Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
Целью настоящего параграфа является исследование степени решения проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения.
Определим исходное ключевое понятие «готовность». Известно, что проблемой готовности занимается широкий спектр гуманитарных наук, и для каждой из них понятие «готовность» может, как и включать нечто общее, так и напротив, иметь различия.
Проведем обзор вариантов трактовки содержания понятия «готовность» в психологической и педагогической теории (табл. 1).
Таблица 1
Трактовка содержания понятия «готовность» в психологической и педагогической теории
В психологии |
«Готовность» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. «Диспозиция (предиспозипия) - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности» «Как психологическая установка» (Д.Н. Узнадзе) [55] |
«Как проявление определенного уровня способностей и свидетельства самого их наличия» (Б.Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн) [3, 49] |
«Как личностное новообразование» (Ю.З. Гильбух) |
В психологическом словаре понятие «готовность к действию» определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» |
В педагогике |
В научно-педагогических исследованиях готовность рассматривают «как многокомпонентную систему» (А.Г. Мороз, В.А. Сластенин) |
«Как комплекс свойств и качеств личности» (В.А. Крутецкий) |
«Как совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций» (В.А. Сластенин) |
Мы придерживаемся трактовки В.А. Сластенина, согласно которой готовность - это совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций.
Подготовка детей к школе – сложная, многокомпонентная задача, охватывающая все сферы жизни будущего ученика, а потому требует комплекса исследований, так как низкий уровень сформированности одного из компонентов готовности к школе влечет за собой отставание в развитии других, а в будущем – сложную адаптацию к школе и возможные психологические проблемы у ребенка.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы готовности детей к школе основана на трудах Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А. Венгера и др. [14, 38, 59, 7, 10]
Обсуждая проблему готовности ребенка к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. В конце дошкольного возраста должна сложиться особая форма общения ребёнка с взрослым, которую Лисина М.И. назвала «внеситуативно-личностное общение». При этом взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.
Важное значение имело введение Л.И. Божович понятия «внутренняя позиция школьника», которое призвано интегрировать все изменения личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.
Понятия о школьной готовности представлены в трудах Л.А. Венгера, Т.Д. Марцинковской, Н.И. Гуткиной, Г.А. Урунтаевой, Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой и др. [10, 16, 57, 28]
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются такие сферы, как: отношение к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе [29]. Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
В существующем многообразии психолого-педагогических теорий можно выделить общее для большинства всех исследований – это три критерия школьной готовности: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На наш взгляд, необходимо выделить и мотивационный критерий. Огромное значение на современном этапе отводится мотивационной составляющей проблемы школьной готовности. Существенный вклад в изучении этой проблемы внесла Л.И. Божович, которой были выделены две группы учебной мотивации:
- широкие социальные мотивы учения;
- мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью [7].
В трудах О.О. Гониной подтверждается связь между содержанием общения ребенка с близкими родственниками и основными компонентами структуры мотивационной готовности к школе. У детей дошкольного возраста с разным типом отношения к школе доминируют различные виды мотивов в структуре мотивационной готовности к школьному обучению [15].
Формирование положительного отношения к школе и мотивов учения – одна из важных задач в подготовке детей к школе. При этом, по мнению М.В. Лаврентьевой, усилия должны быть направлены на решение трех основных задач:
- формирование у детей действительных представлений о школе и учебе;
- формирование благоприятного отношения к школе;
- формирование положительного опыта учебной деятельности [36].
Для решения этих задач можно использовать различные методы работы: рисование школы и игра в нее, экскурсии в школу, рассказы о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы об этом, чтение рассказов и разучивание стихов о школе и учении.
Кроме того, Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова в своих исследованиях рассматривают три группы проблем неготовности детей к школе и варианты их возможной коррекции с помощью игры [28]:
- с помощью сюжетно-ролевой игры происходит коррекция произвольности в общении со взрослым, важная для понимания учебной задачи и для правильного осознания позиции учителя, его профессиональной роли;
- с помощью игры по правилам корректируется недостаточно развитое общение и взаимодействия с другими людьми. Такие игры помогают детям, которые могут справиться с прямыми и не справляются с косвенными задачами, т.к. привязаны к своей позиции и не могут посмотреть на ситуацию «другими глазами»;
- с помощью режиссерской игры возможно скорректировать специфическое отношение к себе (неадекватно завышенную или заниженную самооценку).
В своем исследовании мы опирались на понятие готовности к школе, данное В. Загвоздкиным: «готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, которые необходимы ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий конкретной школы, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей» [22].
Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно, однако понятие готовности к школе значительно шире и многообразнее. Совокупность показателей готовности детей к обучению в школе, на наш взгляд, можно условно представить в виде трех основных взаимосвязанных компонентов: умственное развитие, физическая и личностная (в том числе – психологическая) готовность.
Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. Особо подчеркнем значимость вопроса о методике обучения, который связан с тем, что в ряде случаев при обучении дошкольников наблюдается неравномерное использование методов обучения, приближающихся к школьным. Недоучет возрастной специфики детей дошкольного возраста может привести к значительному снижению эффективности процесса обучения, его мотивации, к неполному использованию всех возможностей дошкольников.
Группой исследователей (Н.Н. Подьяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова, Ф.А. Сохин и др.) была разработана новая форма обучения детей творческому процессу познания различных предметов и явлений. Такое обучение осуществлялось путём организации особого вида детской деятельности – экспериментирования. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важным моментом в развитии детского мышления. Часто приходится наблюдать проявление скованности детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Ребёнок-дошкольник развивается в едином процессе мыслительной и речевой деятельности. К началу школьной деятельности ребёнок должен научиться осознанно владеть средствами родного языка [56]. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виноградов, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина). Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период. Эти умения значительно облегчают прохождение школьного адаптационного периода первоклассниками. Отсюда существенной задачей педагогического процесса в ДОО становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения [13].
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе предусматривает полноценное физическое воспитание. Вклад в развитие теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста внесли научные исследования и методические работы А.И. Быковой, М.М. Конторович, Е.Г. Леви-Гориневской, Н.А. Метловой, Л.И. Михайловой, Д.В. Хухлаевой, М.Ю. Кистяковской, Н.Т. Тереховой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Е.Н. Вавиловой, А.Л. Удалой и др. Современная наука располагает объективными данными, свидетельствующими о роли двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья. Исследования С.Я. Лайзане, Л.В. Кармановой, Э.И. Адашкявичене показали, что у дошкольников, систематически занимающихся физическими упражнениями, улучшается двигательная подготовленность. Психологическими исследованиями доказано, что через формирование произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения (А.В. Запорожец, В.К. Котырло). К сожалению, приходится констатировать, что современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным уменьшением их двигательной активности. Поэтому жизненно необходимо правильная организация двигательного режима в дошкольных учреждениях, учитывающих положительное влияние повышенных двигательных нагрузок на состояние здоровья и физическое развитие дошкольников. Один из главных моментов при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.
Таким образом, в исследовании мы опираемся на положение, которое подчеркивается в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского, что обучение ведёт за собой развитие, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия. Вслед за В.А. Сластениным определяем, что готовность - это совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций.