На уроках трудового обучения в младших классах

Ведущей фигурой в специальной коррекционной школе явля­ется учитель. Главная его функция — управление процессами обу­чения, воспитания, коррекции и развития детей с интеллекту­альными нарушениями. Для того чтобы грамотно и эффективно управлять этими процессами, учитель должен хорошо знать осо­бенности умственно отсталых детей, содержание и специфику ра­боты с ними.

Педагог руководит усвоением учебного материала школьника­ми. Без его помощи умственно отсталые дети не могут усвоить многие знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. Учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в повышенном внимании со стороны педагога.

Специальная школа требует от учителя постановки таких задач, решение которых способствовало бы в целом максимальной подго­товке школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни в обществе, их социальной и профессиональной независи­мости.

Все поставленные задачи (образовательные, воспитательные, коррекционные) должны решаться комплексно на протяжении всех уроков и во внеурочное время. Учитель должен понимать и четко осознавать, что уроки трудового обучения не просто воору­жают умственно отсталых учащихся определенным набором уме­ний и навыков, а представляют собой подготовительный этап про­фессиональной подготовки школьников. От того, насколько эф­фективно будет организован их труд на данном этапе, зависит усвоение детьми более сложных умений и навыков при работе в школьных мастерских, а в дальнейшем и в условиях производства. Кроме того, уроки трудового обучения являются одним из основ­ных средств коррекции психофизических недостатков умственно отсталых школьников. Поэтому учитель несет особую ответствен­ность за соблюдение коррекционной направленности обучения и воспитания.

Одно из условий эффективности процесса обучения — про­фессионально-педагогическая подготовленность учителя, его умение владеть коллективом детей,

знание их особенностей, выбор рациональной методики работы. Для успешной работы с умственно отсталыми учащимися на уроках трудового обучения в младших классах большое значение имеет профессиональная компетентность учителя. В данном слу­чае это подразумевает высокий уровень технологических знаний и рамках программы трудового обучения, безупречное владение инструментами, безукоризненное выполнение трудовых опера­ций. На уроках учитель должен уметь работать с различными ви­лами традиционных и нетрадиционных материалов, знать новые технологии их обработки.

Кроме того, педагог обязан в совершенстве владеть методикой преподавания трудового обучения. При подготовке к урокам труда учитель должен умело пользоваться психолого-педагогической и

методической литературой, правильно выбирать тип урока, ставить нужные цели и задачи, рационально распределять учебное время. На уроке важно использовать наиболее эффективные мето­ды и приемы обучения, уметь организовать самостоятельную ра­боту учащихся. Учитель должен знать, как необходимо работать с разнообразными пособиями, в какой последовательности обучать детей умению ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, каким образом сформировать у них трудовую про­грамму действий, в какой момент необходимо провести дополни­тельный инструктаж и т.д. Однако этого недостаточно для реали­зации главной функции педагога. Первостепенное значение для учителя-дефектолога имеют его личностные качества. Недаром говорят, что хороший учитель всегда добрый, чуткий, вежливый, понимающий. Он любит детей, доверяет им, справедлив в своих оценках и суждениях.

Обязательное качество для олигофренопедагога — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как к высшей ценности на зем­ле, независимо от наличия у него каких-либо дефектов развития. Умственно отсталый ребенок, так же как и ребенок, нормально развивающийся, нуждается в любви, понимании, сочувствии, ува­жении со стороны взрослого. Гуманизм проявляется не только в озабоченности судьбой ребенка с интеллектуальными проблема­ми, развитием его личности, но и в искреннем желании помочь этим детям справиться с трудностями в обучении и поведении. Поэтому зачастую добрый взгляд, поглаживание по голове, ласко­вое слово, одобрительный жест значат не меньше, чем целая педа­гогическая методика. Педагог-дефектолог должен обладать душев­ной чуткостью, педагогической зоркостью, позволяющими ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя прихо­дить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Учитель — эталон для подражания, он должен быть носителем высокой личной культуры. Поэтому такие качества, как дисциплинированность,

справедливость, эмоциональная уравновешенность, аккуратность, опрятность, высокий уровень речевой куль­туры, должны быть свойственны любому педагогу, а учителю-дефектологу в особенности.

Уроки трудового обучения несут большую эстетическую на­грузку. Педагог помогает детям понять и почувствовать как eстественную красоту окружающего мира, гармонию природы, так и рукотворную красоту. Поэтому знание приемов выразительного показа определенных чувств, умение использовать в своей дея­тельности выразительные средства языка, жестов являются неос­поримой составляющей педагогического мастерства.

Сугубо профессиональными следует считать такие черты ха­рактера педагога-дефектолога, как спокойствие, самообладание, уравновешенность, сдержанность. Эти качества дают учителю воз­можность успешно управлять поведением и деятельностью умствен­но отсталых детей. Учитель в самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспита­тельном процессе. Учащиеся не должны видеть растерянность, бес­помощность учителя, ему необходимо постоянно контролировать свои действия и поведение.

Трудолюбие, высокая организованность и оптимизм, вера в предстоящий успех позволяют учителю добиваться высоких ре­зультатов в работе с умственно отсталыми детьми.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о роли учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках труда.

2.Какое значение имеет выявление трудовых возможностей учащихся для психофизического развития?

3.Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать учитель-дефектолог?

Анализ урока труда

Анализ урока трудового обучения имеет большое значение для повышения эффективности коррекционно-воспитательной рабо­ты по формированию у детей общетрудовых навыков и умений. Анализируются подготовка учителя к уроку, содержание, органи­зация и методика проведения урока.

Примернаясхема анализа урока трудового обучения.

1. Тема, цель и задачи урока; реализация цели и задач в процес­се урока.

2.Тип урока, его место в системе других уроков трудового обу­чения, связь с предыдущими занятиями, соответствие поставленным задачам,

содержанию программы, возрастным и индивиду­альным возможностям учащихся.

3. Основные этапы урока, их взаимосвязь, рациональность ис­пользования времени на каждом этапе урока.

4. Реализация дидактических принципов в процессе ведения урока.

5. Эффективность методов обучения, используемых в процессе урока; целесообразность их выбора:

- методы введения нового материала (объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);

- методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комби­нированный, взаимоконтроль);

- методы формирования и закрепления умений и навыков (беседа, упражнения и др.).

6. Содержание и методика проведения урока:
организационный момент: подготовка учителя к уроку (рабочее место, доска, мел, наглядные пособия и т.д.), готовность уча­щихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внима­нии учащихся, учет времени данного этапа;

вводная беседа: сообщение темы урока, возбуждение интереса к новому материалу, постановка учебных задач; использование приемов ориентировки учащихся в новом материале; проявление их активности (сосредоточенность внимания, желание дать ответ, его осмысленность);

ориентировка в задании: анализ образца изделия (муляжа, ма­кета, игрушки и т.д.), последовательность анализа; использова­ние приемов, направленных на активизацию самостоятельности учащихся при ориентировке в задании;

планирование предстоящей работы: использование наглядных пособий (предметно-операционных карт, графических и словес­ных планов) при обучении планированию; стимуляция самостоятельности детей при планировании работы (соответствие используемых учителем приемов планирования возрастным и индивидуальным возможностям детей);

практическая работа учащихся: помощь, оказываемая учителем школьникам при возникновении затруднений, приемы, на­правленные на активизацию самостоятельности учащихся в работе, приемы индивидуального подхода, осуществляемые учителем во время практической работы учащихся; фиксирование учебного времени, использованного на данном этапе;

отчет о проделанной работе: активизация самостоятельности школьников, использование учителем наглядных материалов, помощь, оказываемая учителем школьникам;

оценка деятельности учащихся на уроке: мотивировка оценок;

итог урока: выявление, достигнуты ли цель и задачи урока, учитывались ли индивидуальные особенности детей.

7. Педагогическое мастерство учителя:

- подготовка к проведению урока, использование записей, наглядных средств обучения;

- владение методикой стимулирования познавательной активности учащихся;

- использование способов развития самостоятельности, системности мышления (внутри и межпредметные связи), творческого мышления;

- способы оценки достижений учащихся на занятии;

- невербальное поведение преподавателя, стиль общения с учащимися, меры воздействия на них, проявление педагогического такта преподавателя.

Подготовленность учителя к уроку.Учитель должен понимать особую роль трудового обучения в коррекции недостатков, развитии и воспитании умственно отсталых школьников. Он должен хорошо знать программу трудового обучения и владеть методикой работы с учащимися на уроке, учитывая их психофизические особенности и уровень трудовой подготовки, уметь выполнять учебные поделки из разного вида материалов, составлять предметно операционные и графические планы, поддерживать у школьников интерес к труду и т.д.

На первых порах учитель пишет поурочные конспекты каждого занятия, в дальнейшем ему достаточно использовать только план-конспект урока. В том и другом случае должны быть выделены тема, цель и задачи урока, четко определены этапы уро ка, виды учебного материала и конкретных упражнений, перечислено необходимое оборудование. Задачи должны формулироваться кратко, конкретно и соответствовать программным требованиям.

Подготовку учителя к уроку можно условно разделить на два этапа.

Учитель на уроке:

- подготовка к уроку;

- использование необходимых записей;

- чередование видов деятельности (рассказ, слушание, оказание помощи учащимся при выполнении работы и др.);

- четкая организация работы;

- контакт с классом;

- индивидуальный подход к учащимся;

- увлеченность предметом. Работа учителя с учащимися:

- подготовка учащихся к уроку;

- поощрение их активности на разных этапах урока;

- использование разных видов деятельности учащихся (речевая, слушание, практическая и самостоятельная работа и др.);

- воспитание культуры труда, дисциплины.

Контрольные вопросы и задания

1. Как реализуется принцип коррекционно-развивающей направлен­ности обучения на уроках труда в младших классах?

2. Какие задачи решаются в процессе трудового обучения в младших мних специальной (коррекционной) школы VIII вида? 3. Охарактеризуйте систему трудовой подготовки в специальной

(коррекционной) школе VIII вида. Какое место в этой системе отводится трудовому обучению в I —III классах?

4. Докажите необходимость осуществления индивидуального и диф­ференцированного подходов при обучении умственно отсталых учащихся труду.

5. На какие дифференциальные группы делятся учащиеся в процессе трудовогo обучения в младших классах?

6.Какие методы словесного обучения используются на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIIIвида? Чем обусловлен выбор того или иного метода?

7. В чем специфика использования методов наглядного обучения на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида?

8. Какое значение имеют практические методы на уроках трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школыVIII вида?

9. Почему формированию общетрудовых умений и навыков отводится первостепенная роль на уроках трудового обучения? 10. Какие трудности возникают у школьников с интеллектуальными проблемами при анализе образца изделия?

11. Расскажите о последовательности формирования умения планироватьпредстоящую деятельность на уроках труда.

12. В чем заключается значение навыков самоконтроля для успешного выполнения задания?

13. Какие требования предъявляются к уроку труда как к основной форме трудового обучения детей с нарушением интеллекта?

14. Охарактеризуйте основные этапы урока трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

15. Какими личностными качествами должен обладать учитель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

ГЛАВА 2

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

Наши рекомендации