Глава 1. Основная характеристика форм организации процесса обучения
Введение
Актуальность исследования.Поиск новых форм и приемов организации урока в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения (игр, викторин, экскурсий и т.д.). Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Степень разработанности темы исследования: Введение нетрадиционных уроков вызвано такими причинами как: вызвать интерес к обучению, усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, повысить качество учебного процесса. Большой вклад в создании и массовом использовании в школьной практике нетрадиционных уроков внесли такие ученые педагоги-новаторы как: В.М.Шаталов (подача учебного материала крупными блоками), Е.Н. Ильина (урок общения, идея конструктивной детали), С.Н. Лысенкова (комментирование управления, опережающее обучение, идея опоры).
Также нетрадиционными уроками занимаются и психологи. Психологами Х.Й. Лийметсом, В.В. Рубцовым, Г.А. Цукерманом доказана высокая эффективность коллективной (групповой) учебно-познавательной деятельности учащихся.
Объектом исследования является процесс обучения, нетрадиционные формы его организации.
Предмет исследованиявключаетнетрадиционные формы организации учебного процесса.
Цель работы является рассмотрение нетрадиционных форм организации процесса обучения.
Можно выдвинуть следующую гипотезу: если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие форм организации процесса обучения;
2. дать характеристику уроку как основной формы организации процесса обучения;
3. изучить нетрадиционные формы организации процесса обучения;
4. рассмотреть классификацию нетрадиционных форм организации процесса обучения;
Методологическую основу исследованиясоставляют общенаучные методы познания. Общенаучными явились общелогические (анализ, синтез), сравнительный, системный, исторический методы.
Практическая значимость.Работа выполнена на кафедре правовых дисциплин, где прошла обсуждение и была одобрена. Выводы и положения содержания в курсовой работе могут быть использованы при преподавании курсов методики преподавания праву и педагогики.
Структура работы: обусловлена спецификой поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа; заключения и списка используемой литературы.
Заключение
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Образование должно развивать не только интеллект, но и оптимизм, ответственность, социальную компетентность, укреплять физическое и психологическое здоровье ребенка. Именно по этой причине, данная тема в настоящее время очень актуальна. Нетрадиционный урок– это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения. Причем, формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача.
Использование нетрадиционных уроков в школе помогает обеспечить благоприятный климат в классе, эмоциональную устойчивость и следовательно профилактику хронических заболеваний у школьников. Нетрадиционные формы урока реализуются после изучения какой-либо темы.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры, урок-спектакль, урок-интервью, урок-праздник, урок-экскурсия, видео -урок, интегрированный урок, урок-проект, урок-мюзикл. Существуют следующие типы уроков: уроки формирования новых знаний, обучения умениям и навыкам, повторения и обобщения знаний, закрепление умений, уроки проверки и учета знаний и умений.
Многие годы ребенок проводит в стенах школы и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Важно сохранить не только физическое здоровье ученика, но и психологическое и социальное.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий « снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в осуждении.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
1. формирование у учащихся интереса и уважения к предмету;
2. воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
3. развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Ценность этих форм обучения заключается в последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной и изобретательской направленности занятий. Помимо этого, совершенно очевидно, что данные формы обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями. Они учат школьников полемизировать, руководить группой, быть рядовым соучастником, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою работу. Следует отметить, что данное содержание, вносимое нетрадиционными формами организации обучения, неподменяемо и не может быть построено другими средствами. Значимость применения этой группы форм обучения объясняется и явным воспитательным и развивающим эффектом: ученик выполняет или учится выполнять различные социальные функции, в связи с чем обеспечивается процесс социализации учащихся.
Список использованной литературы
1. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 2010.- 250 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько.- М.: Педагогика, 2012.- 322 с.
3. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник для студ. Учреждений высш.проф.образования [Текст] / В.И. Загвязинский.- М.: Академия, 2012.- 352 с.
4. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс [Текст] / П.Ф. Каптерев.- М.: Избр. пед. Соч, 2007.- 99 с.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.- 100 с.
6. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе [Текст] / С. Кульневич, Т. Лакоценина.- Тюмень: Юрайт, 2004 – 245 c.
7. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 2011.- 368 с.
8. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции [Текст] / Т.С. Назарова.- СПб.: Педагогика.,2009. – 256 c.
9. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий [Текст] / Л.С. Николаева, Л.И. Лесных.- М.: Специалист, 2008.- 89 с.
10. Оконь В. Введение в общую дидактику [текст] / В. Оконь. - М.: Высшая школа, 2009.- 187 с.
11. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя [Текст] / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 2007.- 155 с.
12. Подласый И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М.: "Владос", 2010.- 576 с.
13. Подмылова Л.С. Педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / Л.С. Подмылова.- М.: Юрайт, 2012.- 332 с.
14. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Е.А. Певцова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998.- 345 с.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко.- М.: Владос, 2010.- 274 с..
17. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / В.А. Ситаров.- М.: « Академия», 2012.- 368 с.
18. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: «Академия», 2011.- 608 с.
19. Трофимова О.В Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся [Текст] / О.В. Трофимова.- Тюмень.: Юрайт, 2003. – 300 с .
20. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник [Текст] / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2009.- 520 с.
[1] Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 2010. С. 87-88.
[2]Ситаров В.А. Дидактика. М., 2012. С. 226-227.
[3] Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 2009. С. 52-54.
[4] Подмылова Л.С. Педагогика. М., 2012. С. 65-66.
[5] Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1998. С. 150-152.
[6] Загвязинский В.И. Педагогика. М., 2012. С. 215.
[7] Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону, 2001. С. 54-55.
[8] Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М., 2011. С. 192-193.
[9] Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2009. С. 190.
[10] Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М., 2003. С. 253-256.
[11] Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. М., 2007. С. 21-22.
[12] Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 2007. С. 67.
[13] Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2012. С. 246.
[14] Сластенин В.А. Педагогика. М., 2011. С. 148-149.
[15] Подласый И.П. Педагогика. М., 2010. С. 402-403.
[16] Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. Тюмень, 2003. С. 133-134.
[17] Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. М., 2008. С. 34-35.
[18] Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции. СПб., 2009. С. 144.
[19] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 2010. С. 76-77.
[20] Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Т., 2004. С. 100-101.
Введение
Актуальность исследования.Поиск новых форм и приемов организации урока в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения (игр, викторин, экскурсий и т.д.). Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Степень разработанности темы исследования: Введение нетрадиционных уроков вызвано такими причинами как: вызвать интерес к обучению, усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, повысить качество учебного процесса. Большой вклад в создании и массовом использовании в школьной практике нетрадиционных уроков внесли такие ученые педагоги-новаторы как: В.М.Шаталов (подача учебного материала крупными блоками), Е.Н. Ильина (урок общения, идея конструктивной детали), С.Н. Лысенкова (комментирование управления, опережающее обучение, идея опоры).
Также нетрадиционными уроками занимаются и психологи. Психологами Х.Й. Лийметсом, В.В. Рубцовым, Г.А. Цукерманом доказана высокая эффективность коллективной (групповой) учебно-познавательной деятельности учащихся.
Объектом исследования является процесс обучения, нетрадиционные формы его организации.
Предмет исследованиявключаетнетрадиционные формы организации учебного процесса.
Цель работы является рассмотрение нетрадиционных форм организации процесса обучения.
Можно выдвинуть следующую гипотезу: если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие форм организации процесса обучения;
2. дать характеристику уроку как основной формы организации процесса обучения;
3. изучить нетрадиционные формы организации процесса обучения;
4. рассмотреть классификацию нетрадиционных форм организации процесса обучения;
Методологическую основу исследованиясоставляют общенаучные методы познания. Общенаучными явились общелогические (анализ, синтез), сравнительный, системный, исторический методы.
Практическая значимость.Работа выполнена на кафедре правовых дисциплин, где прошла обсуждение и была одобрена. Выводы и положения содержания в курсовой работе могут быть использованы при преподавании курсов методики преподавания праву и педагогики.
Структура работы: обусловлена спецификой поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа; заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Основная характеристика форм организации процесса обучения