Буду говорить, читать, писать правильно
БУДУ
ГОВОРИТЬ, ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
Рекомендовано Управлением развития
общего среднего образования Министерства образования
Российской Федерации
Санкт- Петербург
Москва • Харьков • Минск
Вся логопедия
Г. А. Глинка
БУДУ ГОВОРИТЬ, ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО
издание 4-е,исправленное Серия «Мой первый учебник»
Рецензенты:
Р. И. Лалаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена
Л. И. Желтовская, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института общего образования
Г. М. Вальковская, преподаватель МУПК «Педучилище-лицей»
Главный редактор В. Усманов
Заведующая редакцией М. Любарец
Литературный редактор Л. Агарков
Художественные редакторы С. Борин, П. Кудряшов
Художник обложки А. Ломакин
Художник И. Ганзенко
Фотограф Е. Шилов
Корректор Л. Арнаутова
Оригинал-макет подготовил . Денисов, И. Кондратьева
ББК74.11УДК 37.018(07)
Глинка Г. А.
Г54 Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб: Питер Ком, 1999. — 224 с. — (Серия «Мой первый учебник ISBN 5-88782-131-0
Книга предназначена для начального обучения чтению и письму, развития речи детей в образовательных учреждениях, в логопедических группах, в кругу семьи.
С ее помощью любой взрослый сможет провести с ребенком курс обучения самостоятельно — для нужно лишь последовательно «идти» по страницам. Многочисленные тщательно подобранные иллюстрации увлекательные задания будут постоянно поддерживать у детей интерес к занятиям. Подробные вступительные статьи, комментарии и «подсказки» в тексте позволят взрослым с легкостью справиться с этим непросты*-:, очень нужным делом.
Пособие рекомендовано к изданию Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
© Глинка Г. А., 1999
О Серия, оформление, издательство «Питер Ком», 1999
Издательство «Питер Ком». 196105, С.-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ЛР № 065360 от 20.08.97.
Подписано в печать 22.12.9S. Формат 60X90'/s- Усл. п. л. 28. Печать офсетная. Дон. тираж 15 000 экз. Заказ tv_> 24!
Отпечатано с фотоформ в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати.
197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Содержание
О т автора.............................................................................................................................................................................................. 7
А(звук и буква) .................................................................................................................................................................................... 13
У(звук и буква). Различение понятий «звук» и «буква»........................................................................................................... 14
О(звук и буква). Гласные звуки...................................................................................................................................................... 15
Слово АУ (звуковой анализ и синтез, чтение, письмо)............................................................................................................. 16
Слово УА (звуковой анализ и синтез, чтение, письмо)............................................................................................................. 17
М (звук и буква). Согласные звуки................................................................................................................................................. 18
X (звук и буква).................................................................................................................................................................................... 20
П (звук и буква).................................................................................................................................................................................... 22
Т(звук и буква). Глухие и звонкие согласные............................................................................................................................. 23
К (звук и буква)..................................................................................................................................................................................... 25
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо прямых открытых слогов
с согласными [м], [х] и гласными [а], [о], [у].......................................................................................................................... 27
С (звук и буква) .................................................................................................................................................................................... 29
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо прямых открытых слогов
с согласными [п], [т], [к] и гласными [а], [о], [у] ................................................................................................................... 30
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слова МАК ...........................................................................................................32
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слова КОТ.............................................................................................................32
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов СУП, СУК, ТУК ...................................................................................... 33
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов СОМ, ТОМ, КОМ......................................................................................35
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов СОК, ТОК, КОК.........................................................................................36
Деление слова на слоги .................................................................................................................................................................... 37
Слоговой и звуковой анализ, чтение, письмо слова МУХА...................................................................................................38
Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез, чтение, письмо слова МУКА...................................................................39
Слоговой и звуковой анализ, чтение, письмо слов МАМА, ПАПА, ТАТА, ХАТА..........................................................40
Н(звук и буква).................................................................................................................................................................................... 42
Ы (звук и буква) .................................................................................................................................................................................. 45
Л(звук и буква)..................................................................................................................................................................................... 47
Ш (звук и буква)................................................................................................................................................................................... 53
Составление графической схемы слова ....................................................................................................................................... 56
Дифференциация Ш-C .......................................................................................................................................................................61
Б (звук и буква) .................................................................................................................................................................................... 66
Дифференциация Б-П......................................................................................................................................................................... 70
Р(звук и буква) .................................................................................................................................................................................... 74
Дифференциация Р-Л......................................................................................................................................................................... 79
В (звук и буква) .................................................................................................................................................................................... 87
3 (звук и буква)...................................................................................................................................................................................... 91
Дифференциация 3-С.......................................................................................................................................................................... 95
И (звук и буква)..................................................................................................................................................................................... 98
Твердые и мягкие согласные.......................................................................................................................................................... 101
Дифференциация Ы-И..................................................................................................................................................................... 106
Предложения с предлогом В. Правило переноса.................................................................................................................... 110
Предложения с предлогом НА
Д (звук и буква):
Предложения с предлогом ИЗ
Дифференциация Д-Т
Ж(звук и буква)
Предложения с предлогом У
Дифференциация Ж-Ш:
Дифференциация Ж-3
Г (звук и буква)
Предложения с предлогом НАД
Дифференциация Г-К
Э(звук и буква)
Предложения с предлогом ПОД
Я(буква) в начале слов и после гласных
Япосле согласных
Дифференциация А-Я
Предложения с предлогом С
Е (буква) в начале слов и после гласных
Епосле согласных
Предложения с предлогом К
Ю (буква) в начале слов и после гласных
Ю после согласных
Дифференциация У-Ю
Е (буква) в начале слов и после гласных
Ё после согласных
Дифференциация О-Е
Ь(буква)
Й (звук и буква)
Предложения с предлогом ЗА
Ч(звук и буква)
Дифференциация Ч-ТЬ
Ц(звук и буква)
Дифференциация Ц-С
Щ (звук и буква)
Дифференциация Щ-Ч
Ф (звук и буква)
Дифференциация Ф-В
Ъ (буква)
Материал для самостоятельного чтения
ОТ АВТОРА
Многоуважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Это пособие для тех из вас, кто хочет самостоятельно научить 5-6-летнего ребенка читать, писать под диктовку, а главное, предупредить многообразные ошибки в чтении и письме при обучении в школе.
Особенностью данной книги является то, что предложенная в ней методика в равной степени подходит для занятий и со здоровыми детьми, и с детьми, имеющими нарушения речи. Печальная статистика говорит, что последних большинство. Ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении русскому языку. Положенный же в основу обучения метод позволяет заранее предотвратить появление как этих, так и других, не менее распространенных, ошибок.
В любом случае, занимаясь с ребенком по этому пособию, вы одновременно с обучением и профилактикой нарушений чтения и письма получите хорошую возможность для развития внимания, памяти, мышления и речи ребенка.
Материал, который лег в основу книги, не является очередным дерзким экспериментом в области дошкольной педагогики. На протяжении 20 лет он с успехом использовался при обучении 5—б-летних воспитанников детского сада. Более того, он не идет в разрез с нынешними школьными программами — дети, занимавшиеся по этой методике, не имели проблем ни при тестировании, предваряющем поступление в школу, ни при изучении русского языка в первом классе.
В пособии нет ничего сложного и непонятного для ребенка. Напротив, весь материал книги имеет легкий, занимательный характер и хорошо доступен восприятию дошкольников. Структура же книги такова, что любой взрослый сможет без труда самостоятельно провести с ребенком курс домашнего обучения.
Как работать с книгой
1. Хотя текст книги чрезвычайно прост для восприятия, перед занятием все же следует ознакомиться с материалом, который будет преподнесен ребенку. Это нужно сделать потому, что в процессе работы с ребенком у вас неожиданно может возникнуть какой-либо вопрос и для выяснения его вам придется отвлекаться, перечитывать текст, что совершенно недопустимо во время занятия.
2. Весь материал пособия жестко систематизирован, поэтому в обязательном порядке следует выполнять все задания подряд, не допуская их пропусков и перестановок.
3. Ни в коем случае нельзя излагать материал пособия своими словами, необходимо скрупулезно следовать тексту книги. Это объясняется тем, что все формулировки заданий, вопросов и т. д. в настоящем пособии отнюдь не случайны, они составлены в строгом соответствии с возрастными особенностями восприятия и мышления ребенка. Поэтому только в таком виде преподанный учебный материал будет доступен пониманию дошкольника.
Для малыша, особенно на начальном этапе обучения, очень важно иметь ежеминутные, безоговорочные успехи на занятии; для этого он должен понимать все сразу. Малейшее непонимание, неудача могут повлечь за собой резкий отказ ребенка от занятий, заставить его вернуться к ним будет уже непросто.
Поэтому, пожалуйста, НЕ «ПЕРЕВОДИТЕ» ТЕКСТ НАСТОЯЩЕГО ПОСОБИЯ НА БОЛЕЕ БЛАГОЗВУЧНЫЙ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ЯЗЫК!
4. Настроение ребенка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому, предлагая ребенку позаниматься, вы должны буквально излучать радость, как от предвкушения чего-то занятного, веселого и одновременно очень важного.
5. Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет двадцать минут, для шестилетних — полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Продолжительность занятий в самом начале сугубо индивидуальна: один ребенок способен уже на первом занятии интенсивно работать двадцать минут (с перерывом), другой едва выдерживает десять.
Обучающий взрослый должен хорошо понимать, что у большинства детей на начальном этапе обучения работоспособность невысока, внимание быстро истощается. Если ребенок, отзанимавшись пять-десять минут, перестал слышать вас или неожиданно заговорил о событиях вчерашнего дня, это вовсе не означает, что он ленив или неумен! Просто он устал, и взрослому совершенно излишне обнаруживать здесь свою досаду. Поддержите ненадолго разговор с ребенком на предложенную им тему, а затем продолжите занятие. (С некоторыми детьми подобные «перебивки» происходят через каждые пять минут — запаситесь, пожалуйста, терпением!)
Раз в десять минут любой ребенок должен отдыхать. Хорошо, если вы поиграете с ним три-четыре минуты в какую-нибудь игру малой подвижности. После этого полезно предложить ему с минуту «поспать» — сесть за стол, положив голову на руки, лежащие на столе, закрыть глаза.
Завершать занятия следует непременно на оптимистической ноте: отмечайте даже мельчайшие достижения ребенка, открыто выражайте свою радость и уверенность в дальнейших его успехах.
Очень полезно рассказать при ребенке о его успехах другим членам семьи, знакомым.
6.На начальном этапе следует изучать с ребенком по одной теме в день («Звук и буква А», «Звук и буква О» и т. д. до «Звук и буква Л»).
Если малыш быстро утомляется, то письменными заданиями (письмом слогов, слов по целой строке рисованием по клеточкам ему следует заняться после длительного отдыха.
Начиная с темы «Звук и буква Л» резко возрастает объем материала, представленный в пособии для изучения всех последующих звуков и соответствующих им букв. Поэтому на каждую из этих тем отводится не одно, а несколько занятий!
Какое именно количество занятий потребуется вашему ребенку для полного усвоения темы, однозначно сказать невозможно: это сугубо индивидуально и зависит от возраста, работоспособности и степени - развития интеллекта малыша.
7. Следует часто, но ненавязчиво — в форме игры — повторять с ребенком изученный материал; бытовых ситуациях, на прогулке (например: «Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука М» и т. п.).
8. Одним из ведущих мотивов в жизни пяти- шестилетних детей является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Именно поэтому дети очень чувствительны к оценкам своей деятельности с нашей стороны. Непосредственный интерес к занятиям, положительные оценки взрослого а не чуждая пока перспектива хорошо учиться в школе стимулируют на первых порах желание ребенка продолжать обучение. Поэтому не стоит и говорить, что обучающий взрослый должен быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия же по принуждению могут быть, и дадут ребенку знания, но интереса к учению не привьют никогда.
9. По мере того как ребенок овладевает навыками звукового и слогового анализа, чтения, письма свою очередь, стимулирует развитие мыслительной деятельности), у него возникает интерес к обучению :уже не ради похвалы, удовлетворения потребности в признании, а ради самого процесса обучения для:zсобственного удовольствия.
В данный период взрослый уже может и должен предъявлять определенные требования к его поведению на занятии, к качеству выполнения письменных заданий.
Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку, так как не стоит забывать, что недостаточное развитие воли является более частой причиной неуспеваемости в школе, чем интеллектуальная или физическая слабость.
III.
Вспомни и назови слова, которые начинаются с А.
Примечание. Если ребенок затрудняется, предложите ему более простое задание:
АААЛИК— что ты слышишь в начале слова?
АААНЯ— что ты слышишь в начале слова?
IV.
1.Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом (или шариковой ручкой); нарисуй -палочки аккуратно по клеточкам.
2.Здесь и в дальнейшем — в тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у ребенка возникают трудности, то взрослый (в зависимости от возможностей обучаемого) либо проводит две ориентировочные линии, либо для написания каждой буквы ставит опорные точки, которые ребенок соединяет линиями, либо пишет буквы целиком, а ребенок их просто обводит. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует. Напиши по клеточкам целую строку буквы А (ручкой красного цвета).
I.1. а) Как гудит паровозик? (У-у-у...)
б) Назови, что нарисовано в верху страницы.
УУУТКА, УУУТЮГ- скажи, как я. Что ты слышишь в начале этих слов?
2. Чтобы произнести У, надо сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: УУУ.
Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы произносим У? (Нет, не мешают.)
II. 1. Рассмотри букву У.
Напиши в воздухе букву У.
Напиши букву У один раз красным карандашом (или шариковой ручкой) на листе бумаги без клеточек.
2. Прочитай под картинкой с паровозиком, как он гудит
III.1. Вспомни и назови слова, которые начинаются с У. (См.примечание к зад. III на стр. 13.) 2.Закрой глаза. Что ты слышишь? (Шум транспорта, музыку и т. д.) Мы слышим разные звуки. Еще раз закрой глаза и послушай: Ааа, Ууу...Это тоже звуки — звуки речи человека. Из звуков составляются слова, которыми мы говорим. | ААА— это звук, АААИСТ— это слово. УУУ- это звук, УУУТКА- это слово. Запомни, пожалуйста: звуки мы слышим, произносим. Буквами можно записать звуки речи, слова. Буквы мы видим, пишем, читаем. Различением понятий звук, буква, словоребенок овладевает далеко не сразу, а постепенно, в результате постоянного повторения в течение длительного времени. |
IV. | |
1. а) Покажи правую руку, покажи левую. Покажи левый глаз, покажи правый и т. д. б) Что находится справа от тебя? А что слева от тебя? Примечание. Зад. 1(а) и (б) ребенок должен выполнять ежедневно. | 2. Взрослый рисует наклонную палочку — первый элемент в написании буквы У. Нарисуй такую же палочку, как у меня. Давай превратим эту палочку в букву У. Справа или слева от палочки ты начнешь писать? Напиши букву У. |
3. В поле зрения ребенка только материал для выполнения задания.
Покажи буквы У, которые написаны правильно. Почему ты так думаешь?
4. Здесь и в дальнейшем ребенок должен писать буквы, слоги и т. д. шариковой ручкой. Напиши целую строку буквы У. (Буквы — красного цвета.)
V. 1.Здесь и в дальнейшем ребенок должен рисовать простым, раскрашивать —цветными карандашами. Не фломастерами! При работе с фломастерами нагрузка на мышцы пальцев незначительна.
В начале строки взрослый дает образец — ребенок продолжает рисовать до конца строки.
Нарисуй и раскрась, как я. (Чередовать при раскрашивании красный и черный цвета.)
2.Нарисуй, как я.
I. 1.a) Что болит у медвежонка?
Как стонет медвежонок? (О-о-о...)
б) Назови, что нарисовано рядом с буквами.
ОООСЛИК, ОООБРУЧИ - скажи так же.
Какой первый звук в словах ОООСЛИК, ОООБРУЧИ?
2. a) Чтобы произнести звук [о], надо сделать губы овальчиком, приоткрыть рот и «включить» голос.
Произнеси: ООО.
Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы произносим звук [о]? (Нет, не мешают.)
Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, язык или зубы не мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук — гласный. Все гласные звуки произносятся с голосом; [о] — гласный звук.
б)Какие звуки мы с тобой учили? Гласные или нет звуки [a] и [у]? Почему?
II.Рассмотри букву О, на что она похожа?
Сложи из пальцев букву О.
Напиши букву О в воздухе.
Гласные буквы мы будем писать красной ручкой. Напиши букву О один раз на листе бумаги без клеточек.
2 Прочитай под картинкой с медвежонком, как он стонет.
III.Вспомни и назови слова, которые начинаются отзвука [о], ... [у], ... [а].
IV.Напишицелую строку буквы О. | V 1.Нарисуй целую строку палочек. 2.Нарисуй и раскрась, как я. (Чередовать при раскрашивании красный и синий цвета.) |
I. 1.Как кричит мальчик в лесу? (Ау!) АААУУУ— скажи так же.
ААА — сколько звуков ты услышал? (Один.) Нарисуй один красный кружок. Какой звук ты услышал? Напиши букву А под кружком.
2.Сейчас я произнесу два звука. Нарисуй два красных кружка, потому что ты услышишь гласные звуки.
Взрослый произносит: АААууу.
Какой первый звук ты услышал? А какой ты услышал второй звук?
Примечание. Если ребенок затрудняется с ответом, то взрослый, произнося ААА,кладет ладонь на плечо ребенка (так, чтобы он это почувствовал) и спрашивает: «Какой я произношу звук?» Произнося УУУ,взрослый кладет свободную ладонь на другое плечо ребенка и задает тот же вопрос.
3. Ребенок берет в руки указку.
Взрослый «читает» по кружкам, переводя руку ребенка с одного кружка на другой: ААА— указка на первом кружке; затем, не останавливаясь после А, УУУ— указка на втором кружке. Взрослый, указывая на первый кружок: «Какой это звук?»; указывая на второй: «Какой это звук?»
4. Напиши под кружками АУ.
II.
Прочитай слово рядом с картинкой.
Ребенок переводит указку с одной буквы на другую, длительно произнося А и не делая паузы перед У.
III.Что получится, если сначала произнести звук ААА, потом звук УУУ?
IV. 1.Напиши самостоятельно АУ на листе бумаги без клеточек. 2.Напиши целую строку АУ. | |
V. 1. Нарисуй, как я. 2.Раскрашивай один квадрат красным карандашом, один —зеленым, один — красным, один — зеленым. |
I.1. а) Как кричит малыш? (Уа!)
УУУА— скажи так же. Какой первый звук в слове УА?
б) УААА— скажи так же. Какой второй звук в слове УА?
в)Нарисуй два красных кружка.
Напиши под кружками УА.
II. Прочитай слово рядом с картинкой.
III.Что получится, если сначала произнести звук УУУ, потом звук ААА?
IV.
1.Напиши самостоятельно УА один раз.
2.Напиши целую строку УА.
V.
1.Сделайте две карточки с крупно написанными словами АУ и УА.
Закройте листами бумаги слова АУ и УА рядом с рисунками.
а) Дай карточку, на которой написано АААУУУ. (Карточки перемешать.) Дай карточку, на
которой написано УУУААА.
6) Как кричит мальчик в лесу? А как кричит малыш в коляске?
Положи к каждой картинке подходящую карточку.
2.Напиши самостоятельно АУ. Напиши УА. (По 1 разу.)
VI.
1.Нарисуй, как я.
2.а) Раскрась нижние прямоугольники красным карандашом,
б) Раскрась верхние прямоугольники желтым карандашом.
I.
1.а) Как мычит корова? (My!..)
Скажи, как я: МММУ.Какой звук ты произнес первым? б) Назови, что нарисовано рядом с буквами.
МММЫШКА, МММОРКОВЬ— скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?
2.Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.
Произнеси: МММ.
Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если
ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук —
согласный.
Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие — без голоса.
Повтори: МММ.С голосом или без голоса мы произносим согласный звук [м]?
Примечание. Если ребенок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.
II.
1.Рассмотри букву М. На что она похожа?
Сложи из пальцев букву М.
Напиши букву М в воздухе.
2.Согласные буквы мы будем писать черной ручкой. Напиши букву М в тетради один раз.
III. 1.а) Сейчас ты услышишь два звука. Нарисуй два кружка: сначала красный, потому что первый звук, который ты услышишь, будет гласным; потом черный, потому что второй звук, который ты услышишь, будет согласным. б)Рассмотри картинку: собачка сейчас — ам! — и съест печенье. АААМ— скажи так же. Какой звук ты услышал первым? А какой звук ты услышал вторым? в)Напиши AM под кружками. 2.а) Закройте нижний слог под картинкой с собачкой. Прочитай, что написано под картинкой. б)В книгах букву А пишут еще по-другому. Вот это — буква А маленькая. Буква А, которую ты уже знаешь, называется А большая. в) Прочитай все, что написано под картинкой |
3. а) Выполните зад. 1(а) со слогом ОМ.
б) ОООМ— скажи так же. Какой звук ты услышал первым? А какой звук ты услышал вторым? в) Напиши ОМпод кружками.
г) Прочитай (ом).
4. Выполните зад. З(а-г) со слогом УМ.
5. а) Что получится, если сначала произнести звук ААА,потом звук МММ?— звук ООО,потом звук МММ?— звук УУУ,потом звук МММ? б)Взрослый проводит указкой сверху вниз по буквам М столбика слогов: Тут везде вторая буква — М. Взрослый (показывая М в каждом слоге): и тут буква М, и тут, и тут. Взрослый (показывая каждую букву М): М! М! М! А вот первые буквы везде разные: тут А, тут — О, тут — У. Прочитать это легко: думать надо только о первых буквах, потому что вторые везде М. Прочитай (столбик слогов). в)Покажи, где написано ум; ам; ом. |
IV.
1- Какие гласные звуки ты знаешь? А какие ты знаешь согласные звуки? 2. Вспомни и назови слова, в которых первый звук [м], ... [у], ... [а], ... [о].
V.
1. а)Напиши целую строку буквы М.
6) Напиши целую строку буквы А маленькой.
в) Напиши целую строку ам; ом; ум.
2. Здесьи в дальнейшем при выполнении заданий данного типа ребенок пишет требуемое по одному разу, произнося вслух записываемый слог (позднее — слово), последовательно выделяя интонацией звуки слога (слова). Напиши: ам; ум; ом.
VI..I. Нарисуй, как я.
2 Раскрась левые прямоугольники синим карандашом.
Раскрась правые прямоугольники желтым карандашом.
I.
1. а) Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки.
Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА— какой тут первый звук?
б) Назови, что нарисовано рядом с буквами.
Скажи, как я: ХХХОМЯК, ХХХАЛАТ.Какой первый звук в этих словах?
2. С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?
Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его — за нижними зубами. Произнеси XXXи попробуй это почувствовать.
Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| — согласный звук.
II.
1. Рассмотри букву X. На что она похожа?
Сложи из пальцев букву X.
2. Напиши букву X в воздухе и один раз в тетради.
III.
1.Оставьте в поле зрения ребенка только рисунок с девочкой и кружки под ним (на следующей странице) —
все остальное закройте.
а)Рассмотри картинку.
Как девочка закричала, когда нашла такие большие грибы? (Ах!) АААХ— скажи так же. Какой звук ты услышал первым?
АХХХ— скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?
б)Нарисуй два таких же кружка, как под картинкой.
Напиши АХпод кружками.
2. Откройте подпись под кружками. Прочитай, что написано под картинкой.
3. Выполните зад. 1 и 2 со слогами ох, ух.
4. Чтение столбика слогов на следующей странице — выполните зад. Ш-5 на стр. 19 со слогами ах, ох, ух.
IV. 1. Какие гласные звуки ты знаешь? А какие ты знаешь согласные звуки? 2. Вспомни и назови слова, в которых первый звук [х], ... [у], ... [а], ... [м], ... [о]. 3. Что получится, если сначала произнести звук ААА, потом звук ХХХ? — звукУУУ, потом звук XXX? - звук ООО, потом звук XXX? 4. Выполните зад. 3 со слогами ум, ом. |
IV.
1. а) Нарисуй четыре палочки. Две первые палочки преврати в буквы У, две другие —
в буквы X.
б) Напиши целую строку буквы X.
в) Напиши целую строку ах; ох; ух.
г) Напиши: ух; ах; ох.
VI.
1. Нарисуй, как я.
2. а)Раскрась левые квадратики желтым карандашом.
б) Раскрась правые квадратики зеленым карандашом.
I.
1. а) У дедушки Паши есть большая блестящая труба. Когда дедушка дует в трубу, она поет: пу-пу-пу!.. Повтори, как поет труба.
ПУ— какой тут первый звук? (Здесь и далее при произнесении слов ПАША, ПАЛЬТО, ПОМИДОРвзрослый и повторяющий слоги и слова ребенок подчеркнуто артикулируют звук [п].) Как звали дедушку? Какой первый звук в слове ПАША?б) Назови, что нарисовано рядом с буквами.
Какой первый звук в слове ПАЛЬТО? — ПОМИДОР?
2. Когда мы произносим звук [п], губы сначала смыкаются, потом размыкаются. Произнеси: П!
Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [п]. Гласный или согласный звук [п]? С голосом или без голоса мы произносим этот звук?
II.
Рассмотри букву П. На что она похожа? Напиши букву П в воздухе и один раз в тетради.
III.
Выполните зад. II1-1 (а), З(б-г) и 5 на стр. 18-19 со слогами an, on, уп.
IV.
1. Какие гласные звуки ты знаешь? А какие ты знаешь согласные звуки?
2. Вспомни и назови слова, в которых первый звук [п], ... [м], ...[х], ... [у], ... [о].
3. Что получится, если сначала произнести звук УУУ,потом звук П? — звук ААА,потом звук П? — звук ООО,
потом звук П?
4.Выполните зад. 3 со слогами ох, ах, ух.
V.
1. а) Нарисуй в тетради четыре палочки. Две первые палочки преврати в букву П, две другие — в букву М.
б) Напиши целую строку буквы П.
в) Напиши целую строку aп; oп; уп.
2. Напиши: oп; aп; уп.
VI.
1.Нарисуй и раскрась, как я. (Одинаковый цвет —желтый и зеленый — квадратиков по диагонали.)
2.а) Покажи правый верхний квадратик, ... левый нижний
квадратик.
б) Покажи правый нижний квадратик, ... левый верхний квадратик.
I.
1.а) Толе подарили барабан. Бьет Толя палочками по барабану, а барабан стучит: та-та-та!..
Как стучит барабан?
ТА— какой тут первый звук? (Здесь и далее при произнесении слов ТАПОЧКИ, ТЫКВАвзрослый и повторяющий слоги и слова ребенок подчеркнуто артикулируют звук [т].) Кому подарили барабан? Какой первый звук в слове ТОЛЯ? б) Назови, что нарисовано рядом с буквами.
Какой первый звук в слове ТАПОЧКИ? - ТЫКВА?
2.а) Когда мы произносим звук [т], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами.
Произнеси: Т!
Кончик языка стукает по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [т]. Гласный или согласный звук [т]? Какие еще согласные звуки ты уже знаешь? б) С голосом или без голоса мы произносим звук [т]?
Запомни, пожалуйста: согласные звуки, которые мы произносим без голоса, называются глухими согласными. Звук [т] — глухой согласный. Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь? ([х], [п]) Согласные звуки, которые мы произносим с голосом, — это звонкие согласные звуки. Какой звонкий согласный звук ты уже знаешь? ([м])
II.
Рассмотри букву Т. На что похожа эта буква? (На зонтик, грибок.)
Сложи из ладоней букву Т.
Напиши букву Т в воздухе и один раз в тетради.
III.
1. Выполните зад. Ш-1(а), З(б-г) и 5 на стр. 18-19 со слогами ат, от, ут.
2. а) Что получится, если сначала п<