Методика изучения раздела «Морфология»
Методика изучения морфологии стала развиваться только после споров ученых о необходимости грамматической теории в обучении. При изучении морфологии учителем ставятся общие специальные цели: 1)изучение основных особенностей морфологических единиц; 2)наблюдение за функционированием этих единиц в речи; 3)развитие учебно-языковых умений. Они дополняются более конкретными: 1)выработать представление о морфологии РЯ как строго организованной системе, в которую входят известные морф-ие классы слов и их форм, состоящие из единиц более низкого уровня (звуки, морфемы) и функционирующих не изолированно, а в структуре сл/сч и пред-ий; 2)познакомить уч-ся со всеми частями речи РЯ и принципами их разделения на знаменательные и служебные, помочь освоению классификационных признаков каждой ЧР; 3)помочь усвоить хар-ые для каждой ЧР формы словоизменения и отрабатывать правильное употребление в связной речи; 4)сообщить некоторые сведения о словообразовании ЧР; 5)выработать орф-ие умения, навыки, опирающиеся на правила, в основе которых морфологическая теория.
Продолжая изучение морфологии в средней школе, необходимо обеспечить преемственность между начальной и средней школой, избегая дублирования материала, но обеспечивая более высокий уровень осознания и систематизации грамматических фактов. Курс РЯ в школе имеет 2 концента: 1)1-4 классы, 2)5-9 классы. Материла изучается линейно-ступенчато и линейно, что означает неоднократное возвращение к одним и тем же понятиям и правилам. Такое построение курса требует строгого учета того, что знаю и умею и того, за счет чего идет развитие на новом этапе. Понятия раскрываются постепенно, обогащаясь новыми дифференциальными признаками, происходит переход от нахождения одной языковой единицы по одному признаку к распознаванию ее по совокупности признаков. При реализации преемственности перспективности необходимо учитывать тесную связь разных уровней и соответствующих разделов. В зависимости от этапов изучения ЧР, изучаемые в средней школе можно разделить на 3 группы, которые будут отличаться методикой своего изучения. 1)ЧР, которые изучаются в начальной школе (сущ., прил.,гл.), т.к. происходит непрерывное изучение с 1 по 5-6 класс; 2)мест-ие, наречие, предлог, союз, частица (числ.). В начальной школе только общее представление, объем понятий мал. Углубление и расширение их происходит во 2 конценте. 3)слова-состояния, причастия, деепричастия, междометия. Для (1) характерно углубление знаний за счет расширения признаков, т.е. грам-их категорий на каждой новой ступени. Каждая ступень – это повторение всего изученного и присоединение нового. Среднее звено – изучение не отдельных элементов морфологии, а усвоение всей системы признаков. Новизна может быть достигнута за счет систематизации признаков в 2-х направлениях: 1)выявление вех постоянных и непостоянных грам-их категорий; 2)выделение 3-х общих дифференциальных признаков, по которым одна ЧР может отличаться от другой. Новизна может быть достигнута за счет особой роли ЧР в нашем языке и особенности ее функционирования. Работа с блоком ЧР требует подбора качественного дидактического материла с учетом возрастного соответствия и нарастания уровня сложности. (2)Перерыв в изучении мест-ия, наречия должен быть заполнен, иначе их изучение в 6-7 классе будет мало эффективным. Необходимо накапливать языковой материал, подводимый под известные термины. Раздел синтаксис и пунктуация дает возможность вводить упр-ия по разбору по членам пред-ия. Союзы накапливаются при рассмотрении наблюдений за сложными пред-ями, предлоги при изучении падежей сущ-ых. Накопление ЧР этой группы идет за счет отработки общеграм-их умений: 1)умение устанавливать связи слов; 2)выделять сл/сч; 3)распознавать изменяемые и неизменяемые слова, членить на морфемы, определять лексическое и грам-ое значение в слове. Для данной группы ЧР с т.з. преемственности и перспективности очень хорошо продолжить закрепление после изучения в разделе «Синтаксис». Служебные ЧР природа, которых синтаксична, закрепляется и расширяется в синтаксисе сложного пред-ия. (3)ЧР базируются на признаках уже усвоенных понятий. Поэтому единство исходных общеграм-их умений составляет лингвистическую основу для изучения новых понятий. На предшествующем систем-го обучению этапе важным является наблюдение за этими ЧР в тексте и употребление их в речи уч-ся, накопление в активном и пассивном словаре. Огромное значение для усвоения причастий и деепричастий имеет продолжение работы при изучении обособленных определений и обстоятельств в разделе «Синтаксис простого предложения».
Изучение морфологии на синтаксической основе обусловлено связью морфологии и синтаксиса как составных частей грамматики. Необходимую перспективность в морфологии обеспечивает ведущий принцип изучения морфологии на синтаксической основе. По мнению Дудникова: 1)систематическому изучению морфологии должен предшествовать курс синтаксиса, который открывает перспективу на систему русского синтаксиса и дает возможность анализировать функции разных ЧР; 2)морфологически единицы должны изучаться не изолированно, а внутри стилистически и синтаксически организованного материала; 3)овладение некоторыми словоформами должно раскрываться с опорой на языковое чутье и имеющихся у уч-ся идеальные модели и образы; 4)изучение морфологической категории должно стать предметом наблюдения и поиска в своей речи, в речи окружающих людей и текстов, а также должны специально включаться в речь, трансформироваться и моделироваться. Т.о., через эти положения реализуется заявленный принцип.
Методика работы над грам-им понятием базируется на положениях психологии. Процесс формирования умственных операций необходимых для овладения понятиями подробно изучался в исследованиях П.Я. Гальперина. Теория поэтапного формирования умственных действий – теория управления усвоенным. Этапы: 1.предварительная ориентировка уч-ка в задании – создание ориентировочной основы действий. 2. действие происходит как действие ос словом в речи. 3.действие переносится в умственный план, «про себя». 4.действия сокращаются, автоматизируются.
Работа над грам-им понятием может рассматриваться как процесс, который представлен несколькими этапами: I Повторение сведений, полученных ранее и имеющих важное значение для усвоения нового понятия. Актуализация имеющихся знаний, на основе которых будет строится новое. Повторение изученного иногда предлагается ученикам. Обычно упражнениям предшествует теория. Иногда учитель организовывает повторение на уроке непосредственно перед объяснением. II Изучение нового понятия: 1.восприятие. нужно предъявить новый материал ученикам. 2.осознание существенных признаков изученных явлений. Разумно чередовать методы преподнесения знаний в готовом виде и самостоятельный лингвистический анализ. Методы применяются отдельно или в сочетании друг с другом. Осознание существенных признаков завершенной работой над определенными понятиями может проходить через анализ определения в учебнике, через составление своего определения и сопоставления его с учебником. 3.запоминание. обеспечивает прочность, полученных знаний. Можно организовать следующим образом: в форме чтения лингвистического текста и работы с ним, составление плана, схемы, таблицы, подбора своих примеров. 4.воспроизведение учеником нового понятия. Может проходить в форме устных ответов на вопросы учителя, в форме письменных ответов. III Обучение уч-ся применению полученных знаний на практике. Для реализации этой цели учитель показывает образец применения, при анализе одного или двух примеров, затем это делают ученики, осваивая этот образец. Чтобы не происходило наложения материла нужно давать сопоставление. В исследовании Гальперина – предлагает пользоваться ориентировочной картой действий, где фиксируется само понятие, его признаки и способы работы с ним (алгоритмы). Осознаний понятий, правил, определений происходит путем расчленения и конкретизации их в сознании уч-ся, т.е. посредством выделения отдельных признаков и их совокупности. Учитель должен видеть из каких признаков состоит грам-ое понятие, выделить среди них более или менее существенные, трудные и определенном порядке знакомить с ними учеников. Сознание совокупности признаков достигается путем постепенного накопления знаний через выполнение значительного количества упражнений. С целью освоения языкового материла учитель использует разные методы и приемы.
Приемы работы теоретическими методами: 1.опорного повторения. Учитель повторяет значение слов-терминов, которые встречаются в формулировке нового понятия. 2.прим предметных действий. Наблюдение за определенной единицей языка, ее анализ, разложение на части, синтез. 3.перефразировки формулировки понятия. Заключается в создании нескольких вариантов понятия на основе существенных признаков. 4.приме постановки дидактического вопроса. 5.прием «перевода» смысла неизвестной ученику грам-ой формы на уже усвоенную.
Теоретико-практические методы (приемы): 1.разбор (полный, частичный). 2.диктанты с грамм-ми заданиями. 3.списывание с грамм-им заданием. 4.метод видоизменения. 5.метод конструирования. Практические методы: изложение с грам-им заданием, сочинение с грам-им заданием.