Подготовительный (добуквенный) период (31 ч)

В том числе по «Букварю» — 14 ч, по «Прописям» — 17 ч.

Речь.Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.

Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.

Слогоделение. Ударение. Ударный слог.

Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове.Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак).Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.

Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Графика. Знакомство с гигиеническимитребованиямипри письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.

Знакомство с разлиновкой прописи. Развитиеглазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховка и др.).*

Основной (букварный) период (176 ч)3

3В том числе по «Букварю» — 78 ч, по «Прописям» — 98 ч.

Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения.Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (зˆамок—замˆок).

* Курсивом в тексте программы выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учащихся.

Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я.Обозначение буквами звука [й,] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ.

Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.

Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.

Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).

Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).

Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения(простые случаи).

Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:

— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу);

— раздельное написание слов;

— перенос слов по слогам без стечения согласных;

— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

(на конец букварного периода)

Учащиеся должны знать:

- название букв алфавита;

- различия звука и буквы;

- различия гласных и согласных звуков.

Учащиеся должны уметь:

- определять отдельные звуки в словах;

- определять количество звуков в словах и их последова­тельность;

- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твер­дые и мягкие согласные звуки;

- определять количество слогов в слове;

- определять место ударения в слове;

- определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте.

Учащиеся могут знать:

- парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки;

- алфавит.

Учащиеся могут уметь:

- распределять слова по алфавиту;

- находить среди группы слов родственные;

- ставить вопросы к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям.

Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировоч­ная скорость чтения незнакомого текста — 20—25 слов в мину­ту; чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ»

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

- положительная мотивация и познавательный интерес к формированию графического навыка и каллигра­фического письма;

- способность к самооценке успешности в овладении графическим навыком;

- умение выразить в устной речи выполненные графи­ческие действия;

- формирование эстетического вкуса при овладении графическим навыком;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

Обучающиеся приобретут:

- умение планировать деятельность и пользоваться планом;

- умение чётко определить и выразить словами алго­ритм предстоящих действий;

- умение выстраивать последовательность (ход) пред­стоящих действий;

- развитие устойчивого внимания, памяти, наблюда­тельности;

- умение по устному проговариванию алгоритма напи­сания буквы, слога, слова учителем или другим обу­чающимся восстановить эту букв/, слог, слово пись­менно или устно (воспроизведя не слух),

- воспитание усидчивости при высокой степени труд­ности овладения правильным графическим навыком;

- умение контролировать свои действия.

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ

Обучающиеся получат:

- развитие эстетического мышления: видение и вос­приятие красивого, правильного с точки зрения об­щепринятых норм;

- развитие устойчивого интереса к познанию нового;

- развитие эмоционального восприятия действитель­ности.

СОЦИАЛЬНЫЕ

У обучающихся произойдёт:

- развитие аккуратности и опрятности;

- корректировка почерка обучающихся на различных этапах обучения в школе, студентов в педагогическом ВУЗе, желающих взрослых (учителей, например);

- развитие волевых качеств (интерес — деятельность — активное участие в деятельности);

- социальная успешность.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- различать основные элементы письма;

- различать и называть:

а) основные элементы в сочетаниях букв и в словах;

б) знакомые элементы в новых изучаемых буквах;

в) соединения изучаемой буквы с уже изученными при их безотрывном написании (чтобы в дальнейшем не было переучивания при скорописном письме);

- применять при письме графические правила (высота букв, ширина, наклон, интервал, соотношение эле­ментов в букве и букв в слове);

- проводить анализ образца выполненного с графиче­скими ошибками;

- собирать из разрозненных элементов изученные буквы;

- классифицировать буквы по схожим графическим элементам;

- грамотно и каллиграфически правильно списывать текст и писать под диктовку;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого эти­кета и правила устного общения (умение слышать, слу­шать, точно реагировать на реплики, понимать тему разговора);

- уметь видеть графические ошибки и указывать пути их устранения;

- уметь выполненное графическое изображение знаков передать с помощью устной речи;

- при работе над графическими ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последую­щих письменных работах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

- планировать свои действия на данном этапе урока и в самостоятельной деятельности;

- осмысленно выбирать способы конструирования за­данных букв или вновь изучаемых;

- выполнять графические действия в материализован­ной, громкоречевой и умственной форме;

- руководствоваться правилом письма при выполнении речевого воспроизведения написанного;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя или уже известным алгоритмам;

- развивать навык чтения (через дидактическую игру с карточками);

- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять или указывать пути исправления графиче­ских ошибок.

Познавательные обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи (задания);

- ориентироваться в соответствующих возрасту сопут­ствующих материалах (таблицы, карточки, схемы, компьютерные программы), модели, схемы;

- дополнять до полного воспроизведения буквы, слова недостающие графические элементы;

- развивать математические способности – (чувство вы­соты, ширины, длины, соответствие частей, интервал и т.д.);

- находить, характеризовать, анализировать, сравни­вать, классифицировать графические образы букв;

- осуществлять синтез как составление целого из час­тей (из отдельных элементов составлять буквы, из букв — слова с правильным графическим соедине­нием);

- уметь проверить правильность графического написа­ния слова;

- классифицировать, обобщать, систематизировать изу­ченные буквы по заданному признаку, плану;

- владеть общими принципами каллиграфического письма (знать высоту букв, интервал между словами, отступы от начала строки, правильность исправления допущенной ошибки и т.д.);

- устно проговаривать алгоритм написания буквы, не­скольких букв в связке;

- уметь по проговариванию учителем или одноклассни­ком правильно записать услышанное в прописи или тетради, или озвучить устно;

- критически оценивать выполненную письменно рабо­ту со стороны графики.

Коммуникативные

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учиться работать в паре;

- формулировать свою позицию, собственное мнение; учиться задавать вопросы, уметь уточнить непонят­ное в высказывании;

- формировать культуру письма;

- учиться строить отношения между пишущим и чи­тающим;

- развивать речь.

Исследовательские

Обучающиеся получат возможность приобрести:

- развитие навыков конвергентного мышления (логи­ческого: операции анализа, синтеза, обобщения и др.), идивергентного мышления (творческого: опера­ции воображения, фантазии, гибкость мышления и пр.);

- умение самостоятельно найти неизвестное (знание) на основе анализа (рефлексии) собственного опыта (уже изученного);

- создание и оформление работ, в том числе проектных работ по письму.


Наши рекомендации