Тема: Развитие, социализация и воспитание личности.

Тема: Развитие, социализация и воспитание личности.

Вопросы:

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

3. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.

4. Движущие силы и основные закономерности развития личности.

5. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: М., 2004 г.

2. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. / Мн., 2003.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс, М. 2003 г. Кн.1.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций, М., 2001.

5. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

Дополнительная литература:

1. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.

2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

4. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Следует различать понятие «развитие», формирование и «социализация» личности.

Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное. В развитии, свойственном человеку, выделяют 2 пути: филогенез и онтогенез.

Пути развития личности

филогенез (историческое развитие человека) – исторический путь, проделанный человеком в определенный период;

онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида) – путь развития отдельного индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления до высшего расцвета (акме) и угасания.

В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этого понятия.

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Таким образом, развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Биологическое развитие связано с изменениями:

– морфологическими (роста, веса, объема);

– биохимическими (состава крови, костей, мышц);

– физиологическими (пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания.

Социальное развитие связано с изменениями:

– психическими (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера);

– духовными (нравственным становлением, изменением сознания);

– интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).

Обычно, если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин – «развитие», если нравственное, духовное – термин «формирование».

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Формирование личности –это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития.

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исклю­чительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятель­ности. При этом развитие не сводится к простому накоплению коли­чественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качест­венные преобразования физических, психических и духовных характерис­тик личности.

Индивидуальность – особенное, самобытное свойственное данному индивиду, природное и социальное своеобразие (выражается в интересах, жизненном смысле).

Индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают

Тема: Развитие, социализация и воспитание личности.

Вопросы:

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

3. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.

4. Движущие силы и основные закономерности развития личности.

5. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: М., 2004 г.

2. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. / Мн., 2003.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс, М. 2003 г. Кн.1.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций, М., 2001.

5. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

Дополнительная литература:

1. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.

2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

4. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

Наши рекомендации