Раздел 1. ОБШИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Т.В. Климова

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

Часть II

Педагогика

Учебное пособие

Ростов-на-Дону

УДК 371 (075.32)

ББК 88:74.00я73

Климова, Т.В.

К 49

Психология и педагогика. Опорные схемы. Ч. II. Педагогика : учеб. пособие / Т.В. Климова ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2007. – 75 с.

Пособие содержит представленные в виде структурно-логических схем основные сведения по разделу «Педагогика» дисциплины «Психология и педагогика», изучение которой предусмотрено большинством учебных планов технических специальностей. Суть каждой темы отображена в виде опорной схемы, составленной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Структурно-логические схемы позволяют получить студентам необходимый минимум знаний для сдачи дисциплины «Психология и педагогика», помогают самостоятельно изучать соответствующий материал, развивают творческое мышление.

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим дисциплину «Психология и педагогика», а также преподавателям.

Рецензенты: канд. псх. наук, доц. Н.Н. Мозговая (ЮФУ);

канд. пед. наук, доц. О.В. Задорожная (РГУПС)

© Ростовский государственный университет путей сообщения, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Психология и педагогика» входит в перечень обязательных к изучению дисциплин, установленных государственными стандартами в подготовке специалистов вуза. Пособие, которое Вы держите в руках, является составной частью общего руководства к курсу и призвано донести до студентов в структурированном виде основы педагогической теории и практики. Материал, который представлен в пособии, охватывает все основные темы и разделы, а сама структура пособия продиктована логикой преподавания учебной дисциплины.

Предлагаемые структурно-логические схемы по педагогике можно отнести к учебно-методическим материалам, обладающим целым рядом преимуществ по сравнению с распространенным в вузах линейно-текстовым изложением учебного материала. Использование схем, таблиц позволяет получить целостную картину изучаемой дисциплины, определить структуру изучаемых педагогических явлений, процессов, выделить существенные связи между компонентами. Визуализации информации способствует более глубокому овладению предметом педагогики, формированию рациональных приемов работы с учебным материалом, а также лучшему его запоминанию. Опыт представления учебной информации в системе структурно-логических схем свидетельствует о целесообразности их использования в качестве средств организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.

Вместе с тем данное пособие не является полным и исчерпывающим руководством к курсу, так как любой схематизм способствует некоторой упрощенности понимания. Это может создать иллюзию, что для изучения предмета вполне достаточно изображенного материала. Очевидно, что схемы, предложенные в пособии, представляют собой один из возможных вариантов решения поставленных задач и не могут содержательно охватить все изучаемые в рамках данной дисциплины вопросы. Наилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании текстового и структурно-логического способов представления информации.

Данное пособие будет полезно при подготовке к прослушиванию лекционного материала, на практических занятиях, для контроля глубины усвоения материала, а также для восстановления в памяти основных положений изложенного курса. Материалы пособия будут полезны студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.

Представленные в пособии научно-методические разработки неоднократно использовались в ходе преподавания раздела «Педагогика» учебного курса «Психология и педагогика». Накопленный опыт их применения позволяет заключить, что они могут быть взяты за основу при изготовлении дидактических средств с применением проекционной аппаратуры (слайдоскопа, оверхеда) и мультимедийных компьютерных технологий.

Пособие рекомендовано студентам, обучающимся по специальности 080505 «Управление персоналом» и ориентировано на решение следующих задач:

1. Знакомство с современным состоянием педагогики, основными теориями совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе и ВУЗе;

2. Получение общих представлений о специфике процессов обучения и воспитания, законами, закономерностями, принципами и методами их организации в образовательном процессе;

3. Знакомство с базовыми подходами управления в рамках образовательной системы; роли педагога в учебно-воспитательном процессе;

4. Формирование у студентов профессиональной и личностной ответственности при решении вопросов подбора конкретных методов, средств и приемов психолого-педагогической помощи;

5. В процессе проведения семинарских и лабораторных занятий сформировать представления о прикладных аспектах ведения учебно-воспитательной работы.

Тема 4. Образование как многоаспектный феномен

1.13 Современная система образования в России. Типы образовательных учреждений

Раздел 1. ОБШИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ - student2.ru

1.14 Образование как общественное явление. Общие свойства образования

Раздел 1. ОБШИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ - student2.ru

1.15 Современные тенденции развития образования в России

Раздел 1. ОБШИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ - student2.ru

1.16 Непрерывное образование, его цели, содержание, структура

Раздел 1. ОБШИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ - student2.ru

Образование как педагогический процесс

Раздел 1. ОБШИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ - student2.ru

Оглавление

Предисловие ………………………………………………………………….
Раздел 1. Общие основы педагогики ……………………………………….
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке …………………………….
Тема 2. Методология и методы педагогических исследований …………..
Тема 3. Развитие личности как педагогическая проблема ………………..
Тема 4. Образование как многоаспектный феномен ………………………
  Раздел 2. Теория обучения (дидактика) …………………………………….
Тема 5. Сущность процесса обучения ……………………………………...
Тема 6. Законы, закономерности и принципы обучения ………………….
Тема 7. Содержание образования …………………………………………..
Тема 8. Методы и средства обучения ………………………………………
Тема 9. Формы обучения ……………………………………………………
Тема 10. Диагностика и контроль в обучении. Психологический контроль и оценка качества образования …………………………………..
Тема 11. Педагогические технологии обучения. Развивающие педагогические технологии …………………………………………………
Раздел 3. Теория воспитания ………………………………………………..
Тема 12. Сущность воспитания ………………………………………..……
Тема 13. Закономерности и принципы воспитания ……………………….
Тема 14. Содержание воспитательного процесса ………………………….
Тема 15. Методы, средства и формы воспитания ………………………….
Тема 16. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл ……………………………………………………..
Раздел 4 Педагогическая деятельность и личность педагога в различных образовательных системах …………………………………...  
Тема 17. Общая характеристика педагогической деятельности современного преподавателя. Требования к личности педагога …………
Тема 18. Педагогика межличностных отношений ………………………...
Тема 19. Проблемы эффективности учебного процесса. Их изучение и стратегии преодоления ……………………………………..
Раздел 5. Управление образовательными системами ……………………...
Тема 20. Система управления образованием. Управление образовательными системами ………………………………...
Тема 21. Образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления …………………………………………………………...

Учебное издание

Часть II. Педагогика

Учебное пособие

Редактор Т.А. Цикунова

Корректор Т.А. Цикунова

Подписано в печать 28.12.2007. Формат 60 x 84 / 8.
Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 8,83.
Уч.-изд. л. 6,08. Тираж 100 экз. Изд. № 214. Заказ №

Ростовский государственный университет путей сообщения.

Ризография РГУПС.

Раздел 1. ОБШИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ - student2.ru Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д,

пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2.

Т.В. Климова

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

Часть II

Педагогика

Учебное пособие

Ростов-на-Дону

УДК 371 (075.32)

ББК 88:74.00я73

Климова, Т.В.

К 49

Психология и педагогика. Опорные схемы. Ч. II. Педагогика : учеб. пособие / Т.В. Климова ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2007. – 75 с.

Пособие содержит представленные в виде структурно-логических схем основные сведения по разделу «Педагогика» дисциплины «Психология и педагогика», изучение которой предусмотрено большинством учебных планов технических специальностей. Суть каждой темы отображена в виде опорной схемы, составленной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Структурно-логические схемы позволяют получить студентам необходимый минимум знаний для сдачи дисциплины «Психология и педагогика», помогают самостоятельно изучать соответствующий материал, развивают творческое мышление.

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим дисциплину «Психология и педагогика», а также преподавателям.

Рецензенты: канд. псх. наук, доц. Н.Н. Мозговая (ЮФУ);

канд. пед. наук, доц. О.В. Задорожная (РГУПС)

© Ростовский государственный университет путей сообщения, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Психология и педагогика» входит в перечень обязательных к изучению дисциплин, установленных государственными стандартами в подготовке специалистов вуза. Пособие, которое Вы держите в руках, является составной частью общего руководства к курсу и призвано донести до студентов в структурированном виде основы педагогической теории и практики. Материал, который представлен в пособии, охватывает все основные темы и разделы, а сама структура пособия продиктована логикой преподавания учебной дисциплины.

Предлагаемые структурно-логические схемы по педагогике можно отнести к учебно-методическим материалам, обладающим целым рядом преимуществ по сравнению с распространенным в вузах линейно-текстовым изложением учебного материала. Использование схем, таблиц позволяет получить целостную картину изучаемой дисциплины, определить структуру изучаемых педагогических явлений, процессов, выделить существенные связи между компонентами. Визуализации информации способствует более глубокому овладению предметом педагогики, формированию рациональных приемов работы с учебным материалом, а также лучшему его запоминанию. Опыт представления учебной информации в системе структурно-логических схем свидетельствует о целесообразности их использования в качестве средств организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.

Вместе с тем данное пособие не является полным и исчерпывающим руководством к курсу, так как любой схематизм способствует некоторой упрощенности понимания. Это может создать иллюзию, что для изучения предмета вполне достаточно изображенного материала. Очевидно, что схемы, предложенные в пособии, представляют собой один из возможных вариантов решения поставленных задач и не могут содержательно охватить все изучаемые в рамках данной дисциплины вопросы. Наилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании текстового и структурно-логического способов представления информации.

Данное пособие будет полезно при подготовке к прослушиванию лекционного материала, на практических занятиях, для контроля глубины усвоения материала, а также для восстановления в памяти основных положений изложенного курса. Материалы пособия будут полезны студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.

Представленные в пособии научно-методические разработки неоднократно использовались в ходе преподавания раздела «Педагогика» учебного курса «Психология и педагогика». Накопленный опыт их применения позволяет заключить, что они могут быть взяты за основу при изготовлении дидактических средств с применением проекционной аппаратуры (слайдоскопа, оверхеда) и мультимедийных компьютерных технологий.

Пособие рекомендовано студентам, обучающимся по специальности 080505 «Управление персоналом» и ориентировано на решение следующих задач:

1. Знакомство с современным состоянием педагогики, основными теориями совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе и ВУЗе;

2. Получение общих представлений о специфике процессов обучения и воспитания, законами, закономерностями, принципами и методами их организации в образовательном процессе;

3. Знакомство с базовыми подходами управления в рамках образовательной системы; роли педагога в учебно-воспитательном процессе;

4. Формирование у студентов профессиональной и личностной ответственности при решении вопросов подбора конкретных методов, средств и приемов психолого-педагогической помощи;

5. В процессе проведения семинарских и лабораторных занятий сформировать представления о прикладных аспектах ведения учебно-воспитательной работы.

Раздел 1. ОБШИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Наши рекомендации