Перечислите и охарактеризуйте принципы обучения.

Законы и закономерности процесса обучения дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил.

Закономерности обучения выражают существенные и необхо­димые связи между его условиями и результатом, а обусловлен­ные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.

Дидактические принципы (принципы дидактики) – это основные положения, определяющие содержание, организацион­ные формы и методы учебного процесса в соответствии с его об­щими целями и закономерностями. В принципах обучения выра­жаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М. А. Данилов). Выступая как категории ди­дактики, принципы обучения характеризуют способы использо­вания законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В педагогической интерпретации правило- это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реали­зуются через правила обучения, которые есть средство реализа­ции принципов.

Первые попытки обоснования дидактических принципов были предприняты Я. А. Коменским, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци. Они выдвигали один ведущий принцип и на его основе строили всю систему принципов. А. Дистервег, К. Д. Ушинский придавали большое значение принципам обучения. Используя отдельные дидактические принципы, современная дидактика дает им под­линно научное обоснование и разрабатывает новые принципы.

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обу­чения, т. е. принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают и появляются новые. Пока еще в ди­дактике отсутствует единое мнение ученых относительно количе­ства и самого названия принципов, хотя они выражают понима­ние одних и тех же закономерностей. Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического про­цесса.

К общепринятым в отечественной педагогике принципам обу­чения относятся:

· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

· научности;

· связи теории с практикой;

· систематичности и последовательности;

· доступности обучения;

· наглядности;

· сознательности и активности учащихся;

· прочности результатов обучения;

· рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;

· учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обуче­ния предполагает, что обучение направлено на цели всесторонне­го развития личности, на формирование не только системы зна­ний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения бы­ло связано с объективными научными фактами, теориями, зако­нами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изу­чаемого материала, а также в том, что школьников обучают эле­ментам научного поиска, способам научной организации учебно­го труда.

Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать получен­ные знания в решении поставленных задач, анализировать и пре­образовывать окружающую действительность, вырабатывая соб­ственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и си­туаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

Принцип систематичности и последовательности предпола­гает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так п процесса обучения в целом. Требование систематичности и по­следовательности в обучении направлено на сохранение иреемст-венности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок - это логическое продолжение предыдуще-I о, как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной дея­тельности.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных воз­можностей и такой организации педагогического процесса, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физиче­ских перегрузок.

Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от це-иесообразного привлечения органов чувств к восприятию и пере­работке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически ра­ботать - через это вести к знанию. Однако использование нагляд­ности должно быть в той мере, в какой она способствует форми­рованию знаний и умений, развитию мышления.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической систе­мы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами дея­тельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют инте­рес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закрепля­лись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материа­ла зависят не только от материала, но и от отношения к нему, по­этому для прочного усвоения необходимо сформировать позитив­ное отношение и интерес к изучаемому материалу.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивиду­альных форм и способов учебной работы. Это означает, что учи­тель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения (уроки, экскурсии, практикумы), а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процес­се: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных па­рах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне уро­ка: походах, клубах, кружках, различных объединениях по инте­ресам и др.

Как видно, принципы современной дидактики образуют сис­тему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и систематичность - с прочностью, доступность - с научностью и т. д. Все вместе они отражают основные особенно­сти процесса обучения, они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа ре­зультатов.

Одна из главных задач науки дидактики сегодня - предста­вить принципы в определенной системе. Принципы могут стать руководством для педагога только тогда, когда они будут пред­ставлены в определенной системе и охватывать все стороны и этапы процесса обучения. Все современные принципы объединя­ются вокруг принципа природосообразности, обоснованного еще Аристотелем, а впоследствии Я, А. Коменским.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, т. е. отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют опреде­ленность, корректность и превращаются в общие положения, не­сомненно, верные, но не дающие конкретных дидактических ори­ентиров.

Принципы выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.

8. Дайте определение понятия «содержание образования». Раскройте роль учебного плана и учебной программы в определении содержания школьного образования.

Одним из основных средств развития личности и формирова­ния ее базовой культуры выступает содержание образования.

Для успешного обучения и развития личности необходимо уяс­нись, чему надо учить школьников и чем они должны овладеть, чтобы получить современное образование.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обес­печить формирование всесторонне развитой личности, подготов­ленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материаль­ной и духовной культуры общества.

Элементы содержания образования можно представить более подробно:

• система знаний (о природе, обществе, технике, человеке, кос­мосе), раскрывающая правильную научную картину мира. Зна­ния, усвоенная информация помогают человеку сориентировать­ся в окружающем мире;

· опыт осуществления известных для человека способов дея­тельности, т. е. умения пользоваться этими знаниями как спо­собами деятельности. Система интеллектуальных и практиче­ских навыков и умений обеспечивает воспроизведение челове­ком окружающего мира;

· опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Формируются новые способы деятельности известного опыта;

· опыт ценностного отношения к миру, к людям, к себе опреде­ляет направленность действий обучающегося в образователь­ном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами. В этом случае усвоенный школьником социальный опыт транс­формируется в его личный опыт, личный способ действия.

Все названные компоненты содержания образования взаимо­связаны: умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспи­танность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.

Учебный план - это документ, определяющий состав учеб­ных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

Учебные планы общеобразовательных школ в Республике Бе­ларусь утверждает Министерство образования.

Выделяют следующие виды учебных планов:

· базисный,

· типо­вой (носит рекомендательный характер),

· учебный план средней школы.

Учебный план определяет содержание:

а) начального образо­вания (I-IV классы);

б) основного (базового) образования (V-X классы);

в) среднего (полного) образования (XI—XII классы).

Учебный план устанавливает следующие нормативы органи­зации учебной деятельности:

Ø продолжительность обучения в учебных годах (общую и по ка­ждой из ступеней);

Ø полный перечень учебных предметов по годам обучения;

Ø количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет, на неделю, учебный год и за все годы обучения;

Ø недельную учебную нагрузку (обязательную, а также для заня­тий по выбору учащихся и факультативных занятий);

Ø итоговое количество учебных часов, финансируемых государ­ством;

Ø периоды производственной практики, лагерных сборов;

Ø продолжительность учебных четвертей и каникул.

В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют об­разовательные компоненты:

· базовый (республиканский);

· дифференцированный (национально-региональный);

· школьный.

Вариативность образования достигается за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образова­тельных компонентов.

Во всех учебных планах сначала определяется базовый ком­понент. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5-6 часов в неделю (в зависимости от класса). В белорусских учебных планах, кроме обязательных учеб­ных предметов (базовый компонент), есть предметы для выбора самими учащимися. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватывают либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы (например, по истории Великой Отечественной войны), либо спецкурс, какого нет в базовом компоненте плана.

Учебный план содержит и школьный компонент. Имеется в виду, что некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и распределяются решением педагогического или методи­ческого совета школы. Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специали­зации и материально-технической базы школы.

В связи с реформой общеобразовательных школ учебные пла­ны в последние годы не стабильны в том смысле, что почти еже­годно уточняются учебные предметы и число часов, отводимых на них.

В учебных планах Беларуси больше времени стало отводиться предметам гуманитарного цикла. На взгляд ряда авторов, учебные планы Беларуси в наборе предметов не отражают радикальных пе­ремен в экономической системе страны. Слабо учитывается глобальное ухудшение социальной экологии, воспитание экологиче­ский культуры у учащихся. То же можно сказать и о правовой гра­мотности и воспитании правовой культуры у учащихся. Необходи­мы специальные учебные предметы на уровне базового компонента, а не только как допущение факультативных учебных курсов.

Учебная программа - нормативный документ, который со­ставляется на основе учебного плана и определяет содержание об­разования по каждому учебному предмету и объем времени, вы­деляемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утверждает Министерство образова­ния.

В структуре учебной программы, как правило, выделяют сле­дующие разделы.

Пояснительная записка - в ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, прин­ципы построения курса, предмета.

Содержание образования в виде списка вопросов — по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, кото­рые должен усвоить школьник.

Межпредметные и внутрипредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности.

Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, кон­трольных работ.

Требования к ЗУНам учащихся. В ряде программ предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслужи­вают соответствующих баллов.

Список литературы и др.

Виды учебных программ:

· типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, об­щие рекомендации методического характера;

· рабочие учебные программы, которые формируются на базе ти­повых программ и отражают специфику обучения в данном об­разовательном учреждении в конкретной социально-педагоги­ческой ситуации;

· личностно-индивидуальные, или авторские программы, разра­батываемые или реализуемые высококвалифицированными, творчески работающими учителями.

Традиционно существуют два принципа (способа) построения программ:

а) линейный - логическое построение материала в беспрерывной последовательности, без возвращения к учебному материалу на следующих этапах обучения;

б) концентрический — повторение учебного материала на следующей ступени в усложненном варианте. На новом витке содержание расширяется и углубляется.

Существует также смешанный способ построения учебной программы.

9. Охарактеризуйте функции и структуру учебника. Изложите требования к учебнику.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся школьные учебники, книги для до­полнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники за­дач, методические пособия для учителя и др.

Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейше­го средства обучения, основных источников знаний и организа­ции самостоятельной работы учащихся по предмету; они пред­ставляют собой информационную модель обучения, своеобраз­ный сценарий учебного процесса.

Учебник - это учебная книга, в которой изложен системати­зированный материал, составляющий развернутое конкретное со­держание учебного предмета в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

В нем даются основы научных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой.

На основе классификации наук учебники подразделяют на гу­манитарные, физико-математические, природоведческие и др.

По характеру преподавания материала различают учебники академические и прикладные.

По ведущим методам обучения выделяют информационные, проблемные, программированные, комплексные учебники.

В педагогической литературе выделяют следующие функции учебника:

· информационную - учебник преподает основы наук, позволяет расширить объем знаний, организовать самостоятельную учеб­ную деятельность;

· контрольно-коррекционную - проверка и коррекция хода обу­чения;

· мотивационную — создание стимула к изучению предмета.

В учебнике материал излагается по главам, параграфам, те­мам. Чтобы облегчить усвоение материала, даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, планы, графики, таблицы. Кроме информативного материала, в учебнике есть вопросы и задания, призванные помочь ученику осмыслить и систематизировать зна­ния; иногда указывается литература для самообразования.

Таким образом, можно выделить структуру учебника:

• текст - главный компонент - подразделяется:

а) на основной (теоретический и фактический материал);

б) дополнительный (документы, отрывки, справки);

в) пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии);

• внетекстовые (вспомогательные) компоненты: задания, па­мятки, таблицы, вопросы, иллюстрации, подписи к иллюстра­циям, аппарат ориентировки, замечания, предисловие, прило­жения, оглавление, указатели и др.

Материал в учебниках может размещаться по линейному прин­ципу (излагается последовательно на основе уже знакомого, без нозвращения к нему на следующих этапах изучения); концентри­ческому принципу (когда часть учебного материала повторно изу­чается на нескольких ступенях обучения, но с различной степе­нью глубины).

К учебнику предъявляются следующие требования.

Ø Язык учебника должен быть простым и доступным учащимся.

Ø Учебник должен составляться по учебной программе.

Ø Материал учебника должен быть изложен системно, логически, стройно.

Ø Учебник должен отображать уровень развития современной науки.

Ø Учебник должен содержать точные формулировки, обоснования, правила и выделять те, которые нужно запомнить.

Ø Учебник должен иметь качественные иллюстрации.

Ø Учебник должен соответствовать санитарно-гигиеническим тре­бованиям (шрифт, переплет) и др.

Реализации учебных целей служат хрестоматии, сборники за­дач, упражнений, атласы по географии, истории, анатомии чело­века, словари, справочники. В последние годы в помощь учащим­ся, кроме учебников, выпускают учебные диа-, кино-, видеофиль­мы, которые можно использовать как на классных занятиях, так и дома. Они значительно дополняют материал учебников, делают его содержание наглядным, динамичным, концентрированным.

Таким образом, содержание образования - важнейший компо­нент учебного процесса и основное средство достижения цели в образовании. Содержание образования уточняется в учебном пред­мете, закрепляется в учебных планах и программах, а затем про­грамма обучения развертывается в учебниках.

10. Раскройте сущность понятия «метод обучения». Охарактеризуйте подходы к классификации методов обучения: в зависимости от источника знаний; от типа познавательной деятельности.

Методы обучения лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.

Слово «метод» греческого происхождения и в переводе на русский язык означает путь, способ исследования или познания; или продвижения к истине.

Метод - это совокупность относительно однородных прие­мов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

методы обучения - это система последовательных, взаимосвя­занных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвое­ние содержания образования, развитие умственных сил и спо­собностей учащихся, овладение ими средствами самообразова­ния и самообучения» (Педагогический словарь).

Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного про­цесса, направленный на достижение поставленных целей обуче­ния, развития, воспитания.

И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения - это способ организации учеб­но-познавательной деятельности.

Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он является меха­низмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса. Чтобы уверенно прогно­зировать искомый результат, педагог должен профессионально владеть методами деятельности. Методы обучения должны спо­собствовать активизации познавательной деятельности учащихся, должны быть правильно подобраны, не допускать перегрузки уча­щихся на уроке.

Прием обучения можно сформулировать как составную часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы исходя из уровня мас­терства педагога. К ним можно отнести показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и др. Приемы используются в целях активизации вос­приятия детьми учебного материала, углубления познания, сти­мулирования познавательной деятельности.

Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

Методы обучения выполняют функции, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся обучающая, развиваю­щая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможно­стей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

В связи с тем, что методы обучения имеют много сторон, их можно группировать в системы. Классификация методов обуче­ния является одной из самых острых проблем в современной ди­дактике. Поскольку разные авторы в основу подразделения мето­дов обучения на группы и подгруппы кладут различные признаки, существует ряд классификаций. Наличие различных точек зрения на эту проблему отражает естественный процесс дифференциа­ции и интеграции знаний о методах обучения.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.

В практической деятельности учителя сочетают все классифи­кации методов обучения — они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.

Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и другие считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся.

На этой основе они выделяли три группы методов:

· словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут);

· наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение)

· практические (опыты, упражнения, учебно-производственный труд).

Эта классификация считается традиционной. Она основана на издавна существующих трех источниках: практике, наглядности, слове. И действительно, слово, наглядные по­собия и практические работы широко используются в учебном процессе.

И. Я. Лернср и М. Н. Скаткин разработали методы обучения исходя из характера учебно-познавательной деятельности уча­щихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяют следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический, метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая
для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подраз­делил на три основные группы, которые, в свою очередь, могут быть подразделены на входящие в них отдельные методы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по источнику - словесные, наглядные, практические; по логике - индукция, дедукция; по типу мышления - репродуктивные, проблемно-поисковые; по управлению – методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя);

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению - познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные стимулы; методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении - поощрение, порицание, предъявление требований;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; ме­тоды лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

Наши рекомендации