Личность как объект воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития. Преформистские теории личности.
В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. Таким образом, личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления. Развитие происходит в трех основных сферах:
1.в анатомо-физиологической (развивается нервная система, костно-мышечная, все физиологические процессы);
2.в психической (происходит обогащение фонда условных рефлексов, развитие таких психических процессов, как ощущение, память, восприятие, чувств и др.);
3.в социальной (развитие ребенка как члена общества, накопление им разнообразного социального опыта).
Аристотель к факторам развития личности относил внешний мир, внутренний мир и воспитание. Платон утверждал, что люди от рождения неодинаковы, а их развитие определяется тем материалом, который получила душа человека еще до его рождения. Ж.-Ж.Руссо был сторонником идеи преобладающего значения среды в формировании человека.
Таким образом, основными факторами, влияющими на развитие личности, являются наследственность, среда, деятельность и воспитание.
Исходным фактором развития личности является наследственность как способность организма сохранять существенные черты предков, родовые, видовые качества, задатки и т.д.
Необходимым фактором развития является среда. Среда– это совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Выделяют природную и социальную среду. На развитие человека в онтогенезе оказывает влияние социальная среда, которая, в свою очередь, подразделяется на мегасреду (мир), макросреду (этнос, общество, государство), мезосреду (регион, средства массовой коммуникации, субкультура), микросреду (семья, группы сверстников, воспитательные организации).Определяющими факторами развития личности является деятельность и воспитание.
Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. На развитие личности оказывают влияние все виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, спортивная, художественная, общение, поэтому в процессе жизни ребенок должен быть включен в разнообразные виды деятельности. Причем, деятельность обязательно должна иметь творческий характер.
Воспитание выполняет по отношению к развитию личности ряд функций: нейтрализует отрицательное влияние среды; создает благоприятные условия для развития положительной направленности личности; определенным образом организует жизнедеятельность ребенка.
В соответствии с определением ведущего фактора развития личности в педагогике выделяют биологизаторское и социологизаторское направления. Биологизаторская позиция объясняет развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде.
К социальным факторам относятся:
1.социальное положение человека в обществе; 2.совокупность его общественных отношений;
3.духовные запросы личности;4.воспитание.
Рассматривая влияние среды на развитие человека необходимо отметить, что развитие всех человеческих задатков и формирование личности происходит на фоне общества социального окружения.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
1.наследственность;2.период внутриутробного развития /врожденный фактор;3.первые месяцы после рождения;4.система охраны здоровья в период всей жизни.
Материалистический подход утверждает, что развитие личности протекает под воздействием всех факторов. Отечественная педагогика среди них выделяет особую роль воспитания, т.к. воспитатель, организуя педагогический процесс, целенаправленно руководит развитием ребенка, стимулируя его активность.