Задачи и методы новой народной школы
БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1884-1941), педагог и психолога Россия, СССР.
Еще в школьные годы интересовался психологией и философией. Считал, что его путь в педагогику начался с увлечения ее классиками, особенно Коменским, Руссо, Фребелем. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета, преподавал педагогику, психологию в московских женских гимназиях и на летних курсах учителей. Заметил, что и ученицы и учителя отдают предпочтение психологии и меньше увлечены педагогикой. С 1913 т. читает курсы философии и психологии в Московском университете.
На идею реформы педагогической науки Б. вывел анализ состояния школы в начале 20 в., которую он назвал «монастырем» и «казармой», а затей события 1917 г. В них Он увидел возможность коренным образец изменить состояние педагогики и создать новую школу, стал одним из ее организаторов и теоретиков. В 1918-1930 гг. - время наибольшего успеха советской педагогики. Б. написано больше 100 работ. В них он отстаивал идею обновления педагогики как науки, повышение ее роли и эффективности. Главным здесь считал укрепление связи педагогики с психологией, предложив генетический или исторический принцип как основу педагогических исследований. Его суть составляет соответствие воспитания законам психического и биологического развития человека, устранение противоречий между целями воспитания и естественными противоречиями ребенка. Этот принцип, по мнению В., требует иного подхода к понятиям «педагогика», «воспитание в широком смысле», «трудовое воспитание», «процесс обучения». Обращаясь к основам педагогики как науки, одним из важнейших считал закон «соответствия школы определенному общественному строю». Общество обязано создать условия для естественного проявления способностей человека. Другой закон социальной педагогики по Б., - «слияние школы с окружающей жизнью».
Связывая теорию с практикой, Б. выступал за школу не профессиональную, но политехническую, дающую всестороннее образование, осуществляющую соединение обучения с производительным трудом. Участвовал в разработке программ, определив требования к содержанию образования: правильное соотношение науки и школьного предмета, связь с жизнью, учет индивидуальных и возрастных особенностей и дань времени - идейность.
Как педагог, Б. предлагал комплексное изучение ребенка, критически относился к методам самонаблюдения, считал, что большее внимание следует уделять наблюдению математической обработке данных. Любить детей, - писал он, - это прежде всего знать о них как можно больше. У каждого ребенка много своего, неповторимого. У одного - радость, у другого - горе. Один здоров, другой болен, один способен, другой малоразвит, один интересуется и тем, и другим, другой - ничем. Занимался Б. проблемами мышления ребенка, взаимосвязями в цепочке «память - восприятие - мышление - речь» у детей разного возраста. Дал обоснования условиям успешного обучения школьников. Главной причиной неуспеваемости считал отсутствие успеха в учении и вызванное этим нежелание учиться. Отсюда и задачи учителя: не злоупотреблять неудовлетворительными и даже посредственными оценками, а использовать различные средства, чтобы привести школьника к успеху и достойно оценить его. Годится приказ, пример, инструктаж, похвала. Целесообразно проводить опрос слабых учеников по материалу, усвоенному ими накануне самостоятельно или с помощью учителя. Успешное учение невозможно без умения учиться, правильной организации своей работы, рационального режима дня, овладения навыками чтения, работы с книгой, постепенного перехода от более простых упражнений к более сложным. По сути, В. предлагал основы научной организации учебного труда. Он стал зачинателем теории эстетического воспитания в советской школе, первым исследователем проблемы общественного и полового созревания подростков.
В 1919 г. Б. возглавил академию социального (позже коммунистического) воспитания, главной задачей которой стала подготовка нового учителя, педагога. Студенты овладевали педагогикой, знакомились с новейшими достижениями наук о человеке, проходили разнообразную педагогическую практику, где требовалось больше своего личного. Много времени отдавали эстетике, литературному образованию. Читались и обсуждались книги, посещались лекции писателей, музеи, достопримечательности Москвы и Подмосковья, знакомились с промышленным и сельскохозяйственным производством, а затем какое-то время работали на заводах и фабриках, в лабораториях. В Академии было развито самоуправление. Она подготовила много талантливых учителей, организаторов народного образования.
В 1930-е г. деятельность Б. подвергается критике со стороны официальной педагогики. После разгрома педологии он преимущественно занимается психологией. Долгие годы его труды не издавались. Лишь в 1970-е гг. вышли его избранные сочинения.