Основные методы трудового обучения в младших классах

Метод обучения — это совокупность приемов деятельности учи­теля, направленных на овладение школьниками системы знаний, уме­ний и навыков. В трудовом обучении используются как универсаль­ные методы, которые применяются в процессе преподавания всех школьных дисциплин, так и специфические, которые свойствен­ны только урокам труда. Традиционно по способам передачи учеб­ной информации методы обучения делятся на три группы:

1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).

2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учеб­ной информации (наглядные методы).

3. Методы передачи учебной информации посредством практи­ческих, трудовых действий и тактильного кинестетического (че­рез прикосновение и движение) восприятия (практические мето­ды).

Из группы словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение, беседа и рассказ учителя. Как правило, словесные методы применяются в сочетании с наглядными и прак­тическими.

Объяснение — это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. На уроке трудового обучения объяс­нение используется при изучении технических сведений, техно­логии изготовления изделий, а также при обосновании правил техники безопасности.

Для большей убедительности объяснение часто сочетается с показом трудовых действий учителем, сде­монстрацией различных наглядных пособий, с пробными дей­ствиями учащихся.

Рассказ — это повествовательное изложение учебного материа­ла. Рассказ в отличие от объяснения характеризуется большей образностью и эмоциональностью. К данному методу чаще всего прибегают, когда необходимо указать на значимость и пользу со­общаемых сведений. Рассказ может сочетаться с другими словес­ными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами.

Беседа — это совместное обсуждение учебного материала учи­телем и учащимися. Этот метод используют, когда изучаемый ма­териал частично знаком детям и они могут высказаться по теме, предлагаемой педагогом для обсуждения. К любой беседе учитель готовит вопросы заранее, продумывает ее ход и завершение. Пре­имуществом такого вопросно-ответного метода обучения являет­ся наличие быстрой обратной связи между участниками педагоги­ческого процесса. Кроме того, ученикам в этом случае отводится активная роль, они приучаются свободно и аргументировано высказывать свои мысли.

В зависимости от цели и содержания беседа может быть вступительная, обобщающая, объяснительная или эв­ристическая.

Продумывая систему вопросов, нужно учитывать следующие положения:

1) вопросы должны задаваться в разной форме (полные и неполные). Полнота вопроса изменяется в зависимости от степени совершенствования у детей определенных знаний и умений, от новизны модели изделия;

2) по своему характеру и роли вопросы делятся на основные и вспомогательные. Коллективную беседу учитель всегда начинает сосновных вопросов к классу. Школьникам, у которых возникают трудности при ответе на эти вопросы, учитель предлагает вспомо­гательные.

K наглядным методам относятся учебная демонстрация, опыты

и наблюдения.

Учебная демонстрация — это использование учителем различных средств

наглядности в процессе обучения. На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объек­товтруда, их изображения, предметно-операционные, графиче­ские и словесные планы изготовления изделий, модели, прибо­ры, диапозитивы, учебные фильмы.

Чаще всего на уроках трудового обучения в младших классах изделия

выполняются учащимися по образцу, к которому предъяв­ляются определенные требования:

- по уровню сложности образец должен соответствовать про­грамме;

- образец должен быть выполнен аккуратно и красиво, из тех же материалов,

которые будут использоваться учениками;

- образец изделия должен отвечать всем тем требованиям, которые устанавливаются для выполнения подобных работ детьми;

- размеры образца должны быть оптимальными для удобства выполнения изделия детьми (выполнение слишком большого изделия потребует много

 

времени, а на маленьком изделии трудно будет увидеть и выполнить мелкие детали).

При планировании хода выполнения работы часто используют предметно-операционные, графические и словесные планы изго­товления изделий.

Предметно-операционный план — это расположенные в опреде­ленной последовательности полуфабрикаты изделия. При оформле­нии предметно-операционных планов необходимо соблюдать ряд требований:

- единообразное изображение операций;

- образцы изделия, доведенные до разной степени готовности, следует прикреплять на отдельные карточки или располагать на доске так, чтобы их можно было снять и рассмотреть со всех сторон;

- размеры деталей на плане должны точно соответствовать раз­
мерам образца;

- метки, линии, цифры надо обозначать отчетливо и достаточно
крупно, чтобы их могли видеть учащиеся, сидя за задними партами;

- цвет бумаги, ниток, фактура ткани полуфабрикатов пред­метно-операционного плана подбираются в точном соответствии с образцом и с заготовками, которые раздаются учащимся;

- приспособления, фон карточки плана должны значительно
отличаться от материалов, применяемых для изготовления подел­ки, чтобы не затруднять восприятие демонстрируемого пособия.

Графический план — это последовательность выполнения рабо­ты в виде графических рисунков. Его следует применять при изго­товлении изделий из глины и пластилина, природного материа­ла. При составлении графического плана необходимо учитывать следующее:

- рисунки даются несколько увеличенными по сравнению с
образцом и обязательно в объемном и четком изображении;

- цвет деталей на плане обязательно должен совпадать с цве­том материалов, из которых ученики будут выполнять изделие;

- каждый рисунок должен соответствовать одной операции.

Словесный план — это объяснение последовательности изготов­ления изделия в виде надписей. Такие планы используют в конце второго, в третьем классе, когда ученики уже в достаточной сте­пени овладели навыком чтения целыми словами. К словесному плану также предъявляются свои требования:

- каждый пункт пишется на полосках бумаги крупными буква­ми, чтобы любой ученик с места мог прочитать написанное;

- предложения должны быть короткими, содержать названия
необходимых операций и приемов, иногда инструментов;

- построение предложений должно быть единообразным, со­стоять из знакомых детям слов (если применяются новые слова, то обязательно необходима словарная работа).

При использовании плана изготовления того или иного изде­лия необходимо учитывать:

- задачи урока (умения, двигательные навыки и технические сведения, которыми согласно программе должны овладеть уча­щиеся);

- место урока в системе занятий (определение, насколько самостоятельно ученики могут составлять план работы над изде­лием в данный период обучения, какие двигательные приемы ими усвоены);

- степень новизны материала, сложность изделия, способность
школьников воспользоваться предлагаемым пособием;

- опыт работы учащихся с карточками плана;

- количество деталей в изделии (чем больше частей содержит
объект, тем подробнее должны быть пункты плана).

На уроках трудового обучения в младших классах используется два варианта предметно-операционных, графических и сло­весных планов.

1. Подробный план, отражающий все операции и содержащий
Сведения о выполнении новых или сложных приемов. При показе новых операций обычно демонстрируются и инструменты, с по­мощью которых они должны выполняться.

2. Сокращенный план, содержащий только основные операции.
Сведений о способах выполнения приемов, об инструментах в нем нет.

Опыты это определенные, манипуляции с предметами с целью выделении свойств, которые невозможно обнаружить путем внеш­него осмотра. На уроках трудового обучения в ходе опытов уча­щиеся узнают о некоторых свойствах различных материалов (пла­стилина, глины, бумаги, ниток, проволоки, древесины). Напри­мер, ученики выполняют ряд действий с бумагой, чтобы узнать о ее свойствах. Они сгибают полоски тонкой и толстой бумаги, разрывают ее, сминают и т.д. Результаты опытов обсуждаются совместно с учащимися, после каждого действия формулирует­ся вывод.

Наблюдения — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает воз­можность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. На уроках труда учащиеся наблюдают за действия­ми учителя при показе им трудовых приемов, за явлениями окру­жающего мира во время экскурсий.

При показе двигательной программы трудового приема учи­тель выполняет его сначала в нормальном, а затем и в замедлен­ном темпе. Каждое действие должно сопровождаться объяснением. При этом необходимо обращать внимание школьников на самые, казалось бы, элементарные вещи. Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. Например, ножницами по прямой линии разметки режут вперед; синхронное движение рук при резании по кривым линиям — с поворотом бумаги слева направо; прямой стежок выполняется справа налево и т.д.

В трудовом обучении довольно часто применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколь­ко совокупность объяснения, наглядного показа способов дей­ствия, демонстрации таблиц, схем. Особенность инструктажа в специальной (коррекционной) школе VIII вида заключается в не­обходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием их последовательности и объясне­нием структуры. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ дей­ствий. Затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением.

В процессе инструктажа организуются индивидуаль­ные пробные упражнения учащихся, выполняющих изолирован­но тот или иной прием с последующим объяснением.

Из группы практических методов в трудовом обучении исполь­зуются различные упражнения и лабораторные работы.

Упражнение — это многократное сознательное и целенаправлен­ное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в резуль­тате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навы­ками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения установочные, тренировочные, а также учебно-производственные и рабочие.

Установочные упражнения проводятся для более прочного ус­воения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций.

Тренировочные упражнения проводятся не только на выполне­ние приемов и операций по обработке деталей изделия, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных опера­ций.

Учебно-производственные упражнения представляют собой со­вокупность взаимосвязанных трудовых операций, при заверше­нии которых получается конечный результат в виде полезного в быту изделия.

Рабочие упражнения — в их содержании нет новых элементов, процесс работы учащимся хорошо знаком.

Упражнения должны обеспечивать постепенное повышение самостоятельности ребят в работе.

Лабораторные работы — это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний. Организация лабораторных работ требует наличия необ­ходимых материалов и оборудования.

Выбор методов обучения зависит от темы, цели и задач конк­ретного урока, возрастных особенностей учащихся, сложности и степени новизны изучаемого материала, а также от индивидуаль­ных трудовых возможностей и психофизических особенностей школьников с интеллектуальными проблемами. Таким образом, при использовании определенной методики появляется возмож­ность оказания дифференцированной помощи учащимся в зави­симости от характера их затруднений.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие методы словесной передачи учебной информации

использу­ются на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной)школе VIII вида? Охарактеризуйте один из них.

2. Какие методы наглядной передачи учебной информации

использу­ются на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной)школе VIII вида? Охарактеризуйте один из них.

3.Дайте определение понятиям: «предметно-операционный план»,
«графический план», «словесный план». Каковы особенности использования каждого вида планов?

4.Какие практические методы используются на уроках трудового обу­чения в специальной (коррекционной) школе VIII вида? Дайте характе­ристику одного из них.

5.От чего зависит выбор методов обучения на уроках труда в младших
классах специальной (коррекционной) школы VIII вида?

6.Как учитывается принцип дифференцированного обучения при вы­
боре того или иного метода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

Наши рекомендации