Т7л7в4з2р, т2рш7р, шк1ф, х2л2д4льн4к м2р7, р7к1, м2ст, 2к71н с1п2г4, тзфл4, шнзрк4, б2т4нк4, 9бк1, пл1щ, 6т1ж7рк1, шзб1, в1но, св7т1, п7тр2в, л8ш1 1 вт2бзс, т7л7г1 , п27зд, с1м2л8т
Аналогичным образом могут быть зашифрованы предложения и небольшие тексты. Ребенку предлагается текст, в котором гласные буквы заменяются цифрами (или значками) в соответствии с таблицей-ключом. Необходимо прочитать текст, записать его в восстановленном виде и пересказать близко к тексту.
Образец. Н1стЗп4л1 д2лг2жд1нн1-10 в7сн1. 0рк2 св7т4т с2лнц7. П29т св29 зв2нк39 в7с7нн99 п7сн9 см7шн57 в2р2бь4.
(Наступила долгожданная весна. Ярко светит солнце. Поют свою звонкую весеннюю песню смешные воробьи).
После того, как ребенок (дети) освоили это упражнение, предлагается небольшой текст (3-5 предложений), гласные буквы в котором необходимо заменить соответствующими цифрами. Затем прочитать текст, не заглядывая в таблицу-ключ, и попытаться пересказать его близко к тексту.
Игра «Кодировщики» для детей младшего школьного возраста
Цель: формирование и развитие фонематических процессов, звуко-буквенный анализ слов.
Сюжет игры:
Педагог называет слова, дети кодируют слова - выписывают только буквы, соответствующие заданным звукам, например, только гласные. Возможен вариант, при котором дети сначала выписывают гласные из группы слов, а позже по памяти восстанавливают их.
Кодирование каждого слова производится на отдельной строке. В
том случае, если ребёнок забывает закодированное слово, ему предоставляется возможность подобрать другое слово с той же последовательностью гласных и записать восстановленное или подобранное слово через тире на соответствующей строке. Группа может включать два и более слов. Количество слов определяется уровнем развития психических функций и уровнем интеллектуального развития. Если данный приём используется при коррекции нарушений письменной речи, необходимо учитывать клинические и психолого-педагогические характеристики той или
иной дисграфии или дисграфии.
Примерный список слов для анализа: азбука, алфавит, амбулаторный, амплитуда, Аннушка, Антошка, аквариум, бабушка, базарный, балалайка, банки, барабан, барабанщик, барабашка, бланки, будильник, бумажник, витрина, выдумщица, выдумывать, вычислила, газировка, гарнизон, глина, гонщики, длинный, дубина, дубинушка, другой, дуршлаг, жалить, жужжала, жуткий, забавный, забастовка, задумать, закрутить, закрывать, закупали, закупили, запивать, запугивать, запутались, заставка, заснула, заступитъ, заступились, засуха, зимовка, зимушка, зубастый, изгибы, излом, икона, интрига, испугать, кадриль, колибри, калинка, караси, картинка, картонка, касторка, карандаш, картошка, карточки, квадратики, квадратный, квадратура, квартира, клавишный клавиатура, клиника, клубника, клубочки крапива, красавчик красотка, краткость, кролики, кружка, крутила, кручина, кубики, кузина, кусочки, кукуруза, кукушка, кривизна, кулачки, клумба, крутизна, крыжовник, купальники, ладушки, ладони, лазурный, липучка, лужайка, Лужники, луковица, лучинка, львица, магнитный, малина, округ, надувать, назначать, назначить, накачала, напоила, настроить, наушники, ножницы, палитра, палуба, пальма, параллельный, парусник, патрон, патриоты, патруль, письмо, плавники, пластилин, пластины, плутовка, правильный, праздники, праздничный, природный, примочка, паромщик, приблизились, примерки, прилавки, приправа, птичий, правдивый, плавучий, припудрить, править, раки, приставка, причины, прибавили, призрачный, признавать, припудрить, присылать, просьба, пузырьки, пустышка, пушной, пытливый, разливать, рассказы, раскладушка, раскрасили, ромбики, рубильник, рубашка, сливовый, слизистый, справка, сравнивать, стадион, статистика, статуэтка, стихийный, странный, стыдилась, сударыни, суматоха, сумасбродный, студент, ступай, танкисты, тигрица, тигровый, торты, точка, традиционный, трамплин, трибуны, тропики, трудный, трудилась, тупиковый, турниры, тыква, удачный, удушливый, упорный, упустила, услада, услужливый, уставать, уступила, футбольный, чайники, этаж.
Описанные выше упражнения достаточно просты, не требуют специальной подготовки и могут использоваться в качестве тренировочных как в работе специалистов, так и родителями при домашней работе. Регулярное включение заданий на кодирование в коррекционные занятия логопеда, дефектолога, психолога, учителя способствует развитию психических процессов, увеличению скорости мыслительных операций, а также помогают скорректировать нарушения письма и чтения.