Методика как теория обучения ИЯ. Предмет методики. Методические понятия. Методы исследования.
Психологические, лингвистические и дидактические основы обучения ИЯ.
Дидактические основы обучения иностранным языкам
Методика обучения иностранным языкам как частная педагогическая наука. Цели и задачи обучения иностранному языку в школе, вузе и их отражение в характере использования общедидактичсеких принципов в процессе обучения данному предмету. Частнометодические принципы и положения обучения иностранным языкам.
Основные категории: цели, условия, содержание, средства, методы, система обучения- в дидактике и методике преподавания иностранных языков.
Психологические основы обучения иностранным языкам
Психологиядает методисту представления о мотивах овладения языком, видах и роли памяти в обучении ИЯ, особенности учащегося с точки зрения характеристик учебной деятельности.
Психологическая характеристика видов речевой деятельности: продуктивных- говорения и письма, рецептивных- аудирования и чтения; их взаимосвязь и взаимодействие в учебном процессе в естественной коммуникации. Этапы овладения навыками и умениями. Место и роль знаний в этом процессе. Роль и место родного языка в овладении и владении иностранным языком.
Психолингвистическая характеристика разных видов памяти. Психологическая проблема мотивации в усвоении иностранного языка и овладении разным видам речевой деятельности.
Лингвистические основы обучения иностранным языкам
Лингвистическое содержание обучения ИЯ реализуется в аспектах языка (фонетика, лексика, грамматика), моделях предложения, структурах и жанрах речи и ее стилях (публицистический ,деловой.)
Разные подходы к организации языкового материала. Лингвистическая характеристика типового предложения (образца) как основы овладения лингвистическим материалом.
Лингвистическая характеристика связного текста с точки зрения его структуры, содержания, композиции.
Сопоставительная характеристика изучаемых языковых явлений иностранного языка и их аналогов в родном языке, ее цель и место в учебном процессе.
Характеристика методической системы М. Уэста.
Майкл Уэст: Чтение, которому сопутствует говорение, не допустит большое кол-во ошибок..Надо начинать от простого к сложному, а не наоборот.
Самый начальный период обучения – около полугода – Уэст рекомендовал посвятить чтению с говорением с прописыванием букв и слогов (до 500 лексических единиц), а далее приступить к систематичному обучению чтению параллельно с устной речью. Уэст преследовал рецептивную и продуктивную цели обучения ИЯ.
Придавал большое значение учебнику, учебник – основное средство обучения, а учитель – организатор, дирижер.
Требования к пособиям:1.тексты д. соответствовать возрасту и интеллекту учащихся; 2.тексты д.б. интересными; 3.на 50 знакомых слов 1 незнакомое; 4.слова д. заучиваться в ситуациях (текстах), а не изолированно (текст – абзац – незнакомые слова, выделенные жирным шрифтом).
На всех этапах обучения Уэст предлагал показывать учащимся их продвижения в учебе.
2 ТИПА ПОСОБИЙ: 1.построенные на усвоенном материале; 2.тексты, построенные на расширение словарного запаса.
Интенсификация учебного процесса (в сжатые сроки):
1.хоровая работа; 2.самост работа по подстановочным таблицам; 3.прочти и скажи (речь как форма поведения): «не говори, уткнувшись в книгу», «учись читать читая»; 4.работа парами.
Типология уроков:-устная речь +письмо; -урок слушания и понимания; -5 видов уроков чтения с разной целью; -диктант с целью соверш-я орфографических навыков.
Заслуги:1.создание законченной системы учебных пособий; 2.разработка слов для устной речи (прим 1500), 3.отбор лексики (принцип частотности, легкости, трудности); 4.отбирая тексты для чтения, Уэст ориентировался на их фабульность (соотв возрасту, интересам); 5.чтение - цель и ср-во обучения ИЯ. Чт имеет ценность на любом этапе обучения. Цель: обучение беглому Чт с общим охватом содержания.
6.ввел в урок виды работ репродуктивного характера: ответы на вопросы, пересказ по ключевым словам.
Недостатки:1.исключ теории языка; 2.исключ сравнений родного языка и ИЯ при составлении учебных пособий; 3.не ставил задачей развитие навыка точного понимания прочитанного; 4.учебники однотипны по строению, однообразные упр; 5.большое значение придавалось роли учебника
Методика как теория обучения ИЯ. Предмет методики. Методические понятия. Методы исследования.
Е.И.Пассов: «М. – это система знаний о закономерностях процесса обучения ИЯ и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации.».
Предмет – не конкретный процесс обучения, а абстрактный, это накопленные об объекте знания, многочисленные теории, моделирующие процесс обучения ИЯ, закономерности процесса обучения ИЯ.
ОБЩАЯ методика – определяет законы, принципы, цели, содержание обучения ИЯ в целом, без учета особенностей какого-либо языка.
ЧАСТНАЯ методика – исследует процессы обучения конкретному языку с учетом его особенностей.
Понятия:
Метод – система функционально взаимообусловленных методических принципов, направленных на достижение строго определенной цели.
Методический принцип – основное исходное положение, которое обуславливает стратегию обучения ИЯ. Методический принцип – центральное понятие методики.
Общеметодические:
-принцип наглядности, -активности, -доступности, -сознательности, -прочности, -индивидуального подхода,
-научности, -связи теории и практики, -воспитывающего обучения.
Частнометодические:
-коммуникативной направленности; -опоры на родной язык, - дифференцированного и интигрированного об.
(-ситуативности, -функциональности, -индивидуализации, -новизны, -взаимосвязи обучения всем видам речевой деятельности)
Методический прием – основная единица методического воздействия. Это элементарный методический поступок для решения конкретной задачи преподавателем на определенном этапе практического занятия.
Способ – действие, рассчитанное на использование психологических приемов. Это группа приемов, направленных на решение более сложных задач.
Средства обучения – орудия процесса обучения; УМК:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ(способы получения практического материала и теоретических знаний об объекте.) | |
Основные (общие) | Вспомогательные |
1)критич. анализ лит. источников 2)эксперимент, 3)обобщение опыта преп-я учителей, 4) опытное об-е. 5)научно фиксир. наблюдение, 6)пробное об-е | 1)наблюдение, |
2)анкетирование, | |
3)беседа, | |
4)тестирование, | |
6) статистическая обработка получ. данных, 7) метод компетентных судей. |
3.Цели, содержание и средства обучения иностранным языкам.
Цель – общее направление в обучении, концептуальная задача. Цели определяются социальным заказом общества.
Цели обучения ИЯ:
практическая (ведущая);
общеобразовательная;
воспитательная;
развивающая (организационная (пед. модель), интеллект., коммуникат., информационная).
Содержание обучения – то, чему следует обучать, то, с чем должен работать школьник для достижения поставленной цели. Содержание обучения находит отражение в программах, учебно-методических пособиях, планах.
Содержание обучения:
методологическое (обучение приёмам учения);психологическое (формирование ЗУНов как пользоваться языком);
лингвистическое (языковой уровень: грам., лекс., фонетич. минимум; речевой уровень: образцы речевых высказываний).
Предметное содержание – даёт представление об окружающем мире, включает сферы общения, темы, ситуации, коммуниктаивн. и страноведческие знания, тексты, языковые ср-ва общения.
Сферы общения: 1) соц.-бытовая; 2) учебно-трудовая; 3) соц.-культурная.
Процессуальный аспект: ЗУНы
Знания – осознание системы языка и правил пользования ею в практической деятельности.
Умения – способность осуществлять речевую деятельность в условиях иноязычного общения.
Навыки – действие с языковым явлением, доведённое до автоматизма в результате выполнения упражнений.
Формирование речи: первичные умения –> навыки –> вторичные умения
Минимум – языковое явление, которое является необходимым для осуществления продуктивных видов РД.
Основные принципы обучения ИЯ:
Принципы – исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, и т.д.). Они относятся к числу базисных категорий методики, и именно реализация принципов обеспечивает эффективность всего процесса обучения.
Не существует общепринятой классификации принципов.
1) Принцип коммуникативной направленности обучения.
2) Принцип дифференцированного и интегрированного обучения.
3) Принцип учёта РЯ.
Средства обучения бывают:
1)обязательными(основными) 2)вспомогательными 3)ориентированными на ученика 4)ориентированными на учителя 5)техническими 6)нетехническими.