Методика проведения грамматических упражнений.

Разбор по членам предложения несколько углубляется от класса к классу, по мере того как учащиеся овладевают новыми синтаксическими знаниями.

учащиеся I класса не пользуются в процессе анализа предложения терминами «подлежащее» и «сказуемое», но практически они подводятся к овладению умением выделять в предложении его главные члены: находят слово, которое показывает, о ком или о чем говорится в предложении, и слово, которое указывает, что о нем говорится.

Во II классе ход рассуждения остается прежним, только содержательная сторона углубляется. (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, основа,

В III и 4 классах в синтаксический разбор качественных изменений не вносится, но больше внимания уделяется связи слов в предложении.

Сущность морфологического разбора выражается в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено в предложении.

При проведении полного морфологического разбора ученик характеризует в предложении каждое слово, указывая все известные ему особенности данного слова как части речи.

I класса называют вопрос, на который отвечает слово, и указывают, что оно обозначает: предмет, признак предмета или действие предмета.

Во II классе после изучения частей речи морфологический разбор проводится в следующем порядке:

Имя существительное:

1. Часть речи.

2. Вопрос, на который отвечает имя существительное.

3. Род.

4. Число.

Имя прилагательное:

1. Часть речи.

2. С каким существительным связано и на какой вопрос отвечает.

3. Род.

4. Число.

Глагол:

1. Часть речи.

2. Начальная форма.

3. Время.

4. Число.

5. Род (для глаголов прошедшего времени).

Разбор по частям речи проводится как в устной, так и в письменной форме. Он может представлять собой самостоятельный вид упражнения, но может и сопутствовать другим видам работы (точнее, включаться в них в виде составной части). Частичный разбор проводится ежедневно также в целях решения разнообразных грамматических задач как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапе его закрепления.

В начальных классах используется морфемный (разбор слова по составу). Проводится он начиная со II класса. морфемный анализ наиболее эффективен при сочетании его с элементами словообразовательного. В процессе элементарного словообразовательного анализа учащиеся практически знакомятся с наиболее употребительными в русском языке приставками и суффиксами, а также с наиболее продуктивными моделями словообразования.

Разбор начинается с выяснения, какой частью речи является слово.

У учащихся II и III классов необходимо вырабатывать потребность, прежде чем написать слово, требующее проверки, выяснить, из каких частей оно состоит, поскольку каждая морфема имеет свои правила проверки.

В начальных классах школы наряду с грамматическим (морфологическим и синтаксическим) и морфемным разборами находит применение и звукобуквенный разбор, который ставит своей задачей выяснение последовательности звуков в слове, их характерных особенностей и установление соответствия между звуками и буквами. Применение фонетического (звукового) разбора в полном значении этого слова в начальных классах ограничено, так как в соответствии с учебной программой младшие школьники не знакомятся с тем, что буквы е, ё, я, ю в начале слова и перед гласными обозначают два звука (йэ, йо, йа, йу). Учитывая это, учитель использует звуко-буквенный анализ только применительно к словам с гласными буквами а, о, и, ы, у, э,

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( производится в совокупности с морфологическим).

План синтаксического разбора предложения:

1) По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2) По интонации (восклицательное, невосклицательное).

3) По составу (простое или сложное, распространенное или нераспространенное, с однородными членами или нет).

4) Главные члены предложения (грамматическая основа).

5) Второстепенные члены.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА.

При орфографическом разборе необходимо соблюдать этапы решения орфографических задач:

1) Нахождение орфограммы и определение ее типа, в какой части слова она находится.

2) Решение задачи в общем виде (вспомнить правило).

3) Нахождение способа проверки.

4) Запись слова:

посадка – 2 орфограммы (парная согласная в корне слова, вспоминаем правило…, проверяем – сады; безударная гласная в приставке, приставка не изменяется и пишется слитно)

Орфографический разбор слова производится и при проведении комментированного письма, при выполнении работы над ошибками. Большая самостоятельность учащихся проявляется в процессе письма с использованием алгоритма:

· Проговариваю.

· Определяю орфограмму.

· Вспоминаю правило.

· Применяю его.

· Пишу.

· Проверяю.

Устные и письменные грамматические разборы способствуют формированию орфографической грамотности учащихся, которая в свою очередь обеспечивается тесной взаимосвязью теории с практикой, знанием правил и умением применять их при написании конкретных слов и предложений.

Наши рекомендации