Переработки сельскохозяйственной

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология и педагогика»

Направление подготовки: 35.03.07 Технология производства и

Переработки сельскохозяйственной

Продукции

Профиль подготовки: «Хранение и переработка

Сельскохозяйственной продукции»

Кафедра:Педагогика

Квалификация (степень) выпускника:бакалавр

Форма обучения: заочная

Кинель 2016

ЦЕЛь и задачи ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование у обучающихся системы компетенций, способствующих повышению общей и психолого-педагогической культуры обучающихся; целостному представлению о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; формированию умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий; самостоятельному приобретению знаний, адекватной оценке своих возможностей, поиску оптимального пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Для достижения поставленной цели при освоении дисциплины решаются следующие задачи:

- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений; рефлексии и развития деятельности;

- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к базовой части дисциплин Б1.Б.8, предусмотренных учебным планом бакалавриата по направлению 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, профиль подготовки «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются входные знания, умения, навыки и компетенции обучающихся:

Знания:

-основных категорий и понятий из школьного курса биологии, истории, обществознания;

-предмета и места биологии, истории, обществознания в системе наук;

Умения:

-оформлять, представлять, описывать данные, результаты работы на языке символов (терминов, формул), введенных и используемых в курсе;

-высказывать, формулировать, выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной психологической и педагогической ситуации (состояния, события), о путях (тенденциях) ее развития и последствиях;

-планировать свою деятельность по изучению курса «Психология и педагогика» и решению задач курса;

-рассчитывать, определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять признаки, параметры, характеристики, величины, состояния, используя известные модели, методы, средства, решения, технологии, приемы, законы, теории, закономерности;

-контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль до, в ходе и после выполнения работы;

-изменять, дополнять, адаптировать, развивать методы, алгоритмы, средства, решения, приемы, методики для решения конкретных задач;

-формулировать, ставить, формализовать проблемы, вопросы и задачи курса.

Владение навыками:

- работатьскомпьютером как средством управления информацией;

- ставитьцель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

- организовыватьпланирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- классифицировать, систематизировать, дифференцироватьфакты, явления, объекты, системы, методы, решения, задачи и т.д., самостоятельно формулируя основания для классификации;

- ставитьпознавательные задачи и выдвигать гипотезы;

- описыватьрезультаты, формулироватьвыводы;

- находитьнестандартные способы решения задач;

- обобщать, интерпретироватьполученные результаты по заданным или определенным критериям;

- отыскиватьпричины явлений, обозначатьсвое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме и др.

Курс «Психология и педагогика» изучается в первом семестре первого года обучения. Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания школьных дисциплин биология, история, обществознание и имеет межпредметные связи с такими дисциплинами, как философия, история, правоведение, социология.

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и требованиями к результатам освоения ОПОП).

Общекультурных:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способность к самоорганизации и самообразованию(ОК-7).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- психологическую и педагогическую области знания в их логической целостности и последовательности, предполагающих систематизацию основных принципов, законов, категорий;

- основные методы и положения психологической и педагогической наук, их современное состояние;

- нормы общения с коллегами и партнерами.

Уметь:

- строить межличностные отношения и работать в группе;

- высказывать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся гуманитарных ценностей;

- применять принципы и законы психологии и педагогики, формы и методы научного познания в профессиональной деятельности;

- использовать знания по психологии и педагогике для анализа значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;

- находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Владеть:

-культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации;

- навыками делового общения в стандартных профессиональных ситуациях;

- навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации;

- навыками использования различных психолого-педагогических методов для анализа жизненных и производственных ситуаций;

- навыками постановки цели и выбора средств ее достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Вид учебной работы Трудоемкость дисциплины Семестр (кол-во недель в семестре)
Всего часов Из них в интер-активной форме (18)
Аудиторные занятия (всего)
в том числе: Лекции (Л)
  Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа студента(СРС)(всего),в том числе:  
СРС в семестре: Подготовка к практическим занятиям  
  Изучение вопросов, выносимых на самостоятельное изучение  
  Выполнение научной работы и участие в научных и научно-практических конференциях  
СРС Подготовка к сдаче зачета  
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет   зачет
Контактная работа обучающихся с преподавателем  
Общая трудоемкость, ч.
Общая трудоемкость, зачетные единицы  

4.2 Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.

№ п./п. Наименование раздела дисциплины Виды учебной работы в часах Всего часов (без экзамена) Формируемые компетенции (ОК, ПК)
Л ПЗ СРС
Психология ОК-6, ОК-7
Педагогика ОК-6, ОК-7
Всего часов  

4.3 Тематический план лекционных занятий

№ п./п. № раздела дисциплины Тема лекционных занятий Трудоемкость, ч.
Предмет и методы психологии
Предмет и основные этапы развития педагогики
Всего:

4.4 Тематический план практических занятий

№ п./п. № раздела дисциплины Темы практических (семинарских) занятий Трудоемкость, ч.
Чувственные формы освоения действительности
Межличностные отношения в быту и организованном коллективе.
Средства и методы педагогического воздействия на личность
Всего:

4.5 Тематический план лабораторных работ

№ п./п. № раздела дисциплины Темы лабораторных работ Трудоемкость, ч.
       
       

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

4.6 Самостоятельная работа

№ раздела дисциплины Содержание работы Трудо-емкость, ч. Формы контроля
Стк : Психология и научно-технический прогресс. Мышление как процесс решения задач. Роль творческого воображения в жизни человека. Субъективный мир психики человека. Психика и организм Соотношение субъективной и объективной реальности: рациональные формы освоения действительности Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека Психические состояния человека От, Зач
Ппз От, Зач
Нр От
Па Зач
Стк: Цели и идеалы образования и воспитания Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках Поиски новой модели образования и воспитания Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблема взаимоотношений поколений. Современные педагогические технологии. От, Зач
Ппз От, Зач
Нр От
Па Зач
Итого:  

Виды СРС:

Стк – Самостоятельная работа по теоретическому курсу (работа обучающегося над вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение);

Ппз – подготовка к практическим занятиям;

Нр – научно-исследовательская работа;

Па – подготовка к зачету.

Формы контроля:

От – отчет по практической работе;

Зач - зачет.

Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине «Психология и педагогика» организуется в следующих видах:

1. Самостоятельная работа по теоретическому курсу. Включает работу с конспектами лекций; работу над учебным материалом (учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет); конспектирование текстов; ответы на контрольные вопросы.

2. Подготовка к практическим занятиям. Включает работу с конспектами лекций, с учебно-методической литературой курса, работу над учебным материалом (учебника, нормативных документов, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет), ответы на вопросы практического занятия.

3. Научно-исследовательская работа. Эта часть работы осуществляется обучающимися с целью более детального (углубленного) изучения проблемных аспектов отдельных тем дисциплины. В рабочей программе приводится перечень тем для подготовки рефератов. По итогам проделанной работы обучающиеся готовят электронную презентацию с изложением основных результатов проведенного теоретического (практического) исследования. Преподавателем организуется научная или научно-практическая конференция, где заслушиваются подготовленные доклады и обсуждаются результаты работы.

4. Подготовка к зачету. При подготовке к зачету проработать вопросы, выносимые на зачет с учетом вопросов выносимых на самостоятельное изучение. Внимательно изучить разделы дисциплины с использованием основной и дополнительной литературы, конспектов лекций, конспектов практических занятий, ресурсов Интернет.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе преподавания дисциплины «Психология и педагогика» используются как классические формы (лекции, практические (семинарские) занятия) и методы обучения, так и активные, интерактивные методы и формы обучения (ситуационные задачи, конференции).

Для успешного овладения дисциплиной используются следующие информационные технологии обучения: при проведении лекций – презентации в программе Microsoft Office (Power Point).

Для формирования профессиональных и общекультурных компетенций у обучающихся применяются традиционные (пассивные) и инновационные (активные) технологии обучения в зависимости от уровня учебных целей с учетом различного сочетания форм организации образовательной деятельности и методов ее активизации с приоритетом самостоятельной работы обучающихся.

Для успешного овладения дисциплиной используютсяразные формы обучения.

Лекция - традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения обучающимися учебного материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции, вводит обучающихся в творческую лабораторию лектора. Лекция - методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных. Методологическая основа - так как вводит обучающихся в науку, придает учебному курсу концептуальность, а организационная - так как все другие формы учебных занятий так или иначе связаны с лекцией, чаще всего логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически.

Практические (семинарские) занятия. Практические занятия играют важную роль в выработке у обучающихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Практические занятия логически продолжают работу, начатую на лекции. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания обучающихся и выступают как средства оперативной обратной связи. План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Методика практических занятий может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель. Между лекцией и практическим занятием планируется самостоятельная работа обучающихся, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям. Структура практического занятия в основном одинакова: вступление преподавателя, ответы на вопросы обучающихся по неясному материалу, практическая часть как плановая, заключительное слово преподавателя. Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Семинарское занятие в современной высшей школе является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным наукам. Он представляет собой средство развития у обучающихся культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить обучающимся возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи: развитие творческого профессионального мышления, познавательная мотивация, профессиональное использование знаний в учебных условиях: а) овладение языком соответствующей науки; б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: повторение и закрепление знаний, контроль, педагогическое общение.

Самостоятельная работа обучающихся (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа - это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. СРС предназначена не только для овладения дисциплиной «Психология и педагогика», но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из ситуации и т.д. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных обучающимися знаний. При распределении заданий обучающиеся получают список необходимой литературы и приобретают навыки самостоятельной работы с ней.

Консультации необходимы для помощи обучающимся в выполнении заданий, вызывающих сложности при их решении. Они направлены, в основном, на расширение кругозора, передачу опыта, углубление теоретических и фактических знаний, приобретенных обучающимися на лекциях, практических (семинарских) занятиях и в результате самостоятельной работы.

Активная форма предусматривает такое взаимодействие преподавателя и обучаемых, при которой преподаватель и обучаемые взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучаемые здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Преподаватель и обучаемые находятся «на равных». Активная форма предполагает демократический стиль взаимодействия.

Интерактивная форма («Inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активной формы, интерактивная ориентирована на более широкое взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучаемых в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучаемых на достижение целей занятия. Преподаватель разрабатывает план занятия, на котором предусмотрено использование интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых обучаемые изучают материал. Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняют обучаемые. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их обучаемые не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Текущий контрольпроводится в форме зачета.

5.1. При проведении лекционных занятий по дисциплине «Психология и педагогика» преподаватель использует компьютерные и мультимедийные средства обучения академии, а также демонстрационные и наглядно-иллюстрационные (в том числе раздаточные) материалы. Лекционные занятия проводятся в аудиториях, оборудованных электронными проекторами и интерактивными досками, что позволяет сочетать активные и интерактивные формы проведения занятий.

5.2. На практических занятиях обучающиеся усваивают категории, знакомятся с концепциями по данному курсу. На практических занятиях идут активные обсуждения и выступления обучающихся, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.

Перечень занятий, проводимых в интерактивной форме

№ п./п. № раздела дисциплины Тема занятия Трудоемкость, ч.
Лекционные занятия
1. Предмет и основные этапы развития педагогики.
Практические занятия
2. Межличностные отношения в быту и организованном коллективе. (Практическое занятие – решение ситуационных задач).
3. Средства и методы педагогического воздействия на личность. (Практическое занятие – решение ситуационных задач).

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение предмета рекомендуется начать с типовой и рабочей программы дисциплины. Необходимо познакомиться с целью освоения дисциплины и задачами, которые решаются для достижения поставленной цели.

Особое внимание следует обратить на вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения. При подготовке к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине следует равномерно распределять время на проработку лекций и самостоятельную работу с дополнительными источниками. Вопросы по теоретическому курсу, которые вынесены на самостоятельное изучение, необходимо начать изучать сразу после прочитанной лекции. Целесообразно дать ответ на каждый вопрос в тетради с лекционным материалом. Вопросы, возникшие при изучении дисциплины, можно обсудить с преподавателем на консультациях.

Специфика изучения дисциплины состоит в том, что обучающиеся изучают психологическую и педагогическую области знания в их логической целостности и последовательности, учатся строить межличностные отношения и работать в группе, использовать знания по психологии и педагогике для анализа значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях. Они овладевают навыками использования различных психолого-педагогических методов для анализа жизненных и производственных ситуаций, а также навыками делового общения в стандартных профессиональных ситуациях.

В помощь обучающимся по дисциплине «Психология и педагогика» в локальной сети академии размещены следующие материалы: рабочая программа дисциплины, тезисы лекций, методические материалы для промежуточного контроля успеваемости.

Для контроля усвоения дисциплины были разработаны тестовые задания, которые представляют собой вопросы с вариантами ответов, среди которых один правильный ответ.

При работе с литературой следует обратить внимание на дополнительные источники, приведенные в рабочей программе. Для углубленного и более полного освоения дисциплины рекомендуется использовать периодические издания и Интернет-ресурсы.

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на то, что зачет является важнейшей формой учебного процесса в высшем учебном заведении. Максимально активизируя самостоятельную работу обучаемого по изучению и повторению всего программного материала, зачет позволяет использовать «обратную связь» в педагогическом процессе и оценивать результат обучения и воспитания обучающихся.

ОСНОВНАЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

7.1 Основная литература:

7.1. 1 Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник / П.С. Гуревич.— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 321 с. 2012. http://rucont.ru/efd/189603

7.1.2. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учебник / А.М. Столяренко .— 3-е изд., доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 544 с. 2012. http://rucont.ru/efd/189602

7.2 Дополнительная литература:

7.2.1 Психологические тренинги / Т.И. Куликова, 170 с. 2013. http://rucont.ru/efd/338198

7.2.2 Современные образовательные технологии : учеб. пособие / ред.: Л.А. Рыбцова, Урал. федер. ун-т.— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 94с. 2014. http://rucont.ru/efd/292958

7.2.3 Ступницкий, В.П. Психология : учебник / О.И. Щербакова, В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий .— М. : ИТК "Дашков и К", 518 с. 2014. http://rucont.ru/efd/286858

7.2.4 Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев, В.А. Трайнев .— 2-е изд. — М.: ИТК "Дашков и К", 319 с. 2013. http://rucont.ru/efd/287016

7.3 Электронные ресурсы в сети «Интернет»:

7.3.1 Национальный цифровой ресурс «Руконт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rucont.ru

7.3.2 Российская научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru

7.3.3 Электронно-библиотечная система издательство «Лань» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e.lanbook.com

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п./п. Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий Перечень оборудования и технических средств обучения
Кабинет психологии и педагогики (ауд. 3315) Мультимедийные средства обеспечения.  
Лекционная аудитория 3235 с экраном Мультимедийные средства обеспечения.  
Отдел сопровождения информационных технологий (ауд. 3210) 14 рабочих мест, проектор, интерактивная доска

Ситуационные задачи

Проверяемые компетенции:

Формулировка ОК-6– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Формулировка ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию.

Задание №1.

Невербальное общение.

Задание №2.

Первое впечатление

Задание №3.

Разговор между коллегами.

Задание №4.

Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия.

Задание №5.

Задача на применение метода «пример».

Задание №6.

Задача на выбор стиля поведения под «давлением среды».

Задание №7.

Задача на применение методов самовоспитания и приемов самоорганизации.

Пример решения ситуационной задачи №6

Задача на выбор стиля поведения под «давлением среды» (Выберите вариант решения или предложите свой)

Условие: идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?

Р е ш е н и я:

А (отсутствие сопротивления среде). Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Вы выскажете мнение, сходное с тем, что высказала почти вся группа. Вы никому не признаетесь, что думаете на самом деле.

Б (возможный компромисс). Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ: не скажете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думаете на самом деле, потому что не хотите терять уважение однокурсников.

В (не подвержены влиянию среды). Вы говорите то, что думаете. Вы не пытаетесь опровергнуть мнение всех, но четко высказываете свою позицию, не­смотря на то, что она совпадает с позицией Андрея.

Критерии и шкала оценки групповых и индивидуальных ситуационных задач:

- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он отразил основные положения рассматриваемого вопроса по решению задачи. Необходимо помнить, что ответы обучающихся представляют собой лишь один из возможных вариантов решения задачи и не претендуют на единственно правильные. Ситуационные задачи не преследуют цель найти единственный ответ. В некоторых случаях это может быть лишь мнение большинства или консенсус. Главная цель обсуждения подобных ситуаций – привлечение всех полученных ими знаний и навыков к рассмотрению и оценке различных вариантов принимаемых решений, использование педагогического подхода в процессе обсуждения и решения проблем.

- оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если не отразил основные положения рассматриваемого вопроса по решению задачи; не смог аргументированно обосновать свою точку зрения; не продемонстрировал свои знания и навыки в рассмотрении и оценке различных вариантов принимаемых решений.

Контрольные вопросы по изучаемым темам дисциплины

Проверяемые компетенции:

Формулировка ОК-6– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Формулировка ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию.

Тема 1. Предмет и методы психологии

Контрольные вопросы

1. Предмет и задачи психологии.

2. Основные исторические этапы развития психологической науки.

3. Основные направления в психологии XX века.

4. Структура современной психологии.

5. Методы психологического исследования.

Тема 2. Психика и организм

Контрольные вопросы

1. Психология конституциональных различий.

2. Психика и особенности строения мозга.

Тема 3. Чувственные формы освоения действительности

Контрольные вопросы

1. Ощущение: определение, классификация, виды.

2. Восприятие: сущность, особенности, классификации.

3. Внимание: определение, виды и свойства.

Тема 4. Соотношение субъективной и объективной реальности: рациональные формы освоения действительности

Контрольные вопросы

1. Общее понятие о памяти, виды, процессы памяти.

2. Индивидуальные различия памяти.

3. Общая характеристика мышления, формы мышления, операции мыслительной деятельности.

4. Виды мышления.

Тема 5. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека

Контрольные вопросы

1. Понятие личности в психологии.

2. Способности: определение, структура, формирование.

3. Темперамент: понятие, типы, свойства.

4. Характер: понятие, структура, типология.

5. Понятие о воле, волевая регуляция поведения.

6. Виды и роль эмоций в жизни человека.

7. Мотив и мотивация, мотивация и деятельность, мотивация и личность.

Тема 6. Психические состояния человека

Контрольные вопросы

1. Понятие психических состояний.

2. Типичные положительные состояния человека.

3. Отрицательные психические состояния и их предупреждение.

4. Специфические состояния психики человека.

Тема 7. Межличностные отношения в быту и организованном коллективе

Контрольные вопросы

1. Общение: понятие, виды.

2. Общение как обмен информацией.

3. Общение как взаимодействие.

4. Общение как восприятие людьми друг друга.

5. Социально-ролевое общение.

6. Социально-психологический климат коллектива.

Тема 8. Предмет и основные этапы развития педагогики

Контрольные вопросы

1. Предмет педагогики.

2. Основные этапы развития педагогики и образования.

3. Задачи педагогической науки.

4. Проблемы образования современной России.

Тема 9. Цели и идеалы образования и воспитания

Контрольные вопросы

1. Цели образования и воспитания.

2. Педагогический идеал и его конкретное - историческое воплощение.

Тема 10. Средства и методы педагогического воздействия на личность

Контрольные вопросы

1. Метод убеждения.

2. Метод упражнений.

3. Методы стимулирования.

4. Процесс обучения.

Тема 11. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках. Поиски новой модели образования и воспитания.

Контрольные вопросы

1. Дидактика: теория и практика обучения (образования).

2. Характеристика принципов дидактики.

3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках.

4. Своеобразие педагогической деятельности.

5. Мастерство педагогического общения.

6. Современная педагогика в поисках новой модели образования.

Тема 12. Семейное воспитание и семейная педагогика

Контрольные вопросы

1. Отношения родителей и детей как психологическая проблема.

2. Типичные варианты отношений. Причины конфликтов и их профилактика.

3. Рациональные условия отношений родителей и детей.

Тема 13. Семейная педагогика: проблема взаимоотношений поколений

Контрольные вопросы

1. Правовые основы семейного воспитания

2. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей.

Критерии и шкала оценки ответов на контрольные вопросы:

- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если вопросы раскрыты, изложены логично, показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, продемонстрирована способность использовать сведения из различных источников в реальных условиях; допускаются несущественные ошибки и пробелы в знаниях;

- оценка «не зачтено» выставляется, если уровень знаний обучающегося недостаточен для логичного изложения изучаемого материала, если он неуверенно ориентируется в рекомендуемой литературе, неуверенно или неполно отвечает на дополнительные вопросы.

Темы докладов научной конференции по дисциплине

«Психология и педагогика»

Формулировка ОК-6– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Формулировка ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию.

№ п/п Тема
1. Инновации в образовании.
2. Особенности общения в коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
3. Модернизация образования в России: проблемы и перспективы.
4. Технологии личностно-ориентированного обучения.
5. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования.
6. Влияние различных жанров музыки на психическое состояние человека.
7. Способы психологической защиты.
8. Психологические особенности общения матери с ребенком.
9. Адаптация обучающихся к вузовской среде.
10.

Наши рекомендации