II. этап обучения МР ТЕКСТОВОГО УРОВНЯ

А) подготовительные

1.работа с текстами-образцами монологического высказывания различных видов (повествование, описание, рассуждение)

- разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их;

- разбейте пункты плана, данного на доске в соответствии с логикой изложения мыслей в тексте;

- сформулируйте главную мысль текста;

- подберите к каждому пункту собственного плана текста ключевые слова и слова-связки.

2. различные виды пересказа текста (краткий, выборочный, пересказ с расширением)

- расскажите только о том, что подтвердит следующую мысль;

- составьте план сообщения, используя материал 3 прочитанных текстов.

Б) речевые

1.составление рассказов

- мимическая история (по жестам и воображаемым действиям);

- рассказ по серии картинок.

2. решение проблемных задач с аргументацией, доказательством своего мнения

- участие в дискуссии, ролевой игре, дебатах.

20. Методика обучения чтению на иностранном языке на первой ступени учреждений общего среднего образования.

Чтение как рецептивный ВРД – это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины. Техника чтения – владение буквенно-звуковыми соответствиями, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы и правильно оформлять их интонационно.

Психофизиологические основы чтения: механизмы восприятия, установления звуко-буквенных соответствий, антиципации (прогнозирования), внутреннего проговаривания, выделение смысловых вех, понимания и осмысления.

Факторы, которые облегчают чтение: форма знака более четко отражена, при чтении каждое слово в контексте, для узнавания не обязательны четкие формы слов.

Факторы, которые осложняют чтение: широта охвата, незнание описываемых реалий и обстоятельств, ложное изложение материала, отсутствие пауз, интонаций.

Формы чтения: вслух (внешнее чтение), про себя (внутреннее).

Уровни понимания:

1.уровень значения (понимание основной сюжетной линии, фактологической цепочки, неполное, неглубокое понимание);

2. уровень смысла (понимание главной мысли и идеи).

Обучение чтению начинается с 1.усвоения букв алфавита: учащиеся должны уметь назвать букву и звук, к. она передаёт; 2. буквосочетаний; 3. слов: учащиеся овладевают техникой чтения озвучивая графический образ слова по правилам чтения или путём запоминания, а затем соотносят его со значением; 4. словосочетаний (чтение словосочетаний обучает детей не только озвучиванию слова, но и расстановке ударения на словах согласно нормативным правилам английского языка); 5. предложений, при помощи предложений происходит обучение интонационному оформлению читаемого; 6. текста.

Упражнения по обучению технике чтения:

1.на уровне слов (работа с разрезными азбуками; find in a series of words that which is not readable by the rules; повторение с однократного предъявления)

2. на уровне словосочетаний (повторение в паузу вслед за диктором; упражнения на расширение синтагмы, упражнения для расширения поля и повышения скорости чтения, например, карты мгновенного предъявления)

3. на уровне микротекста (СФЕ) (истинные и ложные утверждения, вопросы к тексту)

4. на уровне связного текста

Схема последовательности при обучении чтению на начальном этапе при работе над текстом:

1.Усвоение лексического и грамматического материала в устно-речевых упражнениях.

2. Анализ текста учителем и определение в нем графем, вызывающих трудности у учащихся.

3. Коммуникативная установка к деятельности.

4. Выполнение упражнений для формирования навыка различения графем.

5.Вычленение из текста слов, словосочетаний, включающих данные графемы, и произнесение их учащимися.

6. Чтение учащимися отдельных предложений, сверхфразвых единств с целью правильного синтагматического членение.

7. Прослушивание учащимися образца чтения фрагмента текста, его фонетическая разметка, контроль понимания содержания текста.

8. Синтагматическое членение текста вслед за диктором/учителем.

9. Чтение без диктора.

10. Исправление ошибок в технике чтения, допускаемых учащимися.

21. Методика обучения разным видам чтения на второй и третьей ступенях учреждений общего среднего образования

Обучение чтению с извлечением полной информации (изучающее чтение). Цель: максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации.

Предтекстовый этап: упражнения на соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом). Пример: Fill in the blanks in the sentence of a number of suggested words. Расширение потенциального словаря учащихся: Look at the text and tell how many words have a common root.Распознавание значения грамматических явлений: Underline the semantic verb in a compound nominal predicate and translate it.

Текстовый этап: specify in the article where they say about…, define the themes of these texts.Выделение основных частей текста, соотнесите отдельные части текста (Read the third paragraph and find the confirmation of the facts stated in the preceding paragraph). Сокращение текста (Replace these sentences as brief as synonymous phrases).

Послетекстовый этап: определение познавательной ценности прочитанного (Comment on the part of the text, which you like). Развитие умений МР (ДР) на материале текста: Make the situation on a similar topic. Написание аннотации или резюме текста: Write a summary of the text.

Обучение чтению с охватом основного содержания текста (ознакомительное) и просмотровому чтению. Чтение как рецептивный вид РД – это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины.

Ознакомительное чтение протекает в быстром темпе и предусматривает извлечение основной информации текста.

Предтекстовый этап:
- Понимание темы (проблемы) текста: read the key words and phrases and call the theme.

- Понимание связующих средств текста: Read an extract of the text with missing words, unions and union, and then select the appropriate number of data.

-Развитие языковой догадки: Determine what part of speech these underlined words are.

Текстовый этап:

- Выделение структурно- композиционных компонентов текста: Identify the structural components (title, subtitle, the rising action, the main part, the denouement) of the text.

- Прогнозирование содержания текста: What are the words in a sentence can be established that we are talking about ...

- Контроль понимания основного содержания прочитанного текста: Choose the right variant from the several variants.

-Выделение смысловых вех в тексте: Read the text and highlight two main issues discussed in it.

- Установление смысловой связи между фактами текста: Make a coherent text of the paragraph.

- Объединение отдельных фактов текста в смысловое целое: Make a list of the issues raised in the text.

Послетекстовый этап:

- Определение основной функции коммуникативного намерения текста: Choose from the introduced variants the communicative intention of the author of the text.

- Оценка извлеченной информации: What was the most interesting in the text for you and why?

- Выборочный пересказ текста: Choose the most interesting part of the text and retell it.

Просмотровое чтение предполагает получение самого общего представления о содержании текста.

Текстовый этап:

- Прогнозирование смыслового содержания текста: Look at the underlined words in the text. Describe the text.

- Определение структурно- композиционных особенностей текстов различных функциональных стилей: Find in this paper a brief information message.

- Прогнозирование языковых средств и содержания текста: Read aloud only those parts of the sentences that answer the teacher’s questions.

- Совершенствование навыков работы с двуязычным словарем: Find the meaning of the word, which form does not coincide with the vocabulary form.

- Выделение в тексте ключевых предложений (слов): Choose key sentences in the text.

Контроль понимания текста на уровне значения и смысла: Answer the questions.

Контроль понимания прочитанного текста: Tell, what is discussed in the text.

Послетекстовый этап: отсутствует.

Наши рекомендации