Введение в педагогическую деятельность.

Пояснительная записка

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Цель дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об общей характеристике профессиональной педагогической деятельности и педагогике как науке.

Задачи дисциплины:

· сформировать у студентов представления и понятия о профессиональной педагогической деятельности учителя и педагогике как науке;

· обеспечить овладение студентами знаниями требований государственного стандарта к личности учителя, познакомить студентов с особенностями подготовки учителя;

· сформировать у будущих учителей умения составлять профессиограмму учителя, уметь составлять индивидуальные программы своего саморазвития.

· сформировать у студентов представление об особенностях научно-педагогического исследования и овладеть его логикой.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Теория обучения является одним из важнейших разделов педагогики.

Содержание курса строится с учетом таких объективных тенденций совершенствования учебного процесса, как гуманизация, демократизация, поиск коллективных форм взаимодействия, связь с жизнью.

В основу изучения положены следующие идеи:

· личностно-гуманистическая ориентация деятельности учителя;

· идея целостности педагогического процесса;

· идея целесообразности и системности действий педагога.

Цель дисциплины:сформировать у студентов представления о сущности процесса обучения, познакомить студентов с основными научно-дидактическими целями и концепцией, сформировать современное педагогическое мышление, собственную педагогическую позицию, основанную на фундаментальных дидактических подходах.

Задачи дисциплины:

· сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях обучения и образования;

· обеспечить овладение студентами знаниями о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах;

· помочь осмыслить механизм влияния процесса обучения, т. е. его целей, содержания, форм, методов и средств обучения на становление личности школьника;

· оказать помощь студентам в выборе дидактических теорий и подходов, которые наиболее полно отвечают запросам и потребностям будущих учителей;

· создать условия для овладения практическими умениями и навыками конструирования процесса обучения в школе;

· научить студентов наблюдать, выявлять и оценивать результат обучения школьников;

обеспечить формирование у студентов умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

Темы лекционных занятий и объем в часах (18 часов)

№ п-п Тема часы
1. Педагогика в системе наук о человеке. 4 ч.
2. Процесс обучения как целостная система 4 ч.
3. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности 4 ч.
4. Формы организации процесса обучения (2 ч.) 2 ч.
5. Современные дидактические концепции и модели организации обучения 2 ч.
6. Контроль результатов обучения 2 ч.
  Итого: 18 ч.

Семинарские занятия, их содержание

Практическое занятие 1.

Тема: Профессиональная деятельность и личность педагога

План:

Практическое занятие 2.

Тема: Исследования в педагогике: нормы и требования

Предварительная подготовка: Используя следующую литературу:

Загвязинский В.И.. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: «Академия». 2001. – 208 с.

Подготовиться по следующим темам:

1. Понятие о методологии педагогики и ее уровни.

2. Философские основания педагогики.

3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.

4. Понятие о логике педагогического исследования.

5. Проблема и тема исследования.

6. Объект и предмет исследования.

7. Цели и задачи исследования.

8. Гипотеза исследования.

9. Этапы практической диагностики.

Самостоятельная работа:

1. Конспектирование статьи (Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. – 2011. - №1. – С 228-232.).

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2010.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.

3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2012.

4. Подласый И.П. Педагогика – М., 2012.

Практическое занятие 3.

Практическое занятие 4.

Практическое занятие 5.

Практическое занятие 6.

Тема: Нормативные документы,
регламентирующие содержание образования

План:

Практическое занятие 7.

Тема: Учебные планы, программы общеобразовательных учреждений РФ

План:

1. Учебные планы, типы и структура учебных планов для школы.

2. Учебные программы школы: типы, принципы построения и структура.

3. Новые подходы к разработке учебных программ для современной школы.

I. Изучение школьных программ, ответы на вопросы.

Провести анализ программы отдельных учебных предметов, курсов (Смотри ФГОС 2-го поколения на примере истории)

Ответьте на вопросы:

а) Какова структура программы?

б) Каково назначение объяснительной записки?

в) Каков принцип построения учебных программ?

г) В чем специфика современных программ?

Практическое занятие 8.

Тема: Школьный учебник

План:

Рекомендации по заполнению «Двойного (двухчастного) дневника»

Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
   

Литература:

1. Даниэльян Я. В. Современные концепции школьного учебника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 37. - http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-shkolnogo-uchebnika.

2. Каптерев П.Ф. О значении учебника при обучении // Избр. пед. соч. - М., 1982.

3. Проблемы школьного учебника // Педагогика, 1999. - № 4. - С. 50-68.

4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2001.

5. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002.

6. Турянская О.Ф. Современный школьный учебник истории как средство развития и воспитания личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-shkolnyy-uchebnik-istorii-kak-sredstvo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti

7. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 10-19.

Практическое занятие 9.

Тема: Методы обучения

План:

Практическое занятие 10.

Тема: Урок – основная форма организации процесса обучения
в современной школе

План:

Практическое занятие 11.

Тема: Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома

План:

Практическое занятие 12.

Тема: Современные дидактические концепции
и модели организации обучения

1. Модели образования.

1. Модель образования как государственно-ведомственной организации.

2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.).

3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.).

4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.).

5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.).

6. Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.).

2. Тенденции развития современных дидактических концепций.

3. Характеристика современных дидактических концепций:

- проблемное обучение;

- программированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- развивающее обучение.

Задание:

1. Законспектируйте одну из моделей образования. Обсудите в группе.

2. Проведите анализ предложенных концепций, по следующим критериям:

- Сильные стороны.

- Слабые стороны.

- Возможности.

- Угрозы.

Литература:

1. Кукушин, В.С. Дидактика (Теория обучения) [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

2. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.

3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2007.

4. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2007.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001.

6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. — М., 1998.

Практическое занятие 13.

Тема: Авторские школы

План:

I. Внеаудиторная самостоятельная подготовка.

1. Понятие авторская школа.

2. Характеристика авторских школ (школа адаптирующей педагогики Ямбурга; модель «Русская школа»; школа самоопределения А.Н. Тубельского; школа-парк М.А. Балабана; агрошкола А.А. Католикова, школа Завтрашнего Дня Д. Ховарда и др.).

Практическое занятие 18.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Педагогическое управление развитием познавательной активности учащихся в процессе обучения.

2. Функции процесса обучения.

3. Реализация на уроке системы дидактических принципов.

4. Основные направления реализации принципов научности и доступности в процессе обучения.

5. Дидактические условия осуществления принципа наглядности в процессе обучения.

6. Дидактические условия формирования осознанных знаний.

7. Методы обучения учащихся работе с учебником.

8. Способы организации групповых видов учебной работы на уроке.

9. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках.

10. Методы проблемного обучения.

11. Построение проблемного изложения учебного материала.

12. Дидактическая игра как метод развивающего обучения.

13. Развивающее обучение: сущность, плюсы и минусы.

14. Педагогический контроль успеваемости учащихся как способ регуляции учебной деятельности и стимулирования познавательной активности.

15. Дидактическая система работы с одаренными детьми.

16. Причины неуспеваемости школьников.

17. Дидактические методов коррекции учебной деятельности учащихся, неуспевающих в процессе обучения.

18. Пути и средства формирования познавательных интересов школьников.

19. Дидактические способы оценивания учебных достижений учащихся.

20. Моделирование проблемных ситуаций в процессе обучения.

21. Способы реализации индивидуально-личностного подхода в процессе обучения.

22. Дифференциация процесса обучения на уроках.

23. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

24. Вербальные методы общения в процессе обучения.

25. Развитие научного мировоззрения в процессе обучения.

26. Личностный подход в процессе обучения.

27. Деятельностный подход в процессе обучения.

28. Новое и традиционное в современном содержании образования.

29. Учебник как основное средство обучения конкретному предмету.

30. Метод проектов: история и современность.

31. Взаимосвязь форм работы учащихся на уроке.

32. Интеграция содержания образования.

Приложение 1.

«Двойные (двухчастные) дневники»

Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
   

Пояснительная записка

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Цель дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об общей характеристике профессиональной педагогической деятельности и педагогике как науке.

Задачи дисциплины:

· сформировать у студентов представления и понятия о профессиональной педагогической деятельности учителя и педагогике как науке;

· обеспечить овладение студентами знаниями требований государственного стандарта к личности учителя, познакомить студентов с особенностями подготовки учителя;

· сформировать у будущих учителей умения составлять профессиограмму учителя, уметь составлять индивидуальные программы своего саморазвития.

· сформировать у студентов представление об особенностях научно-педагогического исследования и овладеть его логикой.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Теория обучения является одним из важнейших разделов педагогики.

Содержание курса строится с учетом таких объективных тенденций совершенствования учебного процесса, как гуманизация, демократизация, поиск коллективных форм взаимодействия, связь с жизнью.

В основу изучения положены следующие идеи:

· личностно-гуманистическая ориентация деятельности учителя;

· идея целостности педагогического процесса;

· идея целесообразности и системности действий педагога.

Цель дисциплины:сформировать у студентов представления о сущности процесса обучения, познакомить студентов с основными научно-дидактическими целями и концепцией, сформировать современное педагогическое мышление, собственную педагогическую позицию, основанную на фундаментальных дидактических подходах.

Задачи дисциплины:

· сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях обучения и образования;

· обеспечить овладение студентами знаниями о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах;

· помочь осмыслить механизм влияния процесса обучения, т. е. его целей, содержания, форм, методов и средств обучения на становление личности школьника;

· оказать помощь студентам в выборе дидактических теорий и подходов, которые наиболее полно отвечают запросам и потребностям будущих учителей;

· создать условия для овладения практическими умениями и навыками конструирования процесса обучения в школе;

· научить студентов наблюдать, выявлять и оценивать результат обучения школьников;

обеспечить формирование у студентов умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

Темы лекционных занятий и объем в часах (18 часов)

№ п-п Тема часы
1. Педагогика в системе наук о человеке. 4 ч.
2. Процесс обучения как целостная система 4 ч.
3. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности 4 ч.
4. Формы организации процесса обучения (2 ч.) 2 ч.
5. Современные дидактические концепции и модели организации обучения 2 ч.
6. Контроль результатов обучения 2 ч.
  Итого: 18 ч.

Семинарские занятия, их содержание

Практическое занятие 1.

Наши рекомендации