Основные методы трудового обучения в младших классах
Метод обучения — это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков. В трудовом обучении используются как универсальные методы, которые применяются в процессе преподавания всех школьных дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда. Традиционно по способам передачи учебной информации методы обучения делятся на три группы:
1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).
2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы).
3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестетического (через прикосновение и движение) восприятия (практические методы).
Из группы словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение, беседа и рассказ учителя. Как правило, словесные методы применяются в сочетании с наглядными и практическими.
Объяснение — это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. На уроке трудового обучения объяснение используется при изучении технических сведений, технологии изготовления изделий, а также при обосновании правил техники безопасности.
Для большей убедительности объяснение часто сочетается с показом трудовых действий учителем, сдемонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся.
Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Рассказ в отличие от объяснения характеризуется большей образностью и эмоциональностью. К данному методу чаще всего прибегают, когда необходимо указать на значимость и пользу сообщаемых сведений. Рассказ может сочетаться с другими словесными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами.
Беседа — это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. Этот метод используют, когда изучаемый материал частично знаком детям и они могут высказаться по теме, предлагаемой педагогом для обсуждения. К любой беседе учитель готовит вопросы заранее, продумывает ее ход и завершение. Преимуществом такого вопросно-ответного метода обучения является наличие быстрой обратной связи между участниками педагогического процесса. Кроме того, ученикам в этом случае отводится активная роль, они приучаются свободно и аргументировано высказывать свои мысли.
В зависимости от цели и содержания беседа может быть вступительная, обобщающая, объяснительная или эвристическая.
Продумывая систему вопросов, нужно учитывать следующие положения:
1) вопросы должны задаваться в разной форме (полные и неполные). Полнота вопроса изменяется в зависимости от степени совершенствования у детей определенных знаний и умений, от новизны модели изделия;
2) по своему характеру и роли вопросы делятся на основные и вспомогательные. Коллективную беседу учитель всегда начинает сосновных вопросов к классу. Школьникам, у которых возникают трудности при ответе на эти вопросы, учитель предлагает вспомогательные.
K наглядным методам относятся учебная демонстрация, опыты
и наблюдения.
Учебная демонстрация — это использование учителем различных средств
наглядности в процессе обучения. На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектовтруда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы.
Чаще всего на уроках трудового обучения в младших классах изделия
выполняются учащимися по образцу, к которому предъявляются определенные требования:
- по уровню сложности образец должен соответствовать программе;
- образец должен быть выполнен аккуратно и красиво, из тех же материалов,
которые будут использоваться учениками;
- образец изделия должен отвечать всем тем требованиям, которые устанавливаются для выполнения подобных работ детьми;
- размеры образца должны быть оптимальными для удобства выполнения изделия детьми (выполнение слишком большого изделия потребует много
времени, а на маленьком изделии трудно будет увидеть и выполнить мелкие детали).
При планировании хода выполнения работы часто используют предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий.
Предметно-операционный план — это расположенные в определенной последовательности полуфабрикаты изделия. При оформлении предметно-операционных планов необходимо соблюдать ряд требований:
- единообразное изображение операций;
- образцы изделия, доведенные до разной степени готовности, следует прикреплять на отдельные карточки или располагать на доске так, чтобы их можно было снять и рассмотреть со всех сторон;
- размеры деталей на плане должны точно соответствовать раз
мерам образца;
- метки, линии, цифры надо обозначать отчетливо и достаточно
крупно, чтобы их могли видеть учащиеся, сидя за задними партами;
- цвет бумаги, ниток, фактура ткани полуфабрикатов предметно-операционного плана подбираются в точном соответствии с образцом и с заготовками, которые раздаются учащимся;
- приспособления, фон карточки плана должны значительно
отличаться от материалов, применяемых для изготовления поделки, чтобы не затруднять восприятие демонстрируемого пособия.
Графический план — это последовательность выполнения работы в виде графических рисунков. Его следует применять при изготовлении изделий из глины и пластилина, природного материала. При составлении графического плана необходимо учитывать следующее:
- рисунки даются несколько увеличенными по сравнению с
образцом и обязательно в объемном и четком изображении;
- цвет деталей на плане обязательно должен совпадать с цветом материалов, из которых ученики будут выполнять изделие;
- каждый рисунок должен соответствовать одной операции.
Словесный план — это объяснение последовательности изготовления изделия в виде надписей. Такие планы используют в конце второго, в третьем классе, когда ученики уже в достаточной степени овладели навыком чтения целыми словами. К словесному плану также предъявляются свои требования:
- каждый пункт пишется на полосках бумаги крупными буквами, чтобы любой ученик с места мог прочитать написанное;
- предложения должны быть короткими, содержать названия
необходимых операций и приемов, иногда инструментов;
- построение предложений должно быть единообразным, состоять из знакомых детям слов (если применяются новые слова, то обязательно необходима словарная работа).
При использовании плана изготовления того или иного изделия необходимо учитывать:
- задачи урока (умения, двигательные навыки и технические сведения, которыми согласно программе должны овладеть учащиеся);
- место урока в системе занятий (определение, насколько самостоятельно ученики могут составлять план работы над изделием в данный период обучения, какие двигательные приемы ими усвоены);
- степень новизны материала, сложность изделия, способность
школьников воспользоваться предлагаемым пособием;
- опыт работы учащихся с карточками плана;
- количество деталей в изделии (чем больше частей содержит
объект, тем подробнее должны быть пункты плана).
На уроках трудового обучения в младших классах используется два варианта предметно-операционных, графических и словесных планов.
1. Подробный план, отражающий все операции и содержащий
Сведения о выполнении новых или сложных приемов. При показе новых операций обычно демонстрируются и инструменты, с помощью которых они должны выполняться.
2. Сокращенный план, содержащий только основные операции.
Сведений о способах выполнения приемов, об инструментах в нем нет.
Опыты это определенные, манипуляции с предметами с целью выделении свойств, которые невозможно обнаружить путем внешнего осмотра. На уроках трудового обучения в ходе опытов учащиеся узнают о некоторых свойствах различных материалов (пластилина, глины, бумаги, ниток, проволоки, древесины). Например, ученики выполняют ряд действий с бумагой, чтобы узнать о ее свойствах. Они сгибают полоски тонкой и толстой бумаги, разрывают ее, сминают и т.д. Результаты опытов обсуждаются совместно с учащимися, после каждого действия формулируется вывод.
Наблюдения — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. На уроках труда учащиеся наблюдают за действиями учителя при показе им трудовых приемов, за явлениями окружающего мира во время экскурсий.
При показе двигательной программы трудового приема учитель выполняет его сначала в нормальном, а затем и в замедленном темпе. Каждое действие должно сопровождаться объяснением. При этом необходимо обращать внимание школьников на самые, казалось бы, элементарные вещи. Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. Например, ножницами по прямой линии разметки режут вперед; синхронное движение рук при резании по кривым линиям — с поворотом бумаги слева направо; прямой стежок выполняется справа налево и т.д.
В трудовом обучении довольно часто применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем. Особенность инструктажа в специальной (коррекционной) школе VIII вида заключается в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием их последовательности и объяснением структуры. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий. Затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением.
В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения учащихся, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением.
Из группы практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы.
Упражнение — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения установочные, тренировочные, а также учебно-производственные и рабочие.
Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций.
Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделия, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций.
Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде полезного в быту изделия.
Рабочие упражнения — в их содержании нет новых элементов, процесс работы учащимся хорошо знаком.
Упражнения должны обеспечивать постепенное повышение самостоятельности ребят в работе.
Лабораторные работы — это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний. Организация лабораторных работ требует наличия необходимых материалов и оборудования.
Выбор методов обучения зависит от темы, цели и задач конкретного урока, возрастных особенностей учащихся, сложности и степени новизны изучаемого материала, а также от индивидуальных трудовых возможностей и психофизических особенностей школьников с интеллектуальными проблемами. Таким образом, при использовании определенной методики появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимся в зависимости от характера их затруднений.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие методы словесной передачи учебной информации
используются на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной)школе VIII вида? Охарактеризуйте один из них.
2. Какие методы наглядной передачи учебной информации
используются на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной)школе VIII вида? Охарактеризуйте один из них.
3.Дайте определение понятиям: «предметно-операционный план»,
«графический план», «словесный план». Каковы особенности использования каждого вида планов?
4.Какие практические методы используются на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида? Дайте характеристику одного из них.
5.От чего зависит выбор методов обучения на уроках труда в младших
классах специальной (коррекционной) школы VIII вида?
6.Как учитывается принцип дифференцированного обучения при вы
боре того или иного метода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида?