Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..........................3

1 Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками......................................................................................................................................6

1.1 Процесс формирования орфографического навыка………………………………………….6

1.2 Работы над орфографическим правилом…………………………………………………….10

1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста…………..19

2 Методика работы по формированию правильного письма…………………………………...26

2.1 Приемы работы над орфограммой…………………………………………………………....26

2.2 Развитие орфографической зоркости у младших школьников……………………………..29

2.3 Упражнения, развивающие орфографическую зоркость у младших школьников………..34

Заключение………………………………………………………………………………………....37

Список использованных источников…..………………………………………………………....39

Введение

В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном «правилосообразном» действии, предполагающем знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма. Немало учащихся, хорошо знающих правила, умеющих их применять при выполнении орфографических упражнений и все-таки допускающих ошибки на те же правила при самостоятельном письме. Вместе с тем не так уж редко встречаются ученики, которые пишут достаточно грамотно, не зная никаких правил или не пользуясь ими [1].

Прежде всего, следует отметить, что ничего природного в «природной» грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности. В 60-ых годах лаборатория РО (Репкин В.В., Репкина Г.В.) специально исследовала и установила, что эти две группы отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. У детей с низкой грамотностью никаких признаков орфографической ориентировки в тексте не обнаружено [2].

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка ˗ одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма.

Как научить ребенка грамотно писать? Почему часто обнаруживается несоответствие между хорошим знанием детьми орфографических правил и безграмотностью их творческих работ? Каковы способы усвоения орфографии в начальной школе? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Такие вопросы встают перед каждым учителем, стремящимся добиться орфографической грамотности своих учеников. Сил и времени на формирование у школьников орфографических навыков тратится много, но результат не всегда удовлетворителен [3].

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Объект исследования: орфографически правильное письмо.

Предмет исследования: методика формирования орфографически правильного письма у младших школьников.

Цель: изучить формирование орфографически правильного письма у младших школьников.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

˗ проанализировать литературу по данной проблеме;

˗ раскрыть определение орфографически правильное письмо;

˗ осветить психолого-педагогические особенности младших школьников;

˗ рассмотреть методику формирования орфографически правильного письма у младших школьников;

˗ выявить рекомендации по формированию орфографически правильного письма у младших школьников.

Для решения поставленных задач использованы следующие научно - исследовательские методы:

а) лингвистические (описательный, функциональный);

б) методические.

Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А.М Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Р.Ф. Иванова).

Научная новизна исследования заключается в том, что по-новому интерпретированы методические приемы изучения орфографии.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методической системы формирования орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Заключение

Итак, проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их учеников остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников. В чем искать выход из такого положения? Конечно же, не в том, чтобы работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, т. е. не только в использовании более эффективных приемов работы, но, прежде всего, в укреплении той базы, на которой строится эта работа.

Анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме формирования орфографической зоркости позволяет сделать вывод о высоких требованиях, предъявляемых к развитию орфографической зоркости на уроках русского языка и об отсутствии должного к ней внимания в школьной практике.

В традиционных учебниках «Русский язык» недостаточно представлены упражнения, направленные на обнаружение орфограмм. Методика обучения орфографии в начальной школе не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.

Основной прием усвоения безударности ˗ одного из опознавательных признаков орфограмм данного типа - постановка ударения. Поэтому, начиная с 1-го года обучения, постоянно должны проводиться разнообразные упражнения на нахождение ударных и безударных гласных.

По мере выработки умения находить безударные гласные становится возможным ознакомление первоклассников с наличием опасности на месте безударного звука и формирование первых представлений об орфограмме как написании, которое не устанавливается на слух.

При переходе во 2 классе (система 1 - 4) к изучению правил правописания безударных гласных на морфологическом уровне становится возможным вооружение учащихся знанием других опознавательных признаков ˗ места в слове (морфемы) и принадлежности к определенной части речи. Для формирования соответствующих умений и доведения их до автоматизма должна использоваться система упражнений учебника, дополненная упражнениями развивающего характера.

Специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы, таких, как: письмо с пропусками орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое и цифровое обозначение орфограмм; а также применения дидактических средств: таблицы орфограмм, опор - карточек орфограмм, тренажера, различного рода алгоритмов, памяток и др.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, обязательно даст положительные результаты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..........................3

1 Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками......................................................................................................................................6

1.1 Процесс формирования орфографического навыка………………………………………….6

1.2 Работы над орфографическим правилом…………………………………………………….10

1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста…………..19

2 Методика работы по формированию правильного письма…………………………………...26

2.1 Приемы работы над орфограммой…………………………………………………………....26

2.2 Развитие орфографической зоркости у младших школьников……………………………..29

2.3 Упражнения, развивающие орфографическую зоркость у младших школьников………..34

Заключение………………………………………………………………………………………....37

Список использованных источников…..………………………………………………………....39

Введение

В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном «правилосообразном» действии, предполагающем знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма. Немало учащихся, хорошо знающих правила, умеющих их применять при выполнении орфографических упражнений и все-таки допускающих ошибки на те же правила при самостоятельном письме. Вместе с тем не так уж редко встречаются ученики, которые пишут достаточно грамотно, не зная никаких правил или не пользуясь ими [1].

Прежде всего, следует отметить, что ничего природного в «природной» грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности. В 60-ых годах лаборатория РО (Репкин В.В., Репкина Г.В.) специально исследовала и установила, что эти две группы отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. У детей с низкой грамотностью никаких признаков орфографической ориентировки в тексте не обнаружено [2].

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка ˗ одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма.

Как научить ребенка грамотно писать? Почему часто обнаруживается несоответствие между хорошим знанием детьми орфографических правил и безграмотностью их творческих работ? Каковы способы усвоения орфографии в начальной школе? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Такие вопросы встают перед каждым учителем, стремящимся добиться орфографической грамотности своих учеников. Сил и времени на формирование у школьников орфографических навыков тратится много, но результат не всегда удовлетворителен [3].

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Объект исследования: орфографически правильное письмо.

Предмет исследования: методика формирования орфографически правильного письма у младших школьников.

Цель: изучить формирование орфографически правильного письма у младших школьников.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

˗ проанализировать литературу по данной проблеме;

˗ раскрыть определение орфографически правильное письмо;

˗ осветить психолого-педагогические особенности младших школьников;

˗ рассмотреть методику формирования орфографически правильного письма у младших школьников;

˗ выявить рекомендации по формированию орфографически правильного письма у младших школьников.

Для решения поставленных задач использованы следующие научно - исследовательские методы:

а) лингвистические (описательный, функциональный);

б) методические.

Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А.М Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Р.Ф. Иванова).

Научная новизна исследования заключается в том, что по-новому интерпретированы методические приемы изучения орфографии.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методической системы формирования орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками

Наши рекомендации