6 %

<

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - через 11-14 минут

3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут

(по Высоцкой С.И.)

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  • повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
  • подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
  • демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
  • предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
  • предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
  • инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1. Фронтальная (коллективная)

2. Групповая:

2.1. бригадная;

2.2. звеньевая;

2.3. кооперированно-групповая;

2.4. дифференцированно-групповая.

3. Парная.

4. Индивидуальная:

4.1. индивидуализированная;

4.2. индивидуализированно-групповая.

СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕНИЯ

1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.

2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.

4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.

5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.

Самостоятельная работа учащихся на уроке является ведущим средством достижения дидактической цели урока, активизации учения.

Требования к самостоятельной работе (СР):

1. Наличие конкретной цели.

2. Наличие конкретного задания.

3. Четкая форма выражения результата СР.

4. Определение формы проверки СР.

5. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание.

6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ урока.

7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).

8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР.

ТАБЛИЦА ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ

ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ

(По Шамовой Т.И.)

 Цель: проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на уроке средством включения каждого ученика в деятельность по достижению дидактической цели урока.

Содержание объектов наблюдения Предмет, класс и фамилии учителей, у которых посещались уроки
  Иванова С.И., математик 5 кл. Сидорова В.И., историк 7 кл
1. Была ли на уроке самостоятельная работа? 2. Сколько времени она занимала? 3. На каких этапах была самостоятельная работа:
  • при проверке домашнего задания (время);
  • при подготовке к усвоению новых знаний (время);
  • при изучении нового (время);
  • при закреплении (время).
4. Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы? 5. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа?
  • репродуктивный (время);
  • частично-поисковый (время);
  • исследовательский (время).
6. Формы организации самостоятельной работы:
  • общеклассная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.
7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы? 8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока.
   

+ реализовано полностью

  • реализовано частично

- не реализовано.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

  1. Учебно-организационные:
  • умение организовывать учебный труд;
  • умение организовывать свою познавательную деятельность;
  • умение участвовать в коллективной познавательной деятельности.

2. Информационные:

  • умение рационально читать;
  • умение работать с учебником, справочной литературой;
  • библиотечно-библиографические знания и умения;
  • умение пользоваться аудио-визуальными средствами.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • умение формировать приемы диалектического и формально-логического мышления.

4. Коммуникативные:

  • умение пользоваться речью: монологической, диалогической;
  • умение слушать и слышать;
  • умение участвовать в дискуссии;
  • умение пользоваться различными видами письменной речи.

Урок надо строить с учетом принципов научной организации труда (НОТ) и учить основам НОТ:

  1. Умению планировать работу во времени в соответствии с целью урока.
  2. Умению оборудовать рабочее место.
  3. Умению оптимизировать технику личного труда.

Индивидуализация обучения - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Внутриклассная индивидуализация учебной работы. Комбинация основных форм индивидуализации учебной работы.

Дифференциация обучения - группировка учащихся на основе их способностей.

Дифференциация объема учебного материала, степени сложности, степени помощи.

УРОКА В ШКОЛЕ

  • Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
  • Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.
  • Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).
  • Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
  • Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
  • Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
  • Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
  • Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
  • Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
  • Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.).
  • Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.
  • Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
  • Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.
  • Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
  • Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.
  • Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА

Запланированное время Содержание урока (план) Фактически израсходованное время
2 мин. 6 мин. 7 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 6 мин. 1 мин. 2 мин. Организация урока Проверка знаний: а) задания на доске б) вопросы для устных ответов: 1. Причины возникновения народничества 2. Взгляды народников Проверка заданий на доске Обобщение. Изложение нового материала. Задание: Чем объяснить изменение тактики народников на разных этапах? 1. “Хождение в народ”. 2. “Земля и воля” (работа с документом). 3. “Переход к террору”. 4. “Народная воля”. Задание на дом Проверка задания 1,5 мин. 5 мин. 6 мин. 3 мин. 2 мин. 1 мин. 4 мин. 8 мин. 5 мин. 6,5 мин. 1 мин. 2 мин.
45 минут ИТОГО: 45 минут

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

1. Общая оценка урока:

а) урок достиг цели,

б) достиг частично,

в) не достиг цели.

При необходимости дается оценка реализации принципов обучения.

2. На основе самоанализа урока учителем руководитель оценивает знание учителем своего класса, видение им места урока в системе других уроков.

3. Анализ и оценка правильности выбора триединой дидактической цели (ТДЦ).

4. Оценка типа урока, его структуры, выделения главного этапа, на котором в основном определялся успех (неудача) в достижении цели урока.

5. Оценка каждого этапа урока, исходя из уровня решения на каждом этапе ТДЗ через анализ ее взаимосвязи с содержанием, методами и формами организации деятельности учащихся.

Цель - соотнести запланированный учителем результат с реальным и определить причины успеха или неудачи.

6. Оценка правильности выбора методов обучения и, прежде всего, доминирующего характера деятельности учащихся (репродуктивного, частично-поискового, исследовательского), определение соответствия метода обучения этому характеру деятельности, а значит, содержанию и задаче этапа, реализация основных функций методов обучения.

7. Оценка выбора форм организации учебно-познавательной деятельности, их адекватности методам обучения, учебному содержанию и ТДЗ этапа.

8. Вскрытие и оценка взаимосвязи решения дидактических задач на каждом этапе с дидактическими задачами других этапов и выяснение влияния каждого этапа на достижение дидактической цели урока.

9. Логическое обобщение и ответ на вопрос, что способствовало достижению ТДЦ урока или тормозило: желательно, по возможности, показать, как развивалось внимание учащихся, интерес к содержанию и процессу обучения, чувство долга и ответственности.

10. Формулировка конкретных предложений (что прочитать, над чем работать и т.д.), определение (в случае необходимости) срока повторной встречи для беседы или времени посещения урока.

Такой подробный анализ нужен, когда:

  1. Идет обучение этой методике.
  2. Изучается лучший опыт.
  3. В случае конфликта с учителем.
  4. Руководитель хочет показать возможности урока.

Системный анализ - один из путей выявления резервов урока, преодоления формализма в оценке труда учителя.

(по Конаржевскому Ю.А.)

ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА

УРОКА УЧИТЕЛЕМ

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся по данным педконсилиума? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
  3. Какие задачи решались на уроке:

  а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4.Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12.Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13.Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, как и почему?

Дидактические материалы к конструированию и анализу урока

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей, с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание фронтальных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10.Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).

13.Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

16.Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

(Методическая работа в школе: Организация и управление. Под редакцией Поташника М.М. - М: НИИУ ЭРО АПН СССР, 1990).

Психологические требования к уроку

К ним относятся:

  • учет возрастных особенностей;
  • учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку

  • температурный режим;
  • освещенность;
  • критические точки усвояемости.
Время 1-4 мин. 5-23 мин. 23-34 мин. 35-45 мин.
Усвояемость 60 % 80 % 45-60 % 6 %

<

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - через 11-14 минут

3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут

(по Высоцкой С.И.)

Наши рекомендации