Особенности восприятия картины детьми дошкольного возраста. Технология работы с картиной в разных возрастных группах.

- серии дидактических картин разных типов:

- предметные (мебель, одежда, посуда, животные)

- сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

- репродукции картин мастеров искусства:

- пейзажные картины:

- натюрморт.

Требования к подбору картин: содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими.

В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь.

В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. Немного персонажей и мало окружающих предметов. Помочь детям понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспитатель в первой части занятия организует совместные действия — описание одного объекта, а ребенок заканчивает его двумя-тремя предложениями. Разрозненные высказывания об отдельных частях картины педагог в итоге объединяет в один рассказ, не требуя от детей его повторения.

В старших группах используется частичный образец рассказа по одному из эпизодов, план. Назначение сюжетной картины — помочь ребенку составить повествовательный (сюжетный) рассказ о действиях героев. Воспитатель предлагает отталкиваясь от названия картин, сказать, о ком они. Потом сказать, когда происходит действие и почему они думают, что это зима. И наконец следуют рассказы о том, что делают герои.

В подготовительной группе приучают детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины (С чего бы ты начал? О чем главном тебе хочется рассказать?). Описание мелких картинок, фотографий проводится в игровой форме («Экскурсия по выставке рисунков», «Урок аппликации по телефону»).

15. Задачи и содержание работы по воспитанию качеств, навыков правильного и четкого звука и слово произношения в разных возрастных группах.

Над проблемой работали Тихеева, Соловьева.
- Обогащение словаря – даём новые слова. ознак. с окр., чтение худ. лит-ры;
- Закрепление и уточнение словаря – даём уточн. значение слова;
- Активизация словаря – стараемся, чтобы реб-к это слово употребил в речи;
- Устранение нелитературных слов – ненормативная лексика, устаревшие слова – устранять.
Приёмы словарной работы:
1. Худ. лит-ра. Методы: чтение, рассказывание, объяснение значений слов, проговаривание слов детьми, замена авторских слов, подбор слов для хар-ки героя.
2. Загад-е и отгадыв. загадок. Методы: рассуждение и доказательства, описание, игр, приёмы.
3. Дидактич. игры и упр-я.
4. Рассм-е игрушек и картин. Методы: беседа, состав-е описательных рассказов, подбор слов-синонимов.
5. Наблюдение, экскурсии, осмотры. Методы: сравнения, обобщение, классификация.

Система работы по формированию звуко- и слово произношения в разно возрастных группах.

1. Худ. лит-ра. Методы: чтение, рассказывание, объяснение значений слов, проговаривание слов детьми, замена авторских слов, подбор слов для хар-ки героя.
2. Загад-е и отгадыв. загадок. Методы: рассуждение и док-ва, описание, игр. приёмы.
3. Дидактич. игры и упр-я.
4. Рассм-е игрушек и картин. Методы: беседа, состав-е описательных рассказов, подбор слов-синонимов.
5. Наблюдение, экскурсии, осмотры. Методы: сравнения, обобщение, классификация.
Мл. дошк. возраст:
Накопление слов, активизация разных частей речи (сущ, глаголы, прилагательные)- прогулки, осмотры помещения, занятия по ознакомл-ю с предметным миром, занятия с образными игрушками, дидактические игры, рассматривание картин, чтение худ. лит-ры.
Средн. дошк. возраст:
Правильное понимание слов, их употребление, расширение активного словаря – Экскурсии, занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, сравнение, вопросы, указания, беседы по игрушкам, их описание и загадывание загадок, дидактические игры, драматизация и инсценировки, словарные упражнения
Старший дошк. возраст:
Обогащение и уточнение словаря, работа над смысловой стороной слова, усвоение выразительных средств языка – занятия по сравнению предметов, по формированию родовых понятий, описание и рассказывание по картинам, объяснение значения слов, работа над синонимами и многозначными словами.

Наши рекомендации