Виды грамматических и орфографических упражнений
Грамматические и орфографические упражнения должны способствовать речевому развитию школьников, формированию у них языковых обобщений или орфографических навыков.
В специальной школе применяют те же виды грамматических и орфографических упражнений, что и в массовой. Назовем основные виды работ по грамматике:
1) списывание с различными заданиями (определить грам
матическую категорию, изменить форму слова, вставить по
смыслу нужную часть речи и т. д.);
2) работа с орфографическим словарем, которая сопровож
дается заданиями типа: выписать слова определенных грамма
тических категорий, подобрать к словам из словаря однокорен-
ные, составить предложение с заданными словами, восстано
вить деформированный текст;
3) самостоятельный подбор примеров (слова, словосочета
ния, предложения) по заданию учителя;
4) составление предложений по схемам;
5) ответы на вопросы с предварительно поставленными грамма
тическими задачами (использовать в ответе нужную часть речи в
определенном падеже, числе, времени; ответить на вопрос нераспро
страненным или распространенным предложением);
6) творческий и выборочный диктанты. Творческий диктант
предполагает составление предложений с определенной грамма
тической категорией, с различными членами предложения, с пос
тановкой слова в заданном падеже, числе, времени и др.В процессе
выборочного диктанта школьники записывают не все предло-
жение, а только отдельные слова или словосочетания, в зависимости от изучаемого по грамматике материала;
7) изложения и сочинения с грамматическими заданиями
(употребить данные прилагательные, заменить форму настоящего
времени глаголов формой прошедшего времени и др.);
8) грамматический разбор — синтаксический, морфологиче
ский, фонетический, комбинированный. Материалом для него
могут служить вначале отдельные слова или словосочетания, за
тем предложения и, наконец, связные тексты. Грамматический
разбор чаще всего сопутствует другим заданиям, не занимает
много времени и не проводится письменно.
По форме работы виды орфографических упражнений совпадают с грамматическими. Характер же задания становится иным в связи с изменением его цели. При списывании школьники подчеркивают орфограммы, вставляют их. ищут проверочные слова, вписывают слова с заданными орфограммами. Вместо грамматического разбора проводится орфографический. Его можно организовывать до записи слов или предложений (предупредительный диктант), после записи (объяснительный диктант) или во время ее (комментированное письмо).
Два других вида упражнений — зрительный диктант и письмо по памяти — развивают орфографическую зоркость учащихся. Для зрительного диктанта учитель записывает одно-два предложения на доске и после того, как дети их внимательно прочитают и проанализируют вместе с ним, закрывает текст. Далее учащиеся пишут под диктовку, а потом проверяют написанное по тексту. Письмо по памяти несколько сложнее, так как требует отсроченного воспроизведения прозаического или стихотворного материала.
Определенный интерес вызывают у школьников и такие
виды диктантов, как картинный (демонстрируются предметные
картинки, дети записывают их названия, анализируя слова до
записи или после выполнения работы); самодиктант (учащиеся
добавляют одно слово — рифму и записывают его, как бы дик
туя самим себе); диктант «Проверяем себя» (дети подбирают сло
во на изучаемое правило, составляют предложение с ним, а «ма
ленький учитель» вызывает кого-либо из одноклассников, пред
лагает прокомментировать запись, контролирует его работу, при
влекая других учеников к исправлению ошибки. Учитель помога
ет в случае затруднения). . - (~
В старших классах в систему орфографических упражнений включается свободный диктант, который предполагает самостоятельную запись учащимися нескольких предложений. Для закреп-
ления орфографического навыка используют также изложения и
сочинения.
Специфика работы в специальной школе состоит в том, что освоение детьми любого вида упражнений требует от учителя использования большего количества приемов, чем в массовой школе. Например, для того чтобы дети на начальном этапе обучения научились давать полные ответы на вопросы, готовят специальные таблицы, где цветной тушью или цветным мелом (если таблица написана на доске) выделяют те слова в вопросе, которые школьники должны употребить при ответе. Выделенные слова в вопросе пронумерованы. Это помогает детям не только понять принцип составления ответов, но и практически уяснить порядок слов в вопросе и ответе. Учащиеся выполняют несколько упражнений в построении ответов на наиболее употребительные типы вопросов.
Специфичным для коррекционной школы является также то, что в ней более последовательно, по сравнению с массовой школой, выдерживается принцип перехода от легкого к трудному. Это относится как к материалу упражнений, так и к формулировке заданий. Как правило, сначала детей учат применять приобретенные знания к отдельным словам. (Благодаря этому их внимание не отвлекается необходимостью понять содержание текста, вычленить из цепочки связанных друг с другом слов нужную для разбора языковую единицу.) Отработанные слова включают в различные виды предложений, в текст. При этом материалом для грамматических и орфографических упражнений может служить только то, что уже использовалось в речевой
практике.
Такой же расчлененный подход наблюдается и при составлении заданий к упражнениям. Каждое новое для школьников задание отрабатывается отдельно, лишь после этого его сочетают с заданиями, встречавшимися ранее. В качестве примера можно привести последовательность некоторых заданий в связи с отработкой правила правописания безударных гласных:
1) списывание проверяемого и проверочного слов с поста
новкой ударения, подчеркиванием ударной и безударной глас
ных;
2) выписывание проверочного и проверяемого слов с поста
новкой ударения и подчеркиванием;
3) вставка пропущенной безударной гласной на основе за
данного проверочного слова и др.
Большое значение в развитии умения применять полученные знания в речевой пракгике, как уже говорилось выше, приобре-
тает разнообразие упражнений. Оно предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смену видов заданий, последовательную активизацию различных анализаторов. Однако вопрос о разнообразии упражнений решается несколько по-иному, чем в массовой школе. Недостаточно быстрый темп работы умственно отсталых датей, замедленность переключения диктуют определенную ограниченность видов упражнений на одном уроке. Количество их колеблется в пределах пяти-шести видов. Выполнение заданий, особенно в младших классах, опирается на наглядные средства обучения (картинки, таблицы, цветные мелки, карандаши и пр.), широко используются игровые приемы.
Следует указать также на большую индивидуализацию в подборе упражнений для школьников. На уроках в специальной школе очень часты случаи, когда дети одного класса работают над материалом различной сложности. Например, в работе с деформированным текстом одним ученикам предлагают слова в исходной форме, другие конструируют предложения из слов, которые стоят в нужной форме, одни выполняют все упражнение, другие — только часть его.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Назовите виды упражнений, которые применяются в специальной (кор-
рекционной) школе для закрепления грамматических понятий.
2. Перечислите виды упражнений, которые используют для выработки ор
фографических навыков. В чем суть этих упражнений?
3. Раскройте специфику применения упражнений всех видов, которые ис
пользуются в специальной школе. Какие особенности учащихся обусловливают
эту специфику?