Схема анализа занятия в рамках ФГОС

1. Общие сведения

1. Тема занятия.

2. Дата и место его проведения. Кто проводит?

3. Группа.

4. Цель занятия:

· на решение каких задач и формирование каких качеств личности воспитанников рассчитано данное занятие;

· как реализуется конкретность и реалистичность цели (с точки зрения достаточности времени на её выполнение, соответствия подготовленности детей к её решению, на предыдущих занятиях, возможностям и способностям детей);

· как реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии.

5. Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности:

· соответствие занятия общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

· реализация комплексно – тематического принципа (тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы);

· в ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

Наблюдение за ходом занятия

Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности?

Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?

Какие знания приобрели воспитанники в ходе занятия:

какие социальные установки формировались у воспитанников, к какой общественно - полезной деятельности побуждало их занятие;

какие жизненно важные ценности формировались.

Контролируемость занятия:

· как реализуется возможность оценить промежуточные и конечные результаты;

· какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию работы;

· каких результатов достигли.

Как сказалось проведенное занятие на формирование общественного мнения группы и отдельных воспитанников на их взаимоотношениях:

· каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности;

Каково его воздействие на отдельных воспитанников:

· эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;

· этика труда, художественная деятельность;

· эстетика поведения.

Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в группы.

Анализ деятельности воспитателя

Какие черты характера воспитателя способствовали проведению эффективной работы с воспитанниками, какие, наоборот, мешали:

· педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъективности;

· педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей;

Какие педагогические способности проявлялись при проведении эффективной работы с воспитанниками?

· педагог учитывает особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент);

· педагог «видит» каждого ребёнка: помогает, стимулирует, поощряет;

Задание 17.

ПК 3.4. Анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения.

Подготовить самоанализ занятия по методике развития речи, проведенного на практике в ДОУ по предложенной схеме.

Анализ занятия (самоанализ)

Занятие______________________________________________________________________

Задачи:_______________________________________________________________________

Возрастная группа_____________________________________________________________

Воспитатель (специалист)_______________________________________________________

Дата проведения_____________________ Количество детей__________________________

№ п/п   Критерии анализа     Уровни оценок
Высокий Средний Низкий
1. Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей      
2. Познавательный эффект занятия (наличие элементов нового)      
3. Развитие мыслительной деятельности детей на занятии (обеспечение усилий и напряжение мысли ребенка, наличие поисковых ситуаций)      
Развитие психических процессов у детей      
  - речь      
  - внимание      
  - память      
  - мышление      
5. Воспитательная ценность занятия (развитие ребенка)      
6. Выполнение гигиенических требований к организации всего занятия      
  - помещения      
  - одежда      
  - оборудование      
7. Эстетика занятия:      
  - внешний вид детей;      
  - внешний вид специалиста;      
  - интерьер помещения;      
  - эстетичность используемого оборудова­ния      
8. Использование наглядных пособий      
- их качество;      
- разнообразие;      
  - целесообразность применения.      
9. Продуманность построения занятия      
  -мотивация;      
  -части занятия, их взаимосвязь;      
  рациональность смены видов деятельности на занятии;      
  -профилактика утомления (наличие физкультурной паузы).      
10. Разнообразие методов и приемов      
  - соответствие приемов развитию детей, требованиям методики данной программы      
  -приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (владение педагогом организацией детского коллектива);      
  -приемы обеспечения эмоциональности занятия, поддержание интереса детей;      
  -приемы преподнесения новых знаний с опорой на имеющийся опыт детей;      
  -приемы активизации самостоятельного мышления детей;      
11. Речь педагога      
  - грамотность;      
  - доступность;      
  - логичность;      
  - эмоциональность.      
12. Педагогический такт специалиста      
13. Индивидуальная работа с детьми с учетом индивидуальных особенностей развития      
14. Качество выполнения заданий (работ) детьми      
15. Поведение детей на занятии      
  - дисциплинированность;      
  - организованность.      
16. Развитие навыков учебной (мыслительной) деятельности (умение слушать и слышать, смотреть и видеть и принимать задание)      
17. Подведение итога занятия      
18. Анализ детьми выполненных заданий (как оценивают полученный результат: радуются, любуются, проявляют равнодушие)      
ИТОГО  
               

Примечание. В графе «уровни оценок» ставить значок «+»,если критерий анализа соответствует уровню оценки.

Выводы по занятию________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО наблюдателя __________________________________________________________


Должность____________________________________________________________________

Дата «____»____________20___г. Подпись

Задание 18

ПК 3.4. Анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения.

Подобрать к занятию по развитию речи: «Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством сочинения сказки» средства, методы, приемы, определить содержание, поставить цель (на примере методики Дж. Родари, «перевирание сказки»)

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка...

- Не Желтая, а Красная!

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и...

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит, сходи-ка к тете Розине

и отнеси ей...

- К бабушке она ей велела сходить, а не к тете...- продолжи.

Задание 19

ПК 3.4. Анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения.

Охарактеризуйте занятие по методике развития речи в старшей группе по формированию грамматического строя речи у дошкольников. Определите основные направления по формированию грамматического строя речи у дошкольников. Приведите примеры.

Задание 20

ПК 3.4. Анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения.

Раскройте особенности овладения детьми морфологической (синтаксической) стороны речи. Определите основные методы и средства обучения. Приведите пример.

Задание 21

ПК 3.5. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом: назовите их.

Задание 22

ПК 3.5. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений: перечислите их…

Задание 23

ПК 3.5. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую. Перечислите, что относится к обязательной документации и рекомендуемой.

Задание 24

ПК 3.5. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

Составьте алгоритм календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Задание 25

ПК 3.5. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

Перечислите основные «необходимости» каждого дня, приведите пример на ясельной группе.

Наши рекомендации