Методы и средства обучения. Технологический подход к обучению
14.1 А. В. Хуторской вычленяет среди методов обучения особую группу — эвристические методы обучения. Познакомьтесь с его представлением этой группы методов и ответьте на сформулированные ниже вопросы.
Методы эвристического обучения можно классифицировать аналогично видам эвристической образовательной деятельности— оргдеятельностные, когнитивные, креативные.
Когнитивные методы обучения, в свою очередь, делятся на научные, методы учебных предметов и метапредметные. Научные методы — это методы исследований в физике, математике, географии и других науках. К ним относятся методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации и др.
Методы учебных предметов, с одной стороны, взяты из наук, с другой, — относятся к непосредственному освоению конкретных образовательных областей и предметов. Это методы исследования фундаментальных образовательных объектов, методы сравнения образовательных продуктов учеников с культурно-историческими аналогами, традиционные методы исследования основных вопросов и тем учебных дисциплин.
Особый вид когнитивных методов обучения — метапредметные, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. Например, метаспособом является метод познавательного видения смысла объекта, метапредметным содержанием выступают такие объекты познания как вещество, растение, звук.
Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Традиционно понимаемые эвристические методы интуитивного типа относятся к креативным методам эвристического обучения: "мозговой штурм», метод эмпатии, педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя и др. Такие методы опираются на нелогические действия учащихся, имеющие интуитивный характер.
Методы эвристического обучения | ||
Когнитивные | Креативные | Оргдеятельностные |
Методы наук | Интуитивные | Методы учеников |
Алгоритмические | Методы учителя | |
Метапредметные | Эвристики | Административные |
Методы эвристического обучения
Другой вид креативных методов обучения базируется на выполнении алгоритмических предписаний и инструкций: методы синектики, морфологического ящика. Их цель — сделать логическую опору для создания учениками образовательной продукции.
Следующий вид креативных методов — эвристики, т. е. Приемы, позволяющие ученикам решать задачи «наведением» на возможные их решения и путем сокращения вариантов перебора таких решений.
Оргдеятельностные методы обучения делятся на методы учеников, учителей и управленцев образования — основных субъектов образования. Методы учеников — это методы учебного целеполагания, планировки, контроля, рефлексии и др. Данная группа методов нетрадиционна для школ, ученики обычно почти не участвуют в конструировании своего образования. Научить детей методам организации и построения собственной траектории образования не менее важно, чем методам изучаемых ими наук.
Методы управления образованием — это педагогические и административные методы организации образовательных процессов на соответствующем уровне. Они во многом тождественны оргдеятельностным методам учеников, поскольку в отношении учителя, отдельной школы или всей системы образования в эвристическом подходе применяются те же принципы, что и для обучения отдельных учеников. Данная группа методов используется при создании и развитии эвристических процессов в масштабе преподавания отдельного учебного курса, группы курсов или всей школы.
1. Можно ли рассматривать предложенные выше методы обучения наряду с теми, что представлены в классификации Ю. К. Бабанского в качестве дополнения или они органично входят в одну из групп в классификации Ю. К. Бабанского? Ответ аргументируйте.
2. Среди креативных методов А. В. Хуторской называет метод мозгового штурма. Предложите свой возможный вариант использования этого метода на уроке по предмету вашей специальности.
14.2 В. В. Сериков формулирует следующие наиболее общие требования к педагогической технологии:
· трансформация содержания обучения в целостный проект деятельности;
· этот проект включает в себя характеристику ориентировочной основы деятельности (понятия, принципы), ее мотивационно-психологическое и операционное обеспечение;
· представление проектируемой деятельности в процессуальной форме (в виде системы задач или задачных ситуаций, обеспечивающих последовательную ориентировку в некоторой предметной или ценностной сфере;
· представление в эксплицитной форме способов решения задач из данной предметной (или конфликтов-коллизий из данной ценностной) сферы;
· построение обучения в виде достаточно жесткой последовательности обучающих и учебных действий, учебных ситуаций, которые произвольно нельзя поменять местами;
· выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, ролей, связей, сюжетно-игровых линий, развертывающихся на протяжении технологизируемого фрагмента учебного процесса;
· мотивационное обеспечение технологии на основе создания возможностей самореализации участников учебного процесса;
· разграничение сфер правилосообразной и творчески-импровизационной деятельности;
· использование материально-технических факторов, информационных средств и программных продуктов, способствующих эффективному развитию учебно-воспитательной ситуации.
[Сериков В. В. Образование и личность. М.,1999. с. 118]
1. Опишите в общих понятиях процесс создания проекта деятельности, ориентированного на его реализацию через какую-либо известную Вам образовательную технологию.
2. Какими способами можно было бы воспользоваться для «создания возможностей самореализации участников учебного процесса»?
3. Как можно было бы, по-вашему, «разграничить сферы правилосообразной и творчески-импровизационной деятельности»?