Выражайте любовь до и после наказания

Поскольку наибольший воспитательный эффект достигается, если ребенок уверен в родительской любви, он не должен сомневаться в ней, даже когда его наказывают. А значит, нужно выразить ему любовь до и после наказания. Согласитесь, это разумно. Как вы уже знаете, самый действенный способ показать ребенку, что вы любите его, – употребить тот способ доказать любовь, который ему более всего понятен. Не забывайте об этом, даже если вам предстоит наказать сына или дочь.

Ларри – инженер-электротехник, по характеру требовательный и жесткий. Детей он воспитывал в строгости: за каждой провинностью неумолимо следовало суровое наказание. Когда он узнал о "языках любви", он тут же определил, что родной "язык" его сына – прикосновение. Он понял: методы воспитания надо менять. Вот что он рассказывает:

– Кевин играл в бейсбол рядом с домом и выбил соседское окно. Он знал, что я не разрешаю играть в мяч во дворе, для этого есть спортивные площадки. Тем более парк – в пяти минутах ходьбы. Несколько раз мы говорили об этом. Сосед видел, как Кевин разбил стекло, он пожаловался моей жене, и она позвонила мне на работу.

Когда я вернулся домой, я сразу же прошел в комнату сына. Он сидел за компьютером. Я подошел сзади и положил руки ему на плечи. "Сейчас, пап. Подожди", – сказал он. Через минуту он повернулся и приготовился слушать. Я привлек его к себе и начал: "Сынок, нам нужно поговорить. К сожалению, то, что я скажу, будет тебе неприятно. Мне и самому нелегко, ведь я люблю тебя больше всего на свете". Я прижал его к себе и помолчал немного. Потом усадил его на стул, сел напротив и, взяв его за руку, продолжил: "Мама позвонила мне сегодня и рассказала, что у тебя произошло с мистером Скоттом. Ты не нарочно, я верю, и все же играть с мячом во дворе нельзя. Ты это знал, но нарушил правило, поэтому мне придется наказать тебя. Мне очень жаль, но это для твоего же блага. Итак, следующие две недели никакого бейсбола. Кроме того, нужно возместить ущерб. Ты сделаешь это из своих карманных денег. Мы позвоним мистеру Скотту и спросим, во что обошлось ему новое стекло".

Я вновь обнял сына, поцеловал его и сказал: "Я люблю тебя, сынок!" – "Я тоже люблю тебя, папа", – ответил он. Я вышел из комнаты, понимая, что поступил верно. Я показал сыну, как он дорог мне. Я чувствовал себя гораздо лучше, потому что, даже наказанный мной, сын знал, что я люблю его. Я говорил на его родном языке любви, и он правильно воспринял мое наказание. Он понял, что оно справедливо. Раньше я никогда не думал о справедливости; я наказывал его, потому что был зол. Я был резок, кричал, произносил обидные для него слова, а иногда в порыве ярости мог и ударить его. Я благодарен Господу, что теперь могу иначе воспитывать сына.

Если бы для Кевина поощрение было бы выражением любви, Ларри действовал бы иначе. Он мог бы повести беседу примерно так:

– Кевин, нам с тобой нужно поговорить. Ты знаешь, что я очень люблю тебя. Я горжусь твоими школьными успехами; я вижу, как ты стараешься, как много работаешь. Естественно, после уроков тебе хочется отдохнуть, поиграть с друзьями. Я все понимаю. Обычно ты слушаешься меня, и это очень хорошо. Мне почти не приходится делать тебе замечаний. Ты удивительно разумный мальчик. Поэтому когда мама рассказала мне о сегодняшнем происшествии, мне было трудно поверить. Это так на тебя не похоже!

Наверное, ты в курсе, что мистер Скотт днем заходил к нам и пожаловался на тебя маме. Он видел, как ты разбил ему окно. Я понимаю, это произошло случайно, ты не хотел. Но ведь ты помнишь наш уговор: во дворе в бейсбол не играть. Ты нарушил его. Мне неприятно тебя наказывать, но я должен это сделать. Никакого бейсбола две недели. Кроме того, ты оплатишь мистеру Скотту выбитое стекло. Я позвоню и спрошу, сколько это ему стоило.

Я не сержусь на тебя. Я знаю, ты сделал это не нарочно. Может, ты так увлекся, что даже и не вспомнил, что я просил тебя не играть рядом с домом. Я очень люблю тебя. Ты у меня такой славный, такой умница! Ты, конечно, сможешь извлечь урок из этого происшествия.

Сказав это, Ларри мог бы обнять и поцеловать сына. Однако он знал, что поощрение – "язык", понятный для сына, задача Ларри найти верные добрые слова. Их непременно нужно сказать до и после наказания.

Поймите, если мы советуем использовать в данном случае понятный ребенку способ доказать свою любовь, родной "язык" ребенка, это вовсе не значит, что об остальных способах можно позабыть. Говорите и на них. Но главное – основной способ передать любовь, четыре остальных – вспомогательные. Вы стремитесь, чтобы ребенок понял, что вы любите его. Как вы добьетесь этого, зависит от вас. Главное – выразить любовь до и после наказания. Поскольку вы знаете, что нужно показать ребенку, что вы любите его, вы невольно призадумаетесь, какое наказание ему назначить. Поэтому, скорее всего, ваше наказание будет справедливым.

Не забывайте о "родном языке" ребенка

Если вы разбираетесь в "родном языке" вашего ребенка, вы сможете выбрать правильный метод воспитания. Наказание не должно иметь отношения к его "родному языку". Помните об этом и никогда не употребляйте главный для ребенка способ доказательства вашей любви, выражая на нем неприязнь. Такое наказание не приносит желаемого эффекта, оно причиняет ребенку невыносимую боль. Возможно, вы хотели ему помочь, хотели исправить его поведение и делали это из любви. Но он этого не поймет. Он поймет, что его хотели обидеть, ударить побольнее. К примеру, ребенок чувствует лучше всего вашу любовь через слова поощрения, а вы, когда недовольны им, повышаете голос, говорите резко. Вы считаете, что воспитываете его, даете ему понять, что вам неприятно его поведение. Ваш ребенок, однако, считает, что вам неприятно не только его поведение, но и он сам. Постоянная критика и грубость вредят любому ребенку, но ребенка, для которого этот "язык" родной, они калечат. Шестнадцатилетний Вен уверен, что отец не любит его. Причина – отцовские методы воспитания. Отец постоянно кричит на мальчика, оскорбляет его. Вен никогда не сможет забыть этих слов. Вот что он рассказывает:

– Стоит мне что-нибудь сделать не так, он начинает орать. Как он только меня не называет! Однажды он сказал мне, что я ему не сын, потому что его сын не мог бы быть такой дрянью. Может, он прав, может, я не его сын. Не знаю. Единственное, что я знаю: он меня не любит.

Из дальнейшего разговора стало ясно: "родной язык" Вена – слова поощрения. Когда отец, желая выразить недовольство сыном, говорил с ним резко, он сам подрывал его веру в родительскую любовь. Будьте осторожны. Если для вашей дочери способ выражения вашей любви – время, не стоит лишать ее внимания: скажем, надолго ставить в угол всякий раз, как она нашалит. Если способ выражения вашей любви – прикосновение, нельзя лишать ее ласки. Для десятилетнего Эрика прикосновение – тоже способ выражения любви. С матерью у них полное взаимопонимание: она сама говорит на этом "языке" и не отталкивает Эрика, когда он в шутку лезет бороться с ней, прыгает ей на шею. Ей нравится возиться с сыном, ласкать его.

С отцом – все по-другому. Он вырос в семье, где детей воспитывали ремнем, и считает, что телесное наказание – самая доходчивая форма воспитания. Нет, он не избивает Эрика, но когда мальчик шалит, отец может и отшлепать его. Конечно, он старается бить не больно, у Эрика даже следов на коже не остается. Но каждый раз мальчик горько плачет и долго не может успокоиться после такого воспитания. Отец просто не понимает, что он пользуется родным "языком" сына, чтобы выразить свою неприязнь. Значит, Эрик чувствует, что его наказали, потому что не любят. Отшлепав мальчика, отец никогда не пытается утешить его: обнять или поцеловать. Он считает, что это было бы нелогично, ведь Эрик наказан. Отец Эрика искренне убежден, что он правильно воспитывает сына. Он не понимает, что своими руками строит между ними стену неприязни. Мы, родители, не должны забывать, что цель наказания – исправить плохое поведение и воспитать в ребенке самодисциплину. Если, желая наказать его за плохое поведение, мы не учитываем, какой способ выражения любви главный для ребенка, он будет считать, что его не любят. Когда он чувствует вашу любовь, воспитание будет гораздо более эффективным.

ГЛАВА 9.

Обучать любя

Родители – первые и главные учителя. В последнее время исследователи сходятся на том, что нужно стимулировать основные способности к учению ребенка до того, как ему исполнилось шесть лет. Доктор Бертон Уайт, основатель и руководитель Гарвардского дошкольного проекта, говорит: "Очевидно, если ребенок в течение первых трех лет получает богатый учебный опыт, в дальнейшем он полностью сможет реализовать свои способности". Социологи и педагоги убеждены, что, поощряя учебные способности ребенка с самого раннего возраста, можно избавить его от многих трудностей. Создаются программы в помощь детям из неблагополучных семей. Эти программы направлены на то, чтобы подстегнуть учебные способности ребенка и компенсировать неблагоприятное влияние семьи.

Да, мы, родители, – первые учителя. И один из наших главных помощников – дисциплина. Надлежащие правила, установленные с любовью, способны подстегнуть способности к учебе. В восьмой главе мы говорили, что задача воспитателя – вести ребенка к зрелости; теперь давайте рассмотрим второе необходимое условие зрелости – обучение. Хороший воспитатель с помощью дисциплины помогает ребенку развиваться интеллектуально и овладевать искусством общения, столь необходимым в жизни.

Таким образом, в последние годы в обществе признание получила мысль о том, насколько важно начинать обучение в самом раннем возрасте. Это еще раз подчеркивает ответственность родителей за интеллектуальное развитие детей. Не нужно понимать это буквально, от вас не требуется усадить малышей-дошкольников за парту и, уподобившись учителю, вести уроки. Вы должны разглядеть в ребенке врожденную тягу к учению, к исследованию мира; а потом удовлетворить растущие потребности его мозга в сенсорных раздражителях.

Дети любят играть, и многие родители, глядя на это, считают, что обучение можно отложить до того времени, когда ребенок пойдет в школу. Однако малышам нравится учиться. Они от рождения жаждут знаний. Ненасытно, как губка, они впитывают все новое. К несчастью, взрослые, сами того не понимая, могут охладить этот пыл. Если внимательно понаблюдать за малышами, вы заметите, что детские игры – это не просто забавы. Малыши постоянно работают, они добывают новые знания, навыки и умения. Они неутомимы. Они учатся переворачиваться на животик, ползать, вставать и ходить, они пробуют мир на вкус, на ощупь.

Как только дети научились говорить, вопросы так и сыплются из них: трех-четырехлетний малыш задает их дюжинами. Потом дети начинают подражать нам, они играют во взрослых. Вспомните, что это за игры. Чаще всего дети изображают взрослых за работой: играют в больницу, в магазин, моют посуду, водят машину, нянчат детей, пекут куличики из песка и т.п. Если вы понаблюдаете за ребенком хотя бы один день и спросите себя: "Что он больше всего любит делать? Что надолго приковывает его внимание?", вы поймете, что это такая деятельность, которая его чему-нибудь учит.

Обучение дома

В идеале раннее интеллектуальное развитие должно происходить дома, в семье. Дети постигают мир с помощью чувств. Дом предоставляет богатую пищу для их зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, таким образом в семье естественное желание ребенка познавать мир и учиться может быть полностью удовлетворено. Кроме того, родителям принадлежит основная роль в развитии речевых навыков. Отец и мать должны говорить с ребенком, по нескольку раз повторять ему слова, подбадривать его, поощрять, поправлять, если нужно; все это соответствует естественному желанию детей учиться. Если с ребенком постоянно разговаривают и занимаются, его словарный запас растет, он быстрее учится строить фразы. Позже на родительском примере он учится выражать в словах свои мысли, чувства и желания.

Все сказанное справедливо для интеллектуального развития в любой области. Если родители не стимулируют ребенка, не стремятся ускорить его рост, скорее всего, учеба будет даваться ему с трудом, и прогнозы на его обучение в школе неблагоприятны. Школьная программа лишь частично может компенсировать отсутствие стимулов со стороны родителей.

Приятная домашняя обстановка располагает ребенка к учебе. Дети познают мир с помощью чувств, они необычайно эмоциональны. Они скорее запоминают свои чувства, чем факты. Это значит, что вашему ребенку гораздо легче рассказать, как он чувствовал себя в какой-то ситуации, чем вспомнить детали происшествия. Например, ваша дочь может вспоминать, как ей понравилась сказка и как ей было весело, даже когда она почти забудет содержание.

Вполне вероятно, что, вернувшись из школы первого сентября, ваш сын не сможет вспомнить, что было на уроке, зато подробно опишет свою учительницу. Обучая ребенка, вы должны относиться к нему с уважением, добротой и участием. Вы должны позаботиться, чтобы он не сомневался в своих способностях. Поэтому критиковать ребенка, унижать его – недопустимо. Если учитель постоянно придирается к нему, ребенка никогда не заинтересует предмет, каким бы увлекательным он ни был. Когда вы уважаете ребенка, он уважает вас и вашу точку зрения.

То, насколько успешно будет проходить обучение, зависит прежде всего от вас. На любом этапе: в детстве, в школьные годы – родители должны принимать живое участие в развитии способностей ребенка. Конечно, учеба – сложный процесс, на него влияет множество факторов. И все же ваше участие – один из основных.

Наши рекомендации