Охарактеризуйте сущность, пути и средства эстетического воспитания школьников.
Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обозначающим философскую науку о прекрасном.
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Задачиэстетического воспитания:
• формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;
• формирование эстетических чувств, вкусов;
• педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры;
• развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности;
• формирование способов художественно-творческой деятельности;
• поддержка одаренных детей;
• выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.
Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности.
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства. Это исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. Целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а также музыкального слуха, умения различать стили, тональности, оттенки звука, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства.
Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические чувства, возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания, состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.
Эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.
Эстетическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.
Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала. Художественно-эстетический вкус - это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.
Содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры личности включает в себя усвоение художественных и искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи. Содержание эстетического воспитания определяется его задачами и отражено в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Формы и методы эстетического воспитания условно можно разделить на две большие группы.
Познавательные: беседы, лекции, встречи за круглым столом; университеты культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии и др.
Развлекательные: музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров, театров и др.
Формированию эстетического поведения способствуют следующие методы и приемы: отработка культуры соблюдения тишины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и др.
К средствам эстетического воспитания относятся кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, личность учителя, слово и др.
Эстетическое воспитание осуществляется следующими путями.
Во-первых, эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания в школе. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства.
Развитие эстетического восприятия начинается в начальных классах и происходит за счет восприимчивости младших школьников, в первую очередь на уроках литературы, языков, музыки и пения, изобразительного искусства, технологии. Учитель дает задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки.
Основная работа в направлении формирования эстетической культуры осуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства формируются художественно-эстетические представления.
Развитие эстетического вкуса - очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах созданы все условия для более глубокого понимания искусства.
Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельности учения, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту.
В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады
Во-вторых, эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и разнообразную практическую деятельность во внеурочное время (уборка класса; насаждение растений, выращивание цветов - видеть красоту плодов своей деятельности).
В-третьих, возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования. 0громной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
В-четвсртых, природа дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее за!рязнении.
В-пятых, есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между самими воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, тактичные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.
Наконец, в обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире.
Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, эстетических умений, способностей, занятия искусством; у школьника развита способность к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.
28. Назовите и охарактеризуйте методы формирования сознания личности учащихся. Методы формирования сознания - это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей в целях формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников - формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности. Синонимичное название этой группы методов - методы убеждения.
Функцииметодов формирования сознания:
• формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении;
• формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;
• обобщение, анализ собственного опыта школьников;
• трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Основной инструмент - слово, сообщение и обсуждение информации; убеждать нужно и делом, и словом.
Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность.
К этой группе методов относятся рассказ, беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.
Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.
Функции: служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании.
Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллю-стрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.
Беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанника.
В воспитательном процессе учителями чаще всего используется этическая беседа. Цель этической беседы - формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы.
Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор и др.
Лекция - это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций - социатьная жизнь, нравственные, эстетические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явлениями.
Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др.
Диспут - это спор в целях выработки правильных суждений и установок, обучения умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. Одно из требований - не требовать единого решения и не делать никаких общих выводов.
Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на группу или на отдельных воспитанников.
Функции: сформировать либо закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение.
Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему.
Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности.
Функции: иллюстрация, конкретизация общих проблем, акти-иизация собственной душевной работы.
Действие примера основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы, подражание подростков носит избирательный характер, в юношеском возрасте примером служит конкретное лицо или собирательный образ. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на детей. Важно окружить ребенка положительными примерами для подражания. Существенна сила положительного воздействия педагога, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирования опыта поведения, так как может служить действенным образцом в нравственном поведении.
29. Назовите и охарактеризуйте методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся в процессе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения являются ведущими в классификации методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский) и тесно связаны с методами формирования сознания, так как только по конкретным действиям, поведению ученика можно судить о степени сформированное™ его нравственного сознания, об уровне его воспитанности.
Основное понятие — воспитание в деятельности - проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов.
Таким образом, методы организации деятельности и формирования опыта поведения - это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.
Основная функция методов организации деятельности и формирования опыта поведения - выработка умений и привычек правильного поведения.
Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.
Приучение - это организация регулярного выполнения детьми действий с целью превратить их в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение - это многократное повторение, совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Психолог Л. И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат упражнения - устойчивые качества личности: навыки и привычки.
Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведения на занятиях и переменах, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, которые наблюдаются в школах, часто являются следствием неумелого использования метода упражнений (приучения) в процессе воспитания.
Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность, частота повторений, контроль и коррекция, учет личностных качеств, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д. Поручение - с их помощью детей приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. При помощи поручения у детей воспитываются ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.
Педагогическое требование - это предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения; реальная задача; конкретное указание о выполнении какого-либо действия.
По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека; они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.
Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; они могут быть специально организованы педагогом.
Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.
Общественное мнение -выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общественности к различным событиям и явлениям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.
Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания и методами стимулирования. Только комплексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития учащихся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.