Психологические особенности учения и обучения в высшей школе.

В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения,

происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и

их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную

деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание,

запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного

функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного

действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности

создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного

познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями

объективного мира.

Условием построения теории обучения в высшей школе является

взаимосвязь трех формирующих начал:

1) накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики

учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;

2) установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный

процесс;

3) формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений,

составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.

Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную основу,

достаточную научную определенность и объективность.

Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-

это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому

широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения.

Весьма существенным является также и то обстоятельство, что обучение

происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам

процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на

основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на

физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория

обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и

психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной

психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой

мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому

занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую аудиторию,

управлять ее познавательной деятельностью.

В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами

психологии являются:

- психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;

- организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности;

- психологическое обоснование путей совершенствование методов преподавания;

- обоснование особенностей возрастного развития студентов;

- оценка психических свойств студента;

- выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностей

студентов;

- оценка душевного и морального состояния студентов.

Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей

школе теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей психологии

студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст расцвета

физического и умственного развития человека.

Возраст 17-23 года наиболее плодотворный для формирования знаний,

научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней

мыслительной культуры.

Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес представляет

оценка свойств личности по темпераменту.

Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются:

холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны);

сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены, общительны);

меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и

состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе);

флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера,

неторопливы, настойчивы, необидчивы).

В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические

студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики,

исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей,

романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.

3.Психология личности студента

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.

Для определения способностей, необходимых для овладения той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессиограмм. В соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Использование этих профессиограмм дает положительные результаты.

Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, превышающим невербальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта. Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.

Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т.е. быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального. Последнее возможно лишь при наличии высокой степени концентрации внимания. Строгость и логичность суждений у них должны быть безупречны.

Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров - высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза

Поиски друга жизни играют на III-IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Вступление в брак большинства студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосредственных межличностных и межгрупповых контактов среди его членов несколько уменьшается.

В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:

1.укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;

2.совершенствуются, "профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт;

3.повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;

4. растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

5. на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;

6.повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

7.крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

Наши рекомендации