Игры с природными материалами
Педагогические ориентиры:
– стимулировать стремление детей действовать вместе со сверстни- ками и наблюдать за преобразованием природных материалов, получать удовольствие от игры с ними;
– продолжать знакомить детей с природными материалами и их свойствами (вода, снег, вода с мыльной пеной, песок сыпучий, сухой, мок- рый, каштаны гладкие, шишки колючие, желуди гладкие, овальные и т. п.); побуждать детей к экспериментированию с природными материалами, со- блюдая меры безопасности и гигиены;
– формировать у детей умение адекватно, бережно и осторожно действовать с природными материалами;
– развивать у детей орудийные действия, требующие понимания свойств материала и логики осуществляемых действий;
– стимулировать чувствительность кожи, активизировать кровоток, тренировать мышцы рук детей;
– развивать координацию движений обеих рук со зрительным про- слеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вклады- вание и т. п.);
– обогащать антонимический словарь детей в процессе ознакомле- ния с физическими свойствами материалов: мокрый ― сухой (песок), лег- кий ― тяжелый, большой ― маленький (комок песка), тает — не тает (снег),подходить (к столу с песком) — отходить (от стола с песком), в песке (воде) — на песке (воде) и т. п.;
– стимулировать речевую активность детей в процессе игр с при- родными материалами.
Основное содержание
Игры на уточнение представлений детей о свойствах мокрого и сухого песка, о том, из какого песка можно лепить и строить (куличики, объемные фигуры, дома и др.), а из какого нельзя. Конструктивные игры- экспериментирования на плоскости песка (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Конструирование»).
Практические действия с песком в столе-ванне: игры на развитие так- тильной чувствительности, барического чувства, формирование количе- ственных представлений (интеграция с образовательной областью «По- знавательное развитие» — раздел «Элементарные математические пред- ставления).
Разыгрывание с детьми ситуаций по сказкам, стихотворениям, потеш- кам в песочном ящике с применением объемных и плоскостных фигурок, природного материала и т. п.(интеграция с образовательной областью
«Речевое развитие»).
Игры на расширение представлений о свойствах воды с использова- нием стола-ванны, различных бытовых предметов, игрушек, природного материала, полистироловых фигур и т. п.
Игры-экспериментирования с водой(при участии взрослого) типа
«Тонет — не тонет», «Плавающие фигурки» и др. Игры с заводными иг- рушками в воде.
Развитие навыков коллективной деятельности в играх с водой и пес- ком: взаимодействие детей в ходе игр (воспитание вежливости, уступчиво- сти, формирование умения согласовывать свои действия с партнером по игре и т. д.).
Обучение детей самомассажу рук перед играми с водой и песком с использованием различных массажеров, как специальных (мячи, валики, кольца), так и импровизированных (шишки, каштаны, орехи). Подготовка рук к играм: согреть руки в ванночке с теплой водой, затем вытереть их насухо, растереть плотным махровым полотенцем(интеграция с логопеди- ческой работой).
Игры с теплой, холодной, горячей водой (в пределах допустимых температур).
Формирование у детей представлений об особенностях воды: темпе- ратурных характеристиках, значимости воды для жизни животного и рас- тительного мира, изменчивости ее формы в зависимости от формы емко- сти, в которую она наливается (интеграция с образовательной областью
«Познавательное развитие»).
Игры в объемном пространстве емкости (ванна, таз, игрушечный бас- сейн).Игры в двух-трех емкостях разного размера (глубокий, мелкий таз, бутылочки разного размера, стаканы разного объема).
Игры и игровые упражнения с водой и полистироловыми фигурами, которые, будучи смоченными водой, прикрепляются к кафельной или зер- кальной стене. Создание из них плоскостных композиций: картинок, объ- единенных единым сюжетом, одной лексической темой, сюжетом литера- турного произведения, одной композиционной темой, количеством, фор- мой и т. п.(интеграция с логопедической работой и образовательными об- ластями «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Игры с сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутыл- ки, миски, стаканы, кувшины и т. п.): наливать воду в сосуд и выливать ее из него. Формирование представлений о принципе сохранения количества в играх и упражнениях с водой и песком (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные мате- матические представления»).
Формирование представлений об особенностях сухого и мокрого пес- ка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в кото- рую он насыпается или накладывается с помощью вспомогательного предмета (ложка, миска и т. п.).
Сравнение веса одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему ем- кости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее(интеграция с образователь- ной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные ма- тематические представления»).
Обогащение антонимического словаря детей в играх и упражнениях с песком и водой: мокрый ― сухой (песок), легкий ― тяжелый, большой ― маленький (комок песка), много — мало (песка), подходить (к столу с пес- ком) — отходить (от стола с песком), в песке (воде) — на песке (воде) и т. п.
Музыкально-дидактические игры с сыпучими материалами: пересы- пание песка руками, пока играет музыка; сопровождение каждого музы- кального такта определенным действием с природным материалом и т. п. Упражнения на песке под музыку на развитие ритмичных движений двумя руками вместе, одной рукой, поочередных движений правой и левой рука- ми и др. (упражнения типа «Следы»: следы ладошек на песке, следы паль- цев обеих рук / одной руки на песке и др.) (интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Музы- ка»).