Игры с природными материалами
Педагогические ориентиры:
– развивать стремление детей действовать вместе со взрослым и сверстниками, наблюдать за изменением природных материалов, получать удовольствие от игры с природными материалами;
– учить детей выражать радость, удовольствие, огорчение, удивле- ние в процессе совместных игр с водой, песком, разнообразными сыпучи- ми веществами, листьями, плодами и т. д.;
– знакомить детей с различными природными материалами и их свойствами (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый; шиш- ки колючие, желуди гладкие) и стремиться вызвать у них элементарный интерес к природным объектам;
– формировать у детей навыки и умения адекватного, бережного и осторожного обращения с природными материалами;
– развивать орудийные действия детей: использование орудий и предметов для достижения цели;
– стимулировать чувствительность кожи, активизировать кровоток, тренировать мышцы рук;
– развивать координацию движений обеих рук со зрительным про- слеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вклады- вание и т. д.);
– развивать пространственно-величинные представления детей о предметах и объектах контрастных размеров: большая шишка — малень- кая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.);
– обогащать антонимический словарь детей в процессе ознакомле- ния с физическими свойствами материалов: мокрый ― сухой (песок), лег- кий ― тяжелый, большой ― маленький (комок песка), много — мало (пес- ка), подходить (к столу с песком) — отходить (от стола с песком);
– стимулировать речевую активность детей во время игр с природ- ными материалами.
Основное содержание
Знакомство детей с водой, песком и другими сыпучими материалами. Объяснение и показ детям, как можно играть с ними в помещении и на улице, какие предметы и орудия можно использовать в играх.
Практические действия с песком в столе-ванне: скатать мокрый песок в комочки (лепка шариков из песка); заполнить мокрым песком формочки, а затем, перевернув их, выложить песок так, чтобы получился куличик; пе- ресыпать песок совком, ложкой или другими предметами из одной емкости в другую; указательными пальчиками сделать углубления в песке, оставить на песке следы от ладошек и т. д.
Игры на ознакомление со свойствами воды с использованием стола- ванны, различных бытовых предметов, игрушек, природного материала. Ознакомительные игры с водой проводятся при участии взрослого: в воду опускают разные предметы, переливают ее из одного кувшина в другой, набрав из ванны и т. п.
Совместные игры детей и взрослых, в ходе которых педагог демон- стрирует образец взаимодействия с водой, учит детей играть так, чтобы не мешать остальным (не обливаться, не брызгаться). Дети играют с теплой, холодной, горячей водой (в пределах допустимых температур) (интегра- ция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Пред- ставления о здоровом образе жизни и гигиене»).
Обучение приемам самомассажа рук перед играми с водой и песком с использованием различных массажеров, как специальных (мячи, валики, кольца), так и импровизированных (шишки, каштаны, орехи). Разогрева- ние рук в ванночке или в тазике с теплой водой, растирание их плотным махровым полотенцем досуха и т. д. (интеграция с логопедической рабо- той).
Формирование у детей представлений об особенностях воды, ее тем- пературных характеристиках, о значимости воды в жизни животных и рас- тений, об изменчивости формы воды в зависимости от формы емкости, в которую ее наливают (интеграция с образовательной областью «Позна- вательное развитие» —разделы «Преставления о себе и об окружающем природном мире», «Элементарные математические представления»).
Игры в объемном пространстве емкости (стол-ванна, таз и др.).
Игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.).
Игры и игровые упражнения с водой и различными полистироловыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций и называния их: предметных картинок, объединенных единым сюжетом, одной лексической темой и т. п. (инте- грация с логопедической работой, образовательными областями «Речевое развитие»,«Познавательное развитие» — раздел «Конструирование»).
Игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассо- вые бутылки, миски, стаканы, кувшины), в которые вода наливается и вы- ливается.
Формирование у детей представлений об особенностях сухого и мок- рого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается с помощью вспомогательного предмета (лопатка, ложка, миска).
Игры на сравнение веса одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объ- ему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью бариче- ского чувства определяют, какая емкость тяжелее (интеграция с образо- вательной областью «Познавательное развитие» — «Элементарные ма- тематические представления»).
Игровые упражнения с использованием песка и воды, направленные на обогащение антонимического словаря детей: мокрый ― сухой (песок), легкий ― тяжелый, большой ― маленький (комок песка), много — мало (песка), подходить (к столу с песком) — отходить (от стола с песком) и т. д. (интеграция с логопедической работой образовательной областью
«Речевое развитие»).
Музыкально-дидактические игры с использованием сыпучих матери- алов (пересыпание песка руками, пока играет музыка; сопровождение каж- дого музыкального такта определенным действием с природным материа- лом и др.) (интеграция с образовательной областью «Художественно- эстетическое развитие» — раздел «Музыка).
Упражнения с природными материалами под музыку (ритмичные движения двумя руками вместе, одной рукой, попеременно правой и левой руками и др.): упражнения типа «Следы на песке» (следы ладоней на пес- ке, следы пальцев рук на песке и др.) (интеграция с образовательной обла- стью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Музыка»).