Глава 14. Сдерживание эмоций
Семья
Мы постоянно консультировали одну семью, в которой было двенадцать детей. Когда они приходили к нам в гости, своим идеальным самоконтролем и порядком она была похожа на японскую делегацию. Дети научены постоянно следить за своими эмоциями. Все они уважают вашу собственность и ваше присутствие. В присутствии взрослых дети не говорят и не играют шумно. Если кто-то поранился, он не плачет слишком долго и громко. Дети учатся уступать, когда их права ущемлены другим ребенком. Такие результаты достигаются постоянным обучением и наказанием.
Крикливый подросток
Однажды мы были приглашены знакомыми на "обед на земле" (мы не ели с земли, мы просто собрались вместе на природе). Их двенадцатилетняя дочь, которая качалась на качелях, вдруг издала громкий крик, как будто была на краю гибели. Если бы кто-нибудь из моих детей так закричал, я подумал бы, что его схватила машина-людоед и медленно тащит внутрь. Мы все побросали свои бумажные тарелки на землю и побежали на помощь. По-видимому, девочка упала с качели, однако не было видно никаких явных повреждений. Позже мы обнаружили, что ее ужалила пчела. Когда отец пытался осмотреть сломанную, по его мнению, руку, она визжала, каталась по земле и дергала ногами. Крик был таким, как будто кого-то поместили в муравейник. Еще десять минут отец пытался добиться от дочери объяснения, того, что случилось. Но она выдергивала руку, не давая осмотреть ее и только продолжала кричать. Посмотрев на это 10 секунд, я сказал своей жене: "У нее не боль. У нее истерика".
Когда я вернулся, чтобы найти свою тарелку, до меня случайно донеслись слова отца: "Что случилось, моя хорошая? Скажи, где болит?". Я знал, что у нее нигде особенно не болит, потому что при огромной боли человек не может так долго выплескивать столько энергии. Со временем крик стал похож на визжащий протест и даже агрессию.
Когда мы с друзьями обменялись еще парой рыбацких историй, мы увидели, как девочку отнесли в дом и сообщили, что с рукой у нее все в порядке.
Я был рад, что ее унесли в дом, потому что при таком звуковом фоне мы уже начинали рассказывать истории о войне. Будьте осторожны, чтобы своей собственной эмоциональной слабостью не сделали из ваших детей эмоциональных лжецов.
Бедняжка, где у тебя болит?
Научите ваших детей сохранять эмоциональный самоконтроль для их же блага. Если вы не хотите вырастить "нюню", использующего неблагоприятную обстановку как возможность привлечь внимание к себе, отучайте детей от эмоциональных срывов. Когда ваш малыш, обучаясь ходить, падает на пол, не бегите к нему, чтобы поднять и тревожным, сожалеющим голосом утешить. Когда мне было около восьми лет, я помню, как мой двоюродный старший брат продемонстрировал один номер для развлечения присутствующих взрослых. Он подошел к своему родному (еще только учившемуся ходить) брату, который сидя на полу, радостно играл, и сказал: "Смотрите!" Затем он жалобным, сострадательным голосом сказал малышу: "Ой! Мальчику больно? Бедняжка. Что случилось? Ты ударился? Пойди, покажи маме!" Мой маленький счастливый кузен прислушался, потом начал хныкать и направился к своей маме за эмоциональной поддержкой. К изумлению взрослых, она взяла его на руки, сказала, что все пройдет, отряхнула воображаемую грязь с его ползунков и опять посадила его на пол, где он продолжил радостно играть. Номер был нацелен на то, чтобы помочь малышу самостоятельно ходить. Но я мгновенно запомнил его для использования в своих целях в будущем. На протяжении многих лет я часто наблюдал тот же феномен. Только один или два раза это делалось исключительно для развлечения. Во всех других случаях мать спешила успокоить действительный или притворный стресс ребенка.
Серьезные подростки
Еще в детстве я решил, что мои дети не будут воспитаны плаксами. Когда младенец, сидя на полу, падал назад и ударялся головой, мы притворялись, что ничего не заметили. Если бы мы ринулись на помощь, то все равно ничего не сделали. Он уже упал. Когда ребенок учился ходить и спотыкался, мы давали ему возможность полежать, похныкать немного, затем опять подняться на ноги и попробовать еще раз. Если малыш выпадал из коляски или вступал в грязь, мы позволяли ему самому справиться с проблемой. Когда дети падали с велосипеда и счесывали коленки, мы не обращали на них особого внимания и всего лишь говорили: "Не катайся так быстро, пока не научишься ездить лучше". Если ребенок приходил с разбитыми коленками и счесанными руками, мы спрашивали: "Где это ты так?" Но он серьезно отвечал: "Ничего страшного. Просто соскочил с тротуара на щебенку и меня занесло. Но теперь я знаю это место и в следующий раз буду осторожнее". "Не расстраивайся", — говорили мы. "И смотри не сломай себе чего-нибудь". Такая реакция с нашей стороны или ее отсутствие не были холодным безразличием — совсем наоборот. Иногда нам с женой приходилось удерживать друг друга для того, чтобы наши дети смогли получить жизненный урок. Если медицинская помощь была необходима, мы спокойно и быстро помогали им и отпускали детей играть дальше.
Ваша реакция важна для становления характера. Вы же не хотите вырастить подростка и, в конечном счете, взрослого, который причиняет себе боль, когда ему хочется внимания.
Я помню, как одну девушку бросил ее парень, потому что она все время притворялась, что страдает. Я знаю взрослую женщину, которая очень больно переживает каждое эмоциональное расстройство. Даже если в вашей семье нет таких крайностей, намного приятнее жить с ребенком или подростком, который не воспитан плаксой. Будущий муж вашей дочери будет рад, если вы воспитаете ее не плаксой. А ваши сыновья будут настоящими мужчинами.
Не двигайся
Когда наша дочь была маленькой, лет семи или восьми, я однажды увидел большого коричневого паука, ползущего по ее шее. Укус такого паука очень страшен. Часть плоти просто отгнивает в месте укуса. Но моя дочь была научена доверяться и слушаться. Я сказал ей: "Не двигайся". Она замерла. Ни одна мышца не дернулась. Она побледнела от страха, следя за нашим пристальным взглядом и чувствуя ползущее по шее существо. Я буквально видел, как внутри ее скапливалось желание прихлопнуть паука и с криком отбежать. Но она стояла совершенно неподвижно, когда я подошел и осторожно отцепил насекомое. Я был очень рад, что мы научили ее контролировать свои эмоции.
Свалившийся малыш
Я как-то ехал на своем грузовике позади повозки с сеном. Внезапно маленький мальчик лет четырех или пяти свалился на дорогу с заднего борта повозки. Этого никто не заметил, и повозка продолжала тарахтеть по дороге. Я хотел было остановиться и помочь, но малыш вскочил и побежал догонять. После нескольких неудачных попыток запрыгнуть, кто-то увидел его, подхватил и втащил на повозку. Усевшись, он почесал ушибленные места и молча продолжал ехать на поле. Он не ждал, что мир остановится просто потому, что он поцарапался и лежал в грязи на дороге. Я представляю себе суматоху, если бы это случилось с современным, избалованным, распущенным ребенком.
Плачущие дети или плаксы
Когда "ползунки" или "бегунки" плачут, должна быть законная причина. Если они голодны — накормите их. Если хотят спать — уложите их в кровать. Если им действительно больно — лечите их, пока боль не утихнет. Если они испытывают физические неудобства — приспособьте обстановку для них. Если ребенок мокрый — переоденьте его. Если ему страшно — обнимите его. Если он ворчлив, наставляйте его, чтобы он контролировал свою эгоцентричность. Если он разозлился, отшлепайте его. Не позволяйте ему оставаться несчастным. Удовлетворяйте его действительные нужды, а эгоистичные капризы пусть остаются без награды.
Мать должна быть внимательной, чтобы предусматривать реальные нужды младенца и на нужном уровне в нужное время удовлетворять их. Но если младенцу разрешить взять контроль над окружающими своим хныканьем, воспитание будет изначально негативным.