Тема 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
1. Укажите наиболее точное определение педагогики в традиционной парадигме:
А) искусство, которое опирается на передовые достижения всех наук;
Б) наука о человеке;
В) наука о закономерностях развития воспитания, разрабатывающая цели, задачи, методы, содержание воспитания;
Г) наука, имеющая свой объект, предмет, методы изучения.
2. Объектом педагогики выступает:
А) воспитательная деятельность;
Б) человек, развивающийся посредством специально организованного педагогического процесса;
В) воспитание человека человеком;
Г) процесс социализации.
3. К предмету педагогической науки можно отнести:
А) воспитание человека как функция общества;
Б.) собрание правил воспитательной деятельности;
В) педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни;
Г) принципы и правила воспитательной деятельности.
4. Что определило развитие педагогики как науки?
А) забота родителей о счастье детей;
Б) биологический закон сохранения рода;
В) прогресс науки и техники;
Г) необходимость передачи социального опыта от одного поколения к другому.
5. «Педагог» в переводе с греческого обозначает:
А) учитель; Б) руководитель;
В) детоводитель; Г) дидаскал.
6. На исторический характер воспитания указывает изменение:
А) типов учебных заведений;
Б) целей, содержания, методов воспитания;
В) целей, содержания, форм, методов преподавания;
Г.) длительность обучения в учебном заведении.
7. Воспитание, образование, обучение, формирование, развитие личности принадлежит категориальному аппарату:
А) педагогики; Б) социологии;
В) психологии; Г) Философии.
8. К функциям педагогики относятся:
А. Развивающая и воспитывающая. Б. Образовательная и обучающая.
В. Теоретическая и технологическая. Г. Теоретическая и прогностическая.
9. В состав какой науки изначально входила педагогика:
А) психологии; Б) истории;
В) философии; Г) медицины.
10. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических наук:
А) дидактика, психология, философия, школоведение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика;
Б) общая педагогика, возрастная педагогика, методики изучения отдельных предметов, коррекционная педагогика, история педагогики;
В) педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования;
Г) общая педагогика, этика, эстетика, дошкольная педагогика, школоведение, история школы.
11. Исторически первой отраслью педагогической науки была:
А) общая педагогика; Б) социальная педагогика;
В) возрастная педагогика; Г) школоведение.
12. Особую группу педагогических наук, изучающую специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп составляет:
А) история педагогики; Б) возрастная педагогика;
В) сравнительная педагогика; Г) социальная педагогика.
13. Автор книги «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»:
А) Н.И. Пирогов; Б) Л.Н. Толстой;
В) К. Д . Ушинский; Г) С.Т. Шацкий.
14. Какая отрасль педагогики занимается анализом, сравнением образования в разных странах мира?
А) история педагогики; Б) педагогика высшей школы;
В) социальная педагогика; Г) сравнительная педагогика.
15. Социальная педагогика – это:
А) наука о воспитании человека;
Б) наука, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние;
В) наука о воспитании и обучении аномальных детей;
Г) наука об образовании аномальных детей.
16. Термин «социальная педагогика» впервые был использован:
А) Я.А.Коменским; Б) Р.Оуэном;
В) А.Дистервегом; Г) Н.Наторпом.
17. Коррекционная педагогика – это:
А) наука о закономерностях обучения и воспитания больных детей;
Б) наука о воспитании и обучении детей с девиантным поведением;
В) наука, изучающая закономерности образования и воспитания лиц с особенностями психофизического развития и отклонениями в поведении;
Г) наука о закономерностях развития аномальных детей.
18. Как называется отрасль педагогики, занимающаяся вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей?
А) логопедия; Б) тифлопедагогика;
В) олигофренопедагогика; Г) сурдопедагогика.
19. Какая наука рассматривает личность в качестве объекта и субъекта обучения, воспитания и развития?
А) философия; Б) психология;
В) педагогика; Г) медицина.
20. Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности – это:
А) личность; Б) индивид;
В) индивидуальность; Г) человек.
21. Выберите утверждения, соответствующие понятию личность:
А) личность – объект и субъект общественных отношений;
Б) личность – это сочетание высокоорганизованного мозга;
В) человек рождается личностью;
Г) личность – существо биологическое.
22. Единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
А) личность; Б) человек;
В) новорожденный; Г) индивид.
23. Объективный процесс внутренних, последовательных количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека называется:
А) формирование; Б) рост;
В) развитие; Г) социализация.
24. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
А) развитие; Б) социализация;
В) формирование; Г) воспитание.
25. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие стадии (этапы) социализации:
А) дотрудовая, трудовая, послетрудовая; Б) ранняя, средняя, поздняя;
В) юношеская, средняя, после трудовая; Г) до трудовая, средняя, поздняя.
26. Движущими силами развития личности являются:
А) внутренние и внешние противоречия; Б) потребности общества;
В) потребности личности; Г) противоречия между личностью и обществом.
27. К генеральным факторам развития личности относятся:
А) воспитание, образование; Б) среда, наследственность, воспитание;
В) способности, задатки, наследственность; Г) темперамент, способности, характер.
28. Совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, называют:
А) наследственность; Б) способности;
В) индивидуальность; Г) задатки.
29. Как называются возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны:
А) неравномерными; Б) устойчивыми;
В) непропорциональными; Г) сензитивными.
30. Природные особенности человека, потенциальные условия формирования способностей называются:
А) задатки; Б) индивидуальность;
В) наследственность; Г) талант.