Конструктивные игры и конструирование

Младший дошкольный возраст ― время интенсивного сенсорного развития ребенка, в том числе и ребенка с речевыми нарушениями. В этот период дети приобретают сенсорный опыт, необходимый для овладения всеми видами деятельности и представлениями об окружающей мире. Це- ленаправленное формирование сенсорного опыта детей с ТНР на первой ступени обучения значимо для дальнейшего познавательного развития де- тей.

Работа по сенсорному развитию носит комплексный и непрерывный характер. Она осуществляется в процессе организованных и самостоятель- ных игр детей с игрушками, природными и рукотворными предметами и материалами, в повседневной жизни в непосредственном общении с ре- бенком. Особое место в ней занимают специально организованные игро- вые занятия, основанные на использовании развивающих возможностей дидактических и конструктивных игр и направленные на уточнение и си-

стематизацию сенсорного опыта ребенка, развитие сенсорно- перцептивных действий, способности воспринимать и моделировать про- странственные, временные и количественные отношения.

На первой ступени обучения коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР имеет целью прежде всего уточнение и расширение сенсо- моторного опыта детей, формирование системы обследовательских дей- ствий, а также познавательных установок «Что это?», «Какой он?». В сов- местной со взрослыми и самостоятельной деятельности дети с помощью различных анализаторов начинают выделять основные признаки предме- тов, дифференцировать их, соотносить со словом. Это необходимое усло- вие формирования целостных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Внимание детей привлекается к функциональным и пространствен- ным свойствам окружающих предметов (форме, отношениям по величине и расположению) и цвету. Они обучаются действовать, учитывая эти свой- ства, сравнивать объекты по этим признакам, находить сходство и разли- чие, объединять в группы.

Одновременно у детей формируются первые практические ориенти- ровочные действия («поисковая», результативная проба, практическое примеривание), умение пользоваться указательным и соотносящим жеста- ми в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, си- стема «взгляд ― рука (руки)».

Такой комплексный подход к формированию способов восприятия приводит к возникновению очень важной для познавательного развития ребенка сенсорно-перцептивной способности. Он также способствует раз- витию концентрации внимания, умения сосредоточится на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию устойчивость и произ- вольность.

Конструктивная деятельность детей способствует обогащению их сенсорного опыта, формированию у них первичных представлений о при- знаках цвета, формы, величины, строения объектов действительности, рас- положения в пространстве их элементов по отношению друг к другу, а также практическое использование этих свойств в создаваемых моделях реальных объектов.

Конструктивные игры с детьми с ТНР и обучение их конструирова- нию имеет целью решение широкого спектра коррекционно-развивающих задач, в том числе их речевое развитие. В ходе занятий с различным кон- структивным материалом:

- обогащается сенсомоторный опыт детей;

- развивается их анализирующее восприятие;

- формируются представления о предметах окружающей действи- тельности и их пространственных свойствах;

- совершенствуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

- формируются система «взгляд — рука»;

- серийность и произвольность движений;

- происходит развитие словесной регуляции действий в виде сло- весного отчета и объяснительно-сопровождающей речи с использованием вербальных и невербальных средств общения;

- развиваются контрольные функции детей.

Конструктивные игры и игровые занятия по конструированию с деть- ми проводит воспитатель.

Конструктивные игры и собственно конструктивная деятельность на этой ступени обучения широко используются не только на специально ор- ганизованных занятиях, но и в процессе совместной деятельности взросло- го с детьми по различным образовательным областям, в ходе психокоррек- ционной работы, которую осуществляет педагог-психолог.

Содержание данного направления образовательной области «Познава- тельное развитие» тесно связано с логопедической работой, прежде всего:

- с формированием предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи детей;

- с развитием импрессивной речи;

- с формированием слухозрительного и слухомоторного взаимодей- ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур;

- с развитием произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

Конструктивный, природный (песок, плоды, камешки, ракушки и др.) и рукотворный (строительные деревянные конструкторы, конструктор Lego-duplo, крупная мозаика, сборно-разборные игрушки, разрезные кар- тинки, пазлы, мягкий модульный материал и др.) материал активно ис- пользуется для развития движений кистей рук и совершенствования межа- нализаторного взаимодействия зрительного, слухового и тактильного ана- лизаторов.

В конструктивных играх у детей формируется кинетическая основа движений пальцев рук. Элементы конструирования включаются также в подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия с детьми.

В групповой комнате, в кабинете педагога-психолога необходимо иметь в достаточном количестве и ассортименте различный строительный материал, конструктивные игры, полифункциональные мягкие модули, природный материал и применять их с учетом особенностей психофизиче- ского и речевого развития детей. При этом одна часть оборудования и ма- териалов применяется для проведения занятий, а другая находится в рас- поряжении детей, которые по желанию могут использовать его для сво- бодных игр и занятий вместе со взрослыми и самостоятельно.

Педагогические ориентиры:

– знакомить детей с различными конструктивными материалами;

– стимулировать интерес детей к материалам, к процессу и резуль- тату конструктивной деятельности;

– стремиться заинтересовать детей созданием построек и вызвать у них радостное восприятие достигнутого результата;

– учить детей включать готовые постройки в игру;

– обучать детей созданию конструкции на основе анализа простей- шего образца, по представлению;

– учить детей адекватно реагировать на разрушение конструкций, объясняя, почему и как можно их восстановить;

– учить детей использовать элементы строительных наборов в каче- стве предметов-заместителей;

– формировать пространственно-величинные представления (вперед

— назад, впереди — сзади, рядом, на и т. п.) в процессе игр с конструктив- ными материалами и игрушками;

– учить детей сравнивать по размеру элементы детских строитель- ных наборов (понимать и употреблять слова: большой — маленький, боль- ше — меньше, одинаковый, длинный — короткий и т. п.);

– учить детей группировать строительные детали, элементы кон- структора по форме и цвету (красный, желтый) по образцу;

– учить детей действовать двумя руками (одной удерживать по- стройку, другой — устанавливать дополнительные элементы);

– развивать у детей систему «взгляд — рука» (прослеживание взглядом движений рук);

– формировать навык элементарной кооперативной деятельности детей в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые по- стройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрос- лого;

– использовать в индивидуальных случаях действия по подражанию и совместные действия, если ребенок не может создать конструкцию на основе образца.

Основное содержание

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде.Знакомство детей с дидактическими сборно- разборными игрушками и детским строительным материалом. Выбор каж- дым ребенком наиболее интересных конструкторов и сборно-разборных игрушек для конструирования (пирамидки, матрешки, деревянные, пласт- массовые и другие строительные наборы). Выполнение постройки: дети наблюдают, затем привлекаются к совместной деятельности. Организация

игр с конструктивными материалами с малыми группами детей (совмест- но: учитель-логопед, воспитатель и другие взрослые) (интеграция с лого- педической работой).

Знакомство детей с местом расположения сборно-разборных игрушек, дидактическими столами, настольными и напольными конструкторами. Совместное с детьми рассматривание постройки из строительного матери- ала, выполненной взрослыми, побуждение детей называть (показывать) конструкции. Организация совместного с детьми взаимодействия с раз- личными конструктивными материалами. Показ детям действий со строи- тельным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактиче- ской игрушки из деталей).

Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве.Обучение детей подбору фигуры к образцу (по форме, цвету и величине), используя приемы прикладывания и накладывания (интеграция с логопе- дической работой и разделом «Элементарные математические представ- ления»).

В совместных играх и упражнениях обучение детей группировке эле- ментов строительных наборов (кубиков, брусков, треугольных призм) по двум-трем образцам и соотнесению их с плоскостными фигурами (инте- грация с разделом «Элементарные математические представления»).

Игры и упражнения, в которых детям необходимо узнать целый пред- мет по его фрагментам. В совместных играх и упражнениях обучение де- тей способам узнавания целого предмета по его фрагментам.

В процессе конструирования из крупного и мелкого строительного материала, мозаики, разрезных картинок, сборно-разборных игрушек раз- витие пространственных представлений детей (вверх — вниз, вперед — назад и т. п.).

Игры и игровые упражнения на развитие наблюдательности, памяти, внимания: перемещение двух-четырех объемных или плоскостных элемен- тов относительно друг друга (интеграция с логопедической работой, пси- хокоррекционной работой).

Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, треугольных призм) по двум-трем образцам, обучение детей умению соотносить их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).

В совместных играх обучение детей анализировать и передавать в по- стройках взаимное расположение частей предмета.

В конструктивных и дидактических играх учить детей соотносить ча- сти конструкции с частями игрушки или конструкции-образца.

В коллективных играх и упражнениях развивать умения детей груп- пировать элементы строительных наборов (кубики, бруски, пластины, тре- угольные призмы) по двум-четырем образцам, соотносить их с плоскост-

ными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).

Уточнение представлений детей о пространственном расположении (вверх — вниз, вперед — назад и т. п.) частей конструкций, предлагая им одноименные постройки из различного конструктивного материала (круп- ный и мелкий строительный материал, мозаику, разрезные картинки, сбор- но-разборные игрушки).

Игры со строительными материалами и дидактическими игруш- ками (сборно-разборными, мозаикой, палочками).Воспроизведение детьми по подражанию, а затем по образцу комбинаций из двух-четырех элементов полифункционального мягкого модульного материала или дере- вянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, дом, скамейка, мостик и т. п.). Вместе с детьми обыгрывание постройки (сюжет предлагает взрослый). Стимулиро- вание желание детей использовать эти конструкции для игр с образными игрушками (при необходимости образец дает взрослый).

Организация совместных с детьми игр со сборно-разборными игруш- ками (разобрать целое на части, собрать части в целое), с разрезными кар- тинками, на которых изображены эти же игрушки (картинки разрезаны в соответствии с разборными частями игрушек). Расширение ассортимента сборно-разборных игрушек, разрезных картинок, предлагаемых детям для игр (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).

Складывание разрезных картинок из двух-четырех частей с использо- ванием приема накладывания на образец и по образцу (игрушки, овощи, фрукты, знакомые животные). Подбор к составленным разрезным картин- кам соответствующих игрушек и предметов по словесной просьбе взросло- го. Называние предметов и картинок, используя доступные вербальные и невербальные средства общения (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Игры с вырубными сюжетными картинками (вырублены две-четыре части круглой, квадратной формы) (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).

Складывание целого изображения из иллюстрированных кубиков (че- тыре кубика).

Дополнение детьми готовых рисунков различными элементами, например, разложить окна и двери на контурах зданий.

Обучение детей конструированию плоскостных изображений предме- тов, геометрических фигур из палочек (по подражанию и образцу): дом, солнышко, заборчик, ворота и т. п. (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).

В играх и игровых упражнениях с водой и различными полистироло- выми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной

стене, создание плоскостных конструкций (домик, елка и т.п.) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» - раздел «Игра»).

Конструирование.Выполнение простых построек (башня, заборчик, дорожки, скамеечки) по образцу после его предварительного анализа с ис- пользованием вербальных и невербальных средств общения: выделение основных частей постройки, определение необходимых строительных эле- ментов (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).

Постройка двух-трех объектов после их предварительного анализа (по образцу, по словесной инструкции, а при необходимости и по подража- нию): гараж, ворота, забор, мебель для кукол и т. п. Обучение детей пере- носить полученные навыки в новые условия (создание знакомых построек из нового для детей строительного материала). Включение в конструктив- ные игры создание знакомых построек с незначительным изменением кон- струкции из нового для детей строительного материала. Вместе с детьми обыгрывание построек (интеграция с образовательной областью «Соци- ально-коммуникативное развитие» —раздел «Игра»).

Конструирование плоскостных изображений предметов, используя плоскостной конструктор, специально изготовленные картонные фигуры (круги, квадраты, треугольники), бельевые прищепки различного размера и цвета: например, солнышко (желтый круг и лучики-прищепки), дом (квадрат и треугольник, труба — прищепка) (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).

Обыгрывание постройки сначала вместе со взрослым, а затем само- стоятельно.

После предварительного анализа образца (основные части постройки, необходимые строительные материалы), который проводится под руковод- ством взрослого, выполнение детьми простых построек (по образцу) с ис- пользованием при этом вербальных и невербальных средств общения (ин- теграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социаль- но-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).

В совместных с детьми играх создание знакомых детям объектов из конструкторов Lego, «Самоделкин-строитель», «Самоделкин-семья» и др. (с помощью взрослого, а затем самостоятельно).

Вместе с детьми конструирование объектов из тематических кон- структоров и мозаик.

Уточнение понимания и (по возможности) использования детьми в речи: конкретных и обобщающих существительных и глаголов (в соответ- ствии с тематикой конструирования); прилагательных: качественных (одинаковые, разные, круглые, квадратные), в сравнительной степени (больший, меньший); указательных местоимений (этот, тот, такой); наречий: количественных (много, мало, еще), обстоятельственных (высоко, низко), в сравнительной степени (больше, меньше); количественных чис-

лительных (один, два, три); предлогов (в, на, за, под, из, у, с, от) (интегра- ция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое раз- витие»).

Наши рекомендации