Перечислите и охарактеризуйте принципы обучения.
Законы и закономерности процесса обучения дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.
Дидактические принципы (принципы дидактики) – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М. А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
В педагогической интерпретации правило- это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения.
Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов.
Первые попытки обоснования дидактических принципов были предприняты Я. А. Коменским, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци. Они выдвигали один ведущий принцип и на его основе строили всю систему принципов. А. Дистервег, К. Д. Ушинский придавали большое значение принципам обучения. Используя отдельные дидактические принципы, современная дидактика дает им подлинно научное обоснование и разрабатывает новые принципы.
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают и появляются новые. Пока еще в дидактике отсутствует единое мнение ученых относительно количества и самого названия принципов, хотя они выражают понимание одних и тех же закономерностей. Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.
К общепринятым в отечественной педагогике принципам обучения относятся:
· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
· научности;
· связи теории с практикой;
· систематичности и последовательности;
· доступности обучения;
· наглядности;
· сознательности и активности учащихся;
· прочности результатов обучения;
· рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
· учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только системы знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.
Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так п процесса обучения в целом. Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение иреемст-венности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок - это логическое продолжение предыдуще-I о, как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от це-иесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать - через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения (уроки, экскурсии, практикумы), а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и др.
Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и систематичность - с прочностью, доступность - с научностью и т. д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.
Одна из главных задач науки дидактики сегодня - представить принципы в определенной системе. Принципы могут стать руководством для педагога только тогда, когда они будут представлены в определенной системе и охватывать все стороны и этапы процесса обучения. Все современные принципы объединяются вокруг принципа природосообразности, обоснованного еще Аристотелем, а впоследствии Я, А. Коменским.
При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, т. е. отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность, корректность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных дидактических ориентиров.
Принципы выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.
8. Дайте определение понятия «содержание образования». Раскройте роль учебного плана и учебной программы в определении содержания школьного образования.
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.
Для успешного обучения и развития личности необходимо уяснись, чему надо учить школьников и чем они должны овладеть, чтобы получить современное образование.
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Элементы содержания образования можно представить более подробно:
• система знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающая правильную научную картину мира. Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире;
· опыт осуществления известных для человека способов деятельности, т. е. умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности. Система интеллектуальных и практических навыков и умений обеспечивает воспроизведение человеком окружающего мира;
· опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Формируются новые способы деятельности известного опыта;
· опыт ценностного отношения к миру, к людям, к себе определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами. В этом случае усвоенный школьником социальный опыт трансформируется в его личный опыт, личный способ действия.
Все названные компоненты содержания образования взаимосвязаны: умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
Учебный план - это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
Учебные планы общеобразовательных школ в Республике Беларусь утверждает Министерство образования.
Выделяют следующие виды учебных планов:
· базисный,
· типовой (носит рекомендательный характер),
· учебный план средней школы.
Учебный план определяет содержание:
а) начального образования (I-IV классы);
б) основного (базового) образования (V-X классы);
в) среднего (полного) образования (XI—XII классы).
Учебный план устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:
Ø продолжительность обучения в учебных годах (общую и по каждой из ступеней);
Ø полный перечень учебных предметов по годам обучения;
Ø количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет, на неделю, учебный год и за все годы обучения;
Ø недельную учебную нагрузку (обязательную, а также для занятий по выбору учащихся и факультативных занятий);
Ø итоговое количество учебных часов, финансируемых государством;
Ø периоды производственной практики, лагерных сборов;
Ø продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты:
· базовый (республиканский);
· дифференцированный (национально-региональный);
· школьный.
Вариативность образования достигается за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образовательных компонентов.
Во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5-6 часов в неделю (в зависимости от класса). В белорусских учебных планах, кроме обязательных учебных предметов (базовый компонент), есть предметы для выбора самими учащимися. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватывают либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы (например, по истории Великой Отечественной войны), либо спецкурс, какого нет в базовом компоненте плана.
Учебный план содержит и школьный компонент. Имеется в виду, что некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и распределяются решением педагогического или методического совета школы. Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы.
В связи с реформой общеобразовательных школ учебные планы в последние годы не стабильны в том смысле, что почти ежегодно уточняются учебные предметы и число часов, отводимых на них.
В учебных планах Беларуси больше времени стало отводиться предметам гуманитарного цикла. На взгляд ряда авторов, учебные планы Беларуси в наборе предметов не отражают радикальных перемен в экономической системе страны. Слабо учитывается глобальное ухудшение социальной экологии, воспитание экологический культуры у учащихся. То же можно сказать и о правовой грамотности и воспитании правовой культуры у учащихся. Необходимы специальные учебные предметы на уровне базового компонента, а не только как допущение факультативных учебных курсов.
Учебная программа - нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утверждает Министерство образования.
В структуре учебной программы, как правило, выделяют следующие разделы.
Пояснительная записка - в ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета.
Содержание образования в виде списка вопросов — по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник.
Межпредметные и внутрипредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности.
Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ.
Требования к ЗУНам учащихся. В ряде программ предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов.
Список литературы и др.
Виды учебных программ:
· типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера;
· рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации;
· личностно-индивидуальные, или авторские программы, разрабатываемые или реализуемые высококвалифицированными, творчески работающими учителями.
Традиционно существуют два принципа (способа) построения программ:
а) линейный - логическое построение материала в беспрерывной последовательности, без возвращения к учебному материалу на следующих этапах обучения;
б) концентрический — повторение учебного материала на следующей ступени в усложненном варианте. На новом витке содержание расширяется и углубляется.
Существует также смешанный способ построения учебной программы.
9. Охарактеризуйте функции и структуру учебника. Изложите требования к учебнику.
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач, методические пособия для учителя и др.
Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они представляют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.
Учебник - это учебная книга, в которой изложен систематизированный материал, составляющий развернутое конкретное содержание учебного предмета в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.
В нем даются основы научных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой.
На основе классификации наук учебники подразделяют на гуманитарные, физико-математические, природоведческие и др.
По характеру преподавания материала различают учебники академические и прикладные.
По ведущим методам обучения выделяют информационные, проблемные, программированные, комплексные учебники.
В педагогической литературе выделяют следующие функции учебника:
· информационную - учебник преподает основы наук, позволяет расширить объем знаний, организовать самостоятельную учебную деятельность;
· контрольно-коррекционную - проверка и коррекция хода обучения;
· мотивационную — создание стимула к изучению предмета.
В учебнике материал излагается по главам, параграфам, темам. Чтобы облегчить усвоение материала, даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, планы, графики, таблицы. Кроме информативного материала, в учебнике есть вопросы и задания, призванные помочь ученику осмыслить и систематизировать знания; иногда указывается литература для самообразования.
Таким образом, можно выделить структуру учебника:
• текст - главный компонент - подразделяется:
а) на основной (теоретический и фактический материал);
б) дополнительный (документы, отрывки, справки);
в) пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии);
• внетекстовые (вспомогательные) компоненты: задания, памятки, таблицы, вопросы, иллюстрации, подписи к иллюстрациям, аппарат ориентировки, замечания, предисловие, приложения, оглавление, указатели и др.
Материал в учебниках может размещаться по линейному принципу (излагается последовательно на основе уже знакомого, без нозвращения к нему на следующих этапах изучения); концентрическому принципу (когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с различной степенью глубины).
К учебнику предъявляются следующие требования.
Ø Язык учебника должен быть простым и доступным учащимся.
Ø Учебник должен составляться по учебной программе.
Ø Материал учебника должен быть изложен системно, логически, стройно.
Ø Учебник должен отображать уровень развития современной науки.
Ø Учебник должен содержать точные формулировки, обоснования, правила и выделять те, которые нужно запомнить.
Ø Учебник должен иметь качественные иллюстрации.
Ø Учебник должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (шрифт, переплет) и др.
Реализации учебных целей служат хрестоматии, сборники задач, упражнений, атласы по географии, истории, анатомии человека, словари, справочники. В последние годы в помощь учащимся, кроме учебников, выпускают учебные диа-, кино-, видеофильмы, которые можно использовать как на классных занятиях, так и дома. Они значительно дополняют материал учебников, делают его содержание наглядным, динамичным, концентрированным.
Таким образом, содержание образования - важнейший компонент учебного процесса и основное средство достижения цели в образовании. Содержание образования уточняется в учебном предмете, закрепляется в учебных планах и программах, а затем программа обучения развертывается в учебниках.
10. Раскройте сущность понятия «метод обучения». Охарактеризуйте подходы к классификации методов обучения: в зависимости от источника знаний; от типа познавательной деятельности.
Методы обучения лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.
Слово «метод» греческого происхождения и в переводе на русский язык означает путь, способ исследования или познания; или продвижения к истине.
Метод - это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
методы обучения - это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» (Педагогический словарь).
Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания.
И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности.
Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он является механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, педагог должен профессионально владеть методами деятельности. Методы обучения должны способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, должны быть правильно подобраны, не допускать перегрузки учащихся на уроке.
Прием обучения можно сформулировать как составную часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и др. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.
Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.
Методы обучения выполняют функции, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.
В связи с тем, что методы обучения имеют много сторон, их можно группировать в системы. Классификация методов обучения является одной из самых острых проблем в современной дидактике. Поскольку разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут различные признаки, существует ряд классификаций. Наличие различных точек зрения на эту проблему отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения.
Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.
В практической деятельности учителя сочетают все классификации методов обучения — они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.
Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и другие считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся.
На этой основе они выделяли три группы методов:
· словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут);
· наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение)
· практические (опыты, упражнения, учебно-производственный труд).
Эта классификация считается традиционной. Она основана на издавна существующих трех источниках: практике, наглядности, слове. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.
И. Я. Лернср и М. Н. Скаткин разработали методы обучения исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяют следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический, метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая
для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы, которые, в свою очередь, могут быть подразделены на входящие в них отдельные методы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по источнику - словесные, наглядные, практические; по логике - индукция, дедукция; по типу мышления - репродуктивные, проблемно-поисковые; по управлению – методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя);
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению - познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные стимулы; методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении - поощрение, порицание, предъявление требований;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля).