Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Пояснительная записка

• Федерального государственного стандарта начального общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введение в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования)

· Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний» 1-4 кл. Учебно- методический комплект «Планета знаний». – М: АСТ :Астрель , 2011

· Основной образовательной программы ФГОС НОО МОУ Большекандалинская СОШ

Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразо­вательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.

Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» за­ключаются в том, чтобы:

- помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма[1];

- обеспечить речевое развитие детей;

- дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.

Поставленные цели определены с учетом психических и фи­зиологических особенностей детей 6—7-летнего возраста и ре­ализуются на доступном для учащихся уровне при решении следующих задач.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Обучение чтению строится на принятом в отечественной ме­тодике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Ме­ханизм чтения основывается на позиционном принципе, кото­рый заключается в умении ученика ориентироваться при чте­нии на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.

В обучении грамоте выделяются два основных периода: под­готовительный (добуквенный) и основной (букварный).

Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Че­редование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значи­тельно расширить объем доступного для чтения материала.

Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, ко­торые обеспечиваются:

- специальным отбором учебного материала, представлен­ного на страницах букваря и рабочей тетради;

- организацией работы с детьми разного уровня подготов­ленности.

В период выработки первоначального навыка чтения при­оритетной является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделиро­ванию речи.

Успешному совершенствованию навыка чтения способству­ет включение в систему занятий обучения грамоте многоас­пектного смыслового и грамматического анализа слов и пред­ложений, открывающего возможности для многократного воз­вращения ребенка к прочитанному.

Представленные в учебных пособиях литературные тексты, рассчитанные на драматизацию, позволяют совершенствовать работу над орфоэпической и интонационной стороной речи, что является неотъемлемой частью выразительного чтения.

Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.

Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью лите­ратурного образования учащихся. На доступном учебном мате­риале дети учатся:

- понимать содержание и главную мысль произведения;

- понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним;

- извлекать из текстов интересную и полезную для себя ин­формацию.

Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удиви­тельным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговор­ками, путаницами и считалками.

На уроках обучения грамоте учитель систематически знако­мит учащихся с разнообразными произведениями детской ху­дожественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок (народных и авторских, отечествен­ных и зарубежных) на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и буквы. Данная иг­ровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский круго­зор, развивает познавательный интерес к детской книге.

Содержание курса предполагает включение учебных мате­риалов, воспитывающих у ребенка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно отно­ситься к родному языку.

Класс

Т. М. Андрианова. Букварь. — М.: АСТ, Астрель.

Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». — М.: АСТ, Астрель.

В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой. — М.: АСТ, Астрель.

Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям». — М.: АСТ, Астрель.

Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. — М.: АСТ, Астрель.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п Наименование разделов и тем Количество часов
  Обучение грамоте и развитие речи по Букварю
  Добукварный период  
  1. Наша речь
  2. Алфавит
  3. Резерв
  Обучение грамоте и развитие речи по Прописям
  1. Вводный период
  2. Букварный период
  3. Диагностика и тренинг
  4. Резерв
  Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Класс (207 ч)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ*(виды речевой деятельности)1

Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).

Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.

Говорение.Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.

Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.

Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.

Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (207 ч)2

2Складывается из обучения по «Букварю» (92 ч — 4 ч в неделю) и «Прописям» (115 ч — 5 ч в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ»

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

- положительная мотивация и познавательный интерес к формированию графического навыка и каллигра­фического письма;

- способность к самооценке успешности в овладении графическим навыком;

- умение выразить в устной речи выполненные графи­ческие действия;

- формирование эстетического вкуса при овладении графическим навыком;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

Обучающиеся приобретут:

- умение планировать деятельность и пользоваться планом;

- умение чётко определить и выразить словами алго­ритм предстоящих действий;

- умение выстраивать последовательность (ход) пред­стоящих действий;

- развитие устойчивого внимания, памяти, наблюда­тельности;

- умение по устному проговариванию алгоритма напи­сания буквы, слога, слова учителем или другим обу­чающимся восстановить эту букв/, слог, слово пись­менно или устно (воспроизведя не слух),

- воспитание усидчивости при высокой степени труд­ности овладения правильным графическим навыком;

- умение контролировать свои действия.

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ

Обучающиеся получат:

- развитие эстетического мышления: видение и вос­приятие красивого, правильного с точки зрения об­щепринятых норм;

- развитие устойчивого интереса к познанию нового;

- развитие эмоционального восприятия действитель­ности.

СОЦИАЛЬНЫЕ

У обучающихся произойдёт:

- развитие аккуратности и опрятности;

- корректировка почерка обучающихся на различных этапах обучения в школе, студентов в педагогическом ВУЗе, желающих взрослых (учителей, например);

- развитие волевых качеств (интерес — деятельность — активное участие в деятельности);

- социальная успешность.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- различать основные элементы письма;

- различать и называть:

а) основные элементы в сочетаниях букв и в словах;

б) знакомые элементы в новых изучаемых буквах;

в) соединения изучаемой буквы с уже изученными при их безотрывном написании (чтобы в дальнейшем не было переучивания при скорописном письме);

- применять при письме графические правила (высота букв, ширина, наклон, интервал, соотношение эле­ментов в букве и букв в слове);

- проводить анализ образца выполненного с графиче­скими ошибками;

- собирать из разрозненных элементов изученные буквы;

- классифицировать буквы по схожим графическим элементам;

- грамотно и каллиграфически правильно списывать текст и писать под диктовку;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого эти­кета и правила устного общения (умение слышать, слу­шать, точно реагировать на реплики, понимать тему разговора);

- уметь видеть графические ошибки и указывать пути их устранения;

- уметь выполненное графическое изображение знаков передать с помощью устной речи;

- при работе над графическими ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последую­щих письменных работах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

- планировать свои действия на данном этапе урока и в самостоятельной деятельности;

- осмысленно выбирать способы конструирования за­данных букв или вновь изучаемых;

- выполнять графические действия в материализован­ной, громкоречевой и умственной форме;

- руководствоваться правилом письма при выполнении речевого воспроизведения написанного;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя или уже известным алгоритмам;

- развивать навык чтения (через дидактическую игру с карточками);

- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять или указывать пути исправления графиче­ских ошибок.

Познавательные обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи (задания);

- ориентироваться в соответствующих возрасту сопут­ствующих материалах (таблицы, карточки, схемы, компьютерные программы), модели, схемы;

- дополнять до полного воспроизведения буквы, слова недостающие графические элементы;

- развивать математические способности – (чувство вы­соты, ширины, длины, соответствие частей, интервал и т.д.);

- находить, характеризовать, анализировать, сравни­вать, классифицировать графические образы букв;

- осуществлять синтез как составление целого из час­тей (из отдельных элементов составлять буквы, из букв — слова с правильным графическим соедине­нием);

- уметь проверить правильность графического написа­ния слова;

- классифицировать, обобщать, систематизировать изу­ченные буквы по заданному признаку, плану;

- владеть общими принципами каллиграфического письма (знать высоту букв, интервал между словами, отступы от начала строки, правильность исправления допущенной ошибки и т.д.);

- устно проговаривать алгоритм написания буквы, не­скольких букв в связке;

- уметь по проговариванию учителем или одноклассни­ком правильно записать услышанное в прописи или тетради, или озвучить устно;

- критически оценивать выполненную письменно рабо­ту со стороны графики.

Коммуникативные

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учиться работать в паре;

- формулировать свою позицию, собственное мнение; учиться задавать вопросы, уметь уточнить непонят­ное в высказывании;

- формировать культуру письма;

- учиться строить отношения между пишущим и чи­тающим;

- развивать речь.

Исследовательские

Обучающиеся получат возможность приобрести:

- развитие навыков конвергентного мышления (логи­ческого: операции анализа, синтеза, обобщения и др.), идивергентного мышления (творческого: опера­ции воображения, фантазии, гибкость мышления и пр.);

- умение самостоятельно найти неизвестное (знание) на основе анализа (рефлексии) собственного опыта (уже изученного);

- создание и оформление работ, в том числе проектных работ по письму.

Пояснительная записка

• Федерального государственного стандарта начального общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введение в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования)

· Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний» 1-4 кл. Учебно- методический комплект «Планета знаний». – М: АСТ :Астрель , 2011

· Основной образовательной программы ФГОС НОО МОУ Большекандалинская СОШ

Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразо­вательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.

Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» за­ключаются в том, чтобы:

- помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма[1];

- обеспечить речевое развитие детей;

- дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.

Поставленные цели определены с учетом психических и фи­зиологических особенностей детей 6—7-летнего возраста и ре­ализуются на доступном для учащихся уровне при решении следующих задач.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Обучение чтению строится на принятом в отечественной ме­тодике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Ме­ханизм чтения основывается на позиционном принципе, кото­рый заключается в умении ученика ориентироваться при чте­нии на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.

В обучении грамоте выделяются два основных периода: под­готовительный (добуквенный) и основной (букварный).

Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Че­редование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значи­тельно расширить объем доступного для чтения материала.

Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, ко­торые обеспечиваются:

- специальным отбором учебного материала, представлен­ного на страницах букваря и рабочей тетради;

- организацией работы с детьми разного уровня подготов­ленности.

В период выработки первоначального навыка чтения при­оритетной является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделиро­ванию речи.

Успешному совершенствованию навыка чтения способству­ет включение в систему занятий обучения грамоте многоас­пектного смыслового и грамматического анализа слов и пред­ложений, открывающего возможности для многократного воз­вращения ребенка к прочитанному.

Представленные в учебных пособиях литературные тексты, рассчитанные на драматизацию, позволяют совершенствовать работу над орфоэпической и интонационной стороной речи, что является неотъемлемой частью выразительного чтения.

Наши рекомендации