Тема 3. Антропологический подход в педагогической науке.

Понятия: методология педагогики, научный подход, антропология, педагогическая антропология, личность, гуманизация образования, возрастные периоды в развитии личности.

Вопросы для обсуждения:

1.Что понимают под педагогической антропологией, какую роль она выполняет в педагогической науке?

2.Какую роль играют в развитии личности факторы наследственности, среды и воспитания? Почему их необходимо учитывать в процессе образования личности?

3. Каковы основные достижения развития личности на разных возрастных этапах?

Задание: составьте сравнительную схему-таблицу.

Название теории Авторы Понятие личность Источники и факторы развития личности Роль воспитания и обучения в развитии личности
Теория научения        
Гуманстические теории        
Когнитивная теория        
Деятельностная теория        

Примечание: на семинарском занятии студентами проводится сравнительный анализ теорий личности на основе материала схемы-таблицы

Литература

Основная

Коджаспирова Г.М.Педагогика: учебник /Г.М. Коджаспирова –М.: КНОРУС,2010. -С.45-70, 77-91,111-123.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – Кн 1.: Общие основы. Процесс обучения - С.72-75,76-81,83-86,87-93.

Дополнительная.

Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап….-С.159-180.

Липская Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования // Педагогика-2006-№2-С.23-28

Дополнительно рекомендуемая

Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию // Педагогика - № 5- С.55-58.

Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2000. - С.62-62-81.

Контрольные вопросы

1.Чем обусловлено доминирующее влияние воспитания на развитие личности?

2.Какие закономерности и особенности развития личности следует учитывать в воспитательном процессе? (проиллюстрируйте ответ на конкретном примере относительно периода дошкольного детства)

3.В чем сущность закономерностей неравномерности и сензитивности развития личности?

Тема 4. Закономерности и принципы педагогического процесса.

Понятия: педагогический процесс, образовательный процесс, закономерность, закономерность педагогического процесса, принцип, принципы педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1.Что понимают под закономерностью педагогического процесса?

2.Какую роль играют закономерности педагогического процесса в проектировании и реализации задач образования личности?

3.Укажите и содержательно охарактеризуйте разные виды закономерностей педагогического процесса.

4.Что понимают под принципами педагогического процесса? В чем стоит взаимосвязь закономерностей, принципов и правил педагогического процесса?

Задание: на основе анализа и обобщения содержания учебного материала заполните карту схему: « Закономерности и принципы педагогического процесса».

Целостный педагогический процесс Процесс обучения Процесс воспитания
закономерности принципы закономерности принципы закономерности принципы
1.          
2….          

Литература

Основная

Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – .: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения - С. 171-173, 419-469.

Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 101-106, 181-188

Дополнительная

Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003.- С.480-499.

Дополнительно рекомендуемая

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для Вузов. – С.Пб. :Питер, 2001. - С.72-87.

Теория обучения: уч. пособие для студ высш уч завед./под ред. Андриади И.П..-М.:ИЦ «академия», 2010, стр 34-51.

Контрольные вопросы:

1.Чем педагогический закон отличается от педагогической закономерности?

2.Приведите свою формулировку принципа природособразности обучения и воспитания личности.

3.В чем состоят отличия понимания сущности и содержания принципов педагогического процесса (процесса воспитания или процесса обучения) в предшествующей и современной теории образования? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами.

Тема 5. Содержание образования.

Понятия: образование, содержание образования, содержание общего образования, принципы отбора и структурирования содержания образования, государственный образовательный стандарт.

Вопросы для обсуждения.

1.Что понимают под содержанием образования? Каковы источники и факторы его формирования?

2.Охарактеризуйте принципы отбора и структурирования содержания образования.

3.Что понимают под государственным образовательным стандартом? Каковы функции, цели и структура этого нормативного документа?

4.Обозначьте и охарактеризуйте основные положения концепции государственных образовательных стандартов общего среднего образования второго поколения.

5.Укажите, в чем состоит новизна подхода к разработке государственных образовательных стандартов «второго поколения» и каковы направления изменений содержания образования.

Литература

Основная

Педагогика : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений , В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд стереотип –М.: ИЦ « Академия», 2003 -С.214-245.

Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 117-124

Кузнецов В.А. Разработка федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогика-2009. -№4-С. 3-10.

Дополнительная

Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика -2011-№ 4 –С.8-15.

Дополнительно рекомендуемая

Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения федеральных государственнных образовательных стандартов нового поколенич // Педагогика -2009.-№ 4-С. 69-76.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений, А.В. Хуторской. –М.: ИЦ « Академия», 2009.-С.55-64,78-85,89-93.

Контрольные вопросы

1.Как связаны социокультурный опыт и содержание образования? Чем обусловлена их связь?

2.Какие факторы и условия оказывают наибольшее влияние на изменения содержания образования?

3.Введение стандартов образования – это положительный или отрицательный фактор развития индивидуальности личности?

4. В чем заключаются возможные трудности реализации образовательных стандартов второго поколения в массовой образовательной практике? Каковы пути преодоления таких трудностей?

Наши рекомендации