Процесс формирования орфографического навыка
Среди многих проблем, возникающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Говорить о том, что выпускники начальной школы должны грамотно писать ˗ значит доказывать очевидное. Считается общепризнанным, что главная задача школьного курса русского языка ˗ становление правописного навыка, умение свободно и грамотно писать и говорить, создавать собственный текст и адекватно воспринимать чужой. В любом случае, орфографическая подготовка ˗ важнейший компонент общего языкового и речевого развития, ее успешность определяется овладением системой языка [6].
Невысокий уровень орфографической грамотности школьников ˗ факт общеизвестный, и это не может не вызывать тревоги. Решение данной проблемы важно еще и потому, что она не замыкается на самой себе: активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.
Методика преподавания русского языка, предлагая эффективные методы обучения правописанию, опирается на данные смежных наук (психологии, дидактики, лингвистики).
В методике орфографии психологические проблемы нашли наиболее яркое отражение: психология учитывает особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, помогает решить, какими методами, приемами, упражнениями развивать способности учащихся, дает представление и о психофизиологической основе умений и навыков.
На осуществлении тесной связи методики обучения русскому языку с психологией и педагогикой настаивали такие известные методисты, как
П.О. Афанасьев, Е.А. Баринова, Н.П. Каноныкин, Н.С. Поздняков,
А.В. Текучев, М.Т. Баранов, Н.Н. Алгазина и другие. В настоящее время их точку зрения разделяют Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.М. Разумовская,
Г.Г. Граник и другие.
Суть научных споров, которые начались в середине XIX века и продолжаются до наших дней, сводится к выявлению механизмов грамотного письма. Что же формирует грамотность?
Создание рациональной методики правописания в целом, а также обоснование практической значимости отдельных орфографических упражнений требует опоры на психологию усвоения знаний, формирования правописных умений и навыков [7].
Что понимается нами под термином «письмо» вообще и термином «грамотное письмо» в частности, и какое место, принадлежит орфографии в рамках данного термина?
Современные научные теории рассматривают письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности, успешность формирования которой у детей зависит от состояния и уровня развития устной речи, являющейся своего рода предшествующей, подготовительной базой по отношению к письменной речи.
По мнению известных психологов, письменная речь наиболее важна в процессе закрепления и передачи знаний, в интеллектуальном развитии человека: Л. С. Выготский считал письменную речь «алгеброй речи», поскольку она вводит ребенка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым прежде сложившуюся систему устной речи.
То же отмечает А.Р. Лурия, называя письменную речь «новым и мощным орудием мышления, имеющим нередко значительно большие возможности, чем устная речь».
Формирование письменной речи означает для ребенка овладение особой и чрезвычайно сложной символической системой знаков. Письмо ˗ это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстоянии [8].
В литературе о буквенном письме приняты следующие основные термины: письмо, правописание, орфография, графика, пунктуация – которые, как и многие другие лингвистические термины (например, грамматика, морфология, орфоэпия и т.п.), характеризуются регулярной многозначностью: с одной стороны они означают правила получения общепринятой буквенной записи, а с другой ˗ учение об этих правилах.
Термин «письмо» чаще всего используется в максимально широком значении «совокупность правил пользования всеми графическими средствами языка, как буквами, так и не буквенными знаками» (письмо-1).
Термины «правописание» и «орфография» являются полными синонимами; ввиду большей употребительности термина орфография, а также ввиду удобства образования от него производных терминов мы будем пользоваться именно им. Термин орфография в русской лингвистической традиции имеет три значения.
Орфография в самом широком значении (орфография-1) является синонимом термина письмо. Так, Н.Ф. Яковлев пишет, что «совокупность всех средств, организующих графическую сторону письменной речи, можно назвать орфографией в широком смысле этого слова (включая пунктуацию, разбивку набора, алфавит)».
У термина орфография есть и другое, более узкое значение (орфография-2), в котором этот термин противопоставлен пунктуации: «совокупность правил пользования буквенными знаками языка». В том же значении, что и «орфография-2», используется иногда термин письмо (письмо-2).
И наконец, термин «орфография» имеет самое узкое значение (орфо-графия-3), в котором она противопоставляется графике. «Орфография в собственном смысле слова, ˗ пишет Л.В. Щерба, ˗ это правила написания конкретных слов данного языка, в то время как «графика» ˗ это способы изображения фонем данного языка совершенно независимо от того, как пишутся те или иные конкретные слова».
Современная письменная речь носит алфабетический характер, то есть звуки устной речи обозначаются определенными буквами [9].
Аналогичную динамику проходит письменная речь при овладении ею ребенком.
Развитие навыка письма начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что жест является письмом в воздухе, а письменный знак является просто закрепленным жестом.
Л.С. Цветкова считает, что овладение письмом предполагает усвоение графических образов буквенных знаков и умение соотносить их оптические представления с соответствующими акустическими и речедвигательными характеристиками. А.Р. Лурия писал, что для ребенка в период обучения грамоте возрастает значимость сформировавшегося взаимодействия различных анализаторов, так как в основе усвоения большинства учебных навыков лежат процессы соотнесения, сравнения, объединения перцептивных стимулов разных модальностей.
Описание орфографической теории существенным образом зависит от решения вопроса о том, как соотносятся понятия: язык, звучащая речь, письменная речь. Мы исходим из того, что устная, звучащая речь (речь, доступная слуховому восприятию) и речь письменная (доступная зрительному восприятию) являются двумя формами существования языка, что язык являет себя именно в этих двух разновидностях речи. Отношения между минимальными незнаковыми единицами языка, устной и письменной речи можно представить такой схемой: звук ˗ фонема ˗ буква.
При нефонологическом подходе к описанию орфографии исследователи исходят из того, что письменная речь непосредственно соотносится с устной, что письмо есть средство передачи звучащей речи, и считают законами орфографии правила, устанавливающие соответствия между буквами и звуками, правила передачи на письме звуков (или звукотипов) речи.
Обобщая выше сказанное, для успешного формирования орфографического навыка необходимо наличие у ребенка достаточного уровня развития устной речи, что позволит ребенку овладеть всеми графическими средствами языка.