Тема 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
1. Структура методологического знания включает:
А) философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровни;
Б) философский, общенаучный, конкретно-научный уровни;
В) философский, общенаучный, технологический уровни;
Г) общенаучный, конкретно-научный уровни.
2. Методология педагогической науки выполняет функции:
А) регулятивная, нормативная, предписания; Б) регулятивная, нормативная;
В) технологическая, теоретическая; Г) регулятивная, технологическая, нормативная.
3. Учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности называется:
А) методология; Б) материалистическая диалектика;
В) гносеология; Г) методология педагогической науки.
4. Функция методологии, предполагающая предсказание, предвидение развития явлений, событий, личности называется:
А) прогностическая; Б) преобразовательная;
В) познавательная; Г) организующая.
5. Уровень методологии, раскрывающий специфические для отдельно взятой науки законы, причинно-следственные связи и отношения называется:
А) общенаучный уровень; Б) технологический уровень;
В) конкретно-научный уровень; Г) философский уровень.
6. Культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия, носит название:
А) педагогическая культура; Б) общая культура;
В) методологическая культура; Г) культура труда.
7. Уровень методологии, образуемый методикой и техникой исследования, набором процедур, обеспечивающих получение достоверных эмпирический материалов, носит название:
А) конкретно-научный уровень; Б) технологический уровень;
В) общенаучный уровень; Г) философский уровень.
8. Методологический подход, согласно которому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы называется:
А) полисубъектный подход; Б) системный подход;
В) деятельностный подход; Г) личностный подход.
9. Методологический подход, согласно которому необходимо системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса называется:
А) культурологический подход; Б) антропологический подход;
В) этнопедагогический подход; Г) системный подход.
10. Методологический подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи называется:
А) этнопедагогический подход; Б) культурологический подход;
В) деятельностный подход Г) системный подход.
11.Выделяются следующие группы методов педагогического исследования:
А) эмпирические, теоретические, комплексные методы;
Б) опросные, диагностирующие методы;
В) эмпирические, комплексные методы;
Г) методы моделирования, педагогический эксперимент.
12. Метод педагогического исследования, предполагающий обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе, совместное оценивание тех или иных сторон личности называется:
А) интервьюирование; Б) педагогический эксперимент;
В) обобщение педагогического опыта; Г) педагогический консилиум.
13. Опросный метод, предполагающий диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе носит название:
А) анкетирование; Б) беседа;
В) наблюдение; Г) интервью.
14. Метод педагогического исследования, определяющий в обобщенном смысле опытную проверку гипотезы называется:
А) наблюдение; Б) эксперимент;
В) моделирование; Г) метод индукции.
15. Этап эксперимента, в ходе которого разрабатывается методика исследования, план, программа, методы обработки полученных результатов получил название:
А) методический этап; Б) аналитический этап;
В) теоретический этап; Г) индуктивный этап.
16. Математический метод исследования, предполагающий расположение собранных данных в определенной последовательности называется:
А) шкалирование; Б) регистрация;
В) ранжирование; Г) рассеивание.
17. Метод теоретического исследования, предполагающий сжатое изложение основного содержания работы, статьи, книги называется:
А) реферирование; Б) аннотирование;
В) цитирование; Г) конспектирование.
18. Метод теоретического исследования, предполагающий дословную запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике, называется:
А) реферирование; Б) цитирование;
В) аннотирование; Г) конспектирование.
19.Ожидаемый результат деятельности, направленный на формирование личности человека называется:
А) цель обучения; Б) цель воспитания;
В) цель развития; Г) цель формирования.
20. По мнению К.Д.Ушинского, целью воспитания является:
А) воспитание труженика и патриота; Б) воспитание гражданина своего отечества;
В) воспитание патриотизма; Г) воспитание труженика.
21. Идеальная цель воспитания является:
А) ориентиром на творческие способности человека и помогает сформулировать задачи воспитания творческой личности;
Б) ориентиром на физическое развития личности;
В) ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности;
Г) ориентиром на развития нравственных качеств личности.
22. Реальная цель воспитания зависит:
А) от политики государства и господствующей идеологии;
Б) от требований христианских добродетелей;
В) от возможностей учебных заведений;
Г) от активности детей.
23. Объективный характер цели воспитания отражает:
А) требования педагога; Б) принятые обществом ценности;
В) требования учебных заведений; Г) требования семьи.
24. Кто является автором данного высказывания «Воспитывать без цели – это то же самое, что архитектору закладывать здание, не зная, что он будет строить»?
А) А.С.Макаренко; Б) В.А.Сухомлинский;
В) К.Д.Ушинский; Г) Л.Н.Толстой.
25. Реальная действительность, в условиях которой происходят развитие человека, называется:
А) среда; Б) предметная среда;
В) развивающая среда; Г) природная среда.
26. Концепция развития личности, согласно которой человек – сугубо природное существо.
А) биосоциальная концепция; Б) материалистическая концепция;
В) социологическая концепция; Г) биологическая концепция.
27. Концепция развития личности, согласно которой среда является определяющим фактором формирования и развития личности:
А) социологизаторская концепция; Б) биосоциальная концепция;
В) материалистическая концепция; Г) концепция экзистенциализма.
28. Чем детерминировано развитие человека?
А) домашней средой; Б) внутренними и внешними условиями;
В) природными условиями; Г) ближайшим окружением.
29. Какой фактор развития личности в наибольшей степени способствует перерастанию задатков способности?
А) наследственность; Б) окружающая среда;
В) воспитание; Г) макросреда.
30. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются:
А) одаренность; Б) гениальность;
В) способности; Г) задатки.