Введение в педагогическую деятельность.
Пояснительная записка
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цель дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об общей характеристике профессиональной педагогической деятельности и педагогике как науке.
Задачи дисциплины:
· сформировать у студентов представления и понятия о профессиональной педагогической деятельности учителя и педагогике как науке;
· обеспечить овладение студентами знаниями требований государственного стандарта к личности учителя, познакомить студентов с особенностями подготовки учителя;
· сформировать у будущих учителей умения составлять профессиограмму учителя, уметь составлять индивидуальные программы своего саморазвития.
· сформировать у студентов представление об особенностях научно-педагогического исследования и овладеть его логикой.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Теория обучения является одним из важнейших разделов педагогики.
Содержание курса строится с учетом таких объективных тенденций совершенствования учебного процесса, как гуманизация, демократизация, поиск коллективных форм взаимодействия, связь с жизнью.
В основу изучения положены следующие идеи:
· личностно-гуманистическая ориентация деятельности учителя;
· идея целостности педагогического процесса;
· идея целесообразности и системности действий педагога.
Цель дисциплины:сформировать у студентов представления о сущности процесса обучения, познакомить студентов с основными научно-дидактическими целями и концепцией, сформировать современное педагогическое мышление, собственную педагогическую позицию, основанную на фундаментальных дидактических подходах.
Задачи дисциплины:
· сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях обучения и образования;
· обеспечить овладение студентами знаниями о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах;
· помочь осмыслить механизм влияния процесса обучения, т. е. его целей, содержания, форм, методов и средств обучения на становление личности школьника;
· оказать помощь студентам в выборе дидактических теорий и подходов, которые наиболее полно отвечают запросам и потребностям будущих учителей;
· создать условия для овладения практическими умениями и навыками конструирования процесса обучения в школе;
· научить студентов наблюдать, выявлять и оценивать результат обучения школьников;
обеспечить формирование у студентов умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
Темы лекционных занятий и объем в часах (18 часов)
№ п-п | Тема | часы |
1. | Педагогика в системе наук о человеке. | 4 ч. |
2. | Процесс обучения как целостная система | 4 ч. |
3. | Содержание образования как фундамент базовой культуры личности | 4 ч. |
4. | Формы организации процесса обучения (2 ч.) | 2 ч. |
5. | Современные дидактические концепции и модели организации обучения | 2 ч. |
6. | Контроль результатов обучения | 2 ч. |
Итого: | 18 ч. |
Семинарские занятия, их содержание
Практическое занятие 1.
Тема: Профессиональная деятельность и личность педагога
План:
Практическое занятие 2.
Тема: Исследования в педагогике: нормы и требования
Предварительная подготовка: Используя следующую литературу:
Загвязинский В.И.. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: «Академия». 2001. – 208 с.
Подготовиться по следующим темам:
1. Понятие о методологии педагогики и ее уровни.
2. Философские основания педагогики.
3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
4. Понятие о логике педагогического исследования.
5. Проблема и тема исследования.
6. Объект и предмет исследования.
7. Цели и задачи исследования.
8. Гипотеза исследования.
9. Этапы практической диагностики.
Самостоятельная работа:
1. Конспектирование статьи (Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. – 2011. - №1. – С 228-232.).
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2010.
2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2012.
3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2012.
4. Подласый И.П. Педагогика – М., 2012.
Практическое занятие 3.
Практическое занятие 4.
Практическое занятие 5.
Практическое занятие 6.
Тема: Нормативные документы,
регламентирующие содержание образования
План:
Практическое занятие 7.
Тема: Учебные планы, программы общеобразовательных учреждений РФ
План:
1. Учебные планы, типы и структура учебных планов для школы.
2. Учебные программы школы: типы, принципы построения и структура.
3. Новые подходы к разработке учебных программ для современной школы.
I. Изучение школьных программ, ответы на вопросы.
Провести анализ программы отдельных учебных предметов, курсов (Смотри ФГОС 2-го поколения на примере истории)
Ответьте на вопросы:
а) Какова структура программы?
б) Каково назначение объяснительной записки?
в) Каков принцип построения учебных программ?
г) В чем специфика современных программ?
Практическое занятие 8.
Тема: Школьный учебник
План:
Рекомендации по заполнению «Двойного (двухчастного) дневника»
Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? | Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? |
Литература:
1. Даниэльян Я. В. Современные концепции школьного учебника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 37. - http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-shkolnogo-uchebnika.
2. Каптерев П.Ф. О значении учебника при обучении // Избр. пед. соч. - М., 1982.
3. Проблемы школьного учебника // Педагогика, 1999. - № 4. - С. 50-68.
4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2001.
5. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002.
6. Турянская О.Ф. Современный школьный учебник истории как средство развития и воспитания личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-shkolnyy-uchebnik-istorii-kak-sredstvo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti
7. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 10-19.
Практическое занятие 9.
Тема: Методы обучения
План:
Практическое занятие 10.
Тема: Урок – основная форма организации процесса обучения
в современной школе
План:
Практическое занятие 11.
Тема: Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома
План:
Практическое занятие 12.
Тема: Современные дидактические концепции
и модели организации обучения
1. Модели образования.
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации.
2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.).
3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.).
4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.).
5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.).
6. Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.).
2. Тенденции развития современных дидактических концепций.
3. Характеристика современных дидактических концепций:
- проблемное обучение;
- программированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение;
- развивающее обучение.
Задание:
1. Законспектируйте одну из моделей образования. Обсудите в группе.
2. Проведите анализ предложенных концепций, по следующим критериям:
- Сильные стороны.
- Слабые стороны.
- Возможности.
- Угрозы.
Литература:
1. Кукушин, В.С. Дидактика (Теория обучения) [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
2. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.
3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2007.
4. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2007.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. — М., 1998.
Практическое занятие 13.
Тема: Авторские школы
План:
I. Внеаудиторная самостоятельная подготовка.
1. Понятие авторская школа.
2. Характеристика авторских школ (школа адаптирующей педагогики Ямбурга; модель «Русская школа»; школа самоопределения А.Н. Тубельского; школа-парк М.А. Балабана; агрошкола А.А. Католикова, школа Завтрашнего Дня Д. Ховарда и др.).
Практическое занятие 18.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Педагогическое управление развитием познавательной активности учащихся в процессе обучения.
2. Функции процесса обучения.
3. Реализация на уроке системы дидактических принципов.
4. Основные направления реализации принципов научности и доступности в процессе обучения.
5. Дидактические условия осуществления принципа наглядности в процессе обучения.
6. Дидактические условия формирования осознанных знаний.
7. Методы обучения учащихся работе с учебником.
8. Способы организации групповых видов учебной работы на уроке.
9. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках.
10. Методы проблемного обучения.
11. Построение проблемного изложения учебного материала.
12. Дидактическая игра как метод развивающего обучения.
13. Развивающее обучение: сущность, плюсы и минусы.
14. Педагогический контроль успеваемости учащихся как способ регуляции учебной деятельности и стимулирования познавательной активности.
15. Дидактическая система работы с одаренными детьми.
16. Причины неуспеваемости школьников.
17. Дидактические методов коррекции учебной деятельности учащихся, неуспевающих в процессе обучения.
18. Пути и средства формирования познавательных интересов школьников.
19. Дидактические способы оценивания учебных достижений учащихся.
20. Моделирование проблемных ситуаций в процессе обучения.
21. Способы реализации индивидуально-личностного подхода в процессе обучения.
22. Дифференциация процесса обучения на уроках.
23. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
24. Вербальные методы общения в процессе обучения.
25. Развитие научного мировоззрения в процессе обучения.
26. Личностный подход в процессе обучения.
27. Деятельностный подход в процессе обучения.
28. Новое и традиционное в современном содержании образования.
29. Учебник как основное средство обучения конкретному предмету.
30. Метод проектов: история и современность.
31. Взаимосвязь форм работы учащихся на уроке.
32. Интеграция содержания образования.
Приложение 1.
«Двойные (двухчастные) дневники»
Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? | Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? |
Пояснительная записка
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цель дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об общей характеристике профессиональной педагогической деятельности и педагогике как науке.
Задачи дисциплины:
· сформировать у студентов представления и понятия о профессиональной педагогической деятельности учителя и педагогике как науке;
· обеспечить овладение студентами знаниями требований государственного стандарта к личности учителя, познакомить студентов с особенностями подготовки учителя;
· сформировать у будущих учителей умения составлять профессиограмму учителя, уметь составлять индивидуальные программы своего саморазвития.
· сформировать у студентов представление об особенностях научно-педагогического исследования и овладеть его логикой.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Теория обучения является одним из важнейших разделов педагогики.
Содержание курса строится с учетом таких объективных тенденций совершенствования учебного процесса, как гуманизация, демократизация, поиск коллективных форм взаимодействия, связь с жизнью.
В основу изучения положены следующие идеи:
· личностно-гуманистическая ориентация деятельности учителя;
· идея целостности педагогического процесса;
· идея целесообразности и системности действий педагога.
Цель дисциплины:сформировать у студентов представления о сущности процесса обучения, познакомить студентов с основными научно-дидактическими целями и концепцией, сформировать современное педагогическое мышление, собственную педагогическую позицию, основанную на фундаментальных дидактических подходах.
Задачи дисциплины:
· сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях обучения и образования;
· обеспечить овладение студентами знаниями о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах;
· помочь осмыслить механизм влияния процесса обучения, т. е. его целей, содержания, форм, методов и средств обучения на становление личности школьника;
· оказать помощь студентам в выборе дидактических теорий и подходов, которые наиболее полно отвечают запросам и потребностям будущих учителей;
· создать условия для овладения практическими умениями и навыками конструирования процесса обучения в школе;
· научить студентов наблюдать, выявлять и оценивать результат обучения школьников;
обеспечить формирование у студентов умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
Темы лекционных занятий и объем в часах (18 часов)
№ п-п | Тема | часы |
1. | Педагогика в системе наук о человеке. | 4 ч. |
2. | Процесс обучения как целостная система | 4 ч. |
3. | Содержание образования как фундамент базовой культуры личности | 4 ч. |
4. | Формы организации процесса обучения (2 ч.) | 2 ч. |
5. | Современные дидактические концепции и модели организации обучения | 2 ч. |
6. | Контроль результатов обучения | 2 ч. |
Итого: | 18 ч. |
Семинарские занятия, их содержание
Практическое занятие 1.