Целесообразно проводить группу в течение 3-4 месяцев. Это позволяет детям овладеть некоторыми навыками, повысить компетентность родителей и не допустить их зависимости от специалистов.

Отбор детей

В группу приглашаются дети от 1,5 до 3 лет с хорошим пони­манием языка, но имеющие отставание в развитии экспрессивной речи. Также это могут быть дети с небольшим отставанием в понимании языка, с нарушением коммуникации и отставанием в развитии когнитивных, двигательных, социальных навыков. В группе занимаются дети разного возраста.

Чаще всего у родителей возникают вопросы такого рода: «Ребенок не говорит, а должен в этом возрасте говорить» или «Ребенок не умеет общаться с другими детьми, хорошо бы это исправить, поскольку предстоит посещать детский сад или ясли». Часто мамы говорят: «Мы много читаем, называем постоянно предметы, просим сказать, как называется тот или иной предмет, но ребенок не называет, не повторяет слова, хотя все понимает».

«Как научить ребенка говорить?». Этот вопрос с точки зрения мамы — главный. Мы не пытаемся изменить этот вопрос или откорректировать запросы мамы, а после дополнительного обсле­дования приглашаем ее в педагогическую группу.

Традиционная модель

Основные характеристики

• Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется.

• Используются специальные подсказки и подкрепления, а так же частая прямая оценка успехов ребенка,

• Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить.

• Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью.

Данная модель оказывается особенно эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.

Специфика

• «Правила игры» здесь задают взрослые, которые определяют чему и как учить ребенка. «Образец для подражания» для детей и родителей — это специалист.

• Руководит процессом ведущий, все внимание которого нап­равлено в основном на детей, а маме отводится роль помощ­ника, выполняющего инструкции специалиста.

• Мало возможностей для социализации, так как ситуации, не отвечающие задачам обучения конкретным навыкам, не получают развития.

Современная модель

Основные характеристики

• Ребенок и взрослый — партнеры, они примерно равны. Просто у взрослых больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.

• Она нацелена на сам процесс взаимодействия между ро­дителем и ребенком; этот процесс рассматривается как пред­мет нашей работы.

• Внимание фокусируется не на том, чего ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.

Специфика

В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Они учатся всему этому без усилий и с наслаж­дением.

Данная модель позволяет родителям быть более доступными для своих детей, так как они не обременены инструкциями и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями. Приобретенные здесь навыки ребенок выносит за пределы группы.

Организация групповой работы по данной модели предполагает:

• создание безопасной атмосферы;

• время для свободной игры;

• знание этапов развития ребенка;

• партнерские взаимоотношения.

Преимущества

• У детей имеется больше возможностей для развития вербаль­ной и невербальной коммуникации и реализации основных коммуникативных функций: требование, комментирование, протест, вопрос.

• Дети раньше начинают говорить.

• Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их успешной адаптации в дет­скому саду.

• Взаимодействие между мамой и ребенком оптимизируется. Они оказываются способными лучше понимать друг друга и получать радость от взаимного общения.

Примерное описание группового занятия

(все занятия начинаются и заканчиваются одинаково)

Традиционная модель

Пример тематического занятия, направленного на обучение навыку различения предметов по цвету.

Детей и родителей приглашают в игровую комнату, все поют песенку-приветствие: «Здравствуй...». Ведущий раздает детям объемные пазлы разных цветов (используются предметы не более 3 цветов). 5-7 минут дети играют с ними, меняются, затем ведущий берет поочередно красную, синюю, зеленую фигурки и просит детей дать ему такие же. После выполнения задания игрушки убираются. Ведущий приносит коробку с разноцветными крупными бусами. У каждого из детей шнурок определенного цвета. Ведущий спра­шивает: «Кому красную (синюю, зеленую) бусинку?» Дети кричат: «Мне, мне!». Родители помогают детям собрать бусы по цвету. Каждый ребенок надевает свои бусы, затем надевает их маме на шею, дети рассматривают бусы друг друга, меняются ими.

Ведущий организует хоровод. Родители и дети поют песенку: «На лугу...». (Хоровод повторяется несколько раз в разном темпе).

Затем каждый ребенок выбирает себе цветную ленточку, дети машут «Пока, пока» и по цветным ленточкам уходят из игровой комнаты. Количество заданий может быть увеличено в зависимости от заинтересованности детей.

Современная модель

Пример занятия, направленного ни обучение детей речевым, коммуникативным, когнитивным и двигательным навыкам.

Ведущие встречают родителей и детей до начала занятия. Родители могут задать ведущим волнующие их вопросы, рассказать о том, что происходило в течение недели. Затем родителей и детей приглашают в игровую комнату.

В середине комнаты лежит бумажная простыня, под которой спрятан игрушечный медведь. Все садятся вокруг простыни и поют песенку-приветствие «Здравствуй» (см. Приложение). Затем, детям предлагается на ощупь определить, что спрятано под простыней, все вместе поднимают ее, рассматривают и трогают игрушку. Организуется хоровод со стихотворением «Мишка косолапый...» (хоровод повторяется несколько раз в разном темпе). Дети «укладывают» Мишку спать, используя постельные принадлежности. Затем все садятся в круг, организуется игра для развития мелкой моторики (пластилин, пальчиковые игры, мелкие игрушки). В этой части для обучения коммуникативным, речевым, когнитивным и двигательным навыкам используются естественно возникающие на занятии ситуации, и ребенок может выбирать интересные ему задания.

Следующая часть занятия отводится для свободной игры. В рас­поряжении детей объемные пазлы, лабиринты, мячи, детские книжки. Ведущие наблюдают за действиями детей и помогают родителям использовать естественно возникающие ситуации для обучения.

В конце занятия взрослые помогают детям убрать игрушки. Включаются записи с веселыми детскими песенками, под которые дети и взрослые могут потанцевать. Ведущие прощаются с детьми и родителями, желают им успехов и приглашают наследующее занятие.

Выбор модели групповой работы зависит от того, сколько ведущих работает с группой и каким навыкам планируется обучить детей.

ГРУППА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Цели создания группы

• Помочь детям тоддлеровского возраста (ребенок, начинающий ходить, т. е. от 1 года до 2,5-3 лет) решить задачу «отделения» от мамы, что будет способствовать лучшей адаптации в детскому саду.

• Создать оптимальные условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: умения общаться, разрешать конфликты, навыков саморегуляции, совместной игры со сверстниками и самостоятельной игры.

• Предоставить родителям тоддлеров возможность общаться с родителями, имеющими детей аналогичного возраста, и таким образом получать больше информации об особенностях детей данной возрастной группы и укреплять собственный роди­тельский потенциал.

Группу социализации целесообразно проводить в течение года, так как это позволяет действительно разрешить проблемы семьи, касающиеся налаживания отношений в паре, и закрепляет достигнутый результат._________________________

Отбор детей

В группу приглашаются дети от 1 года до 2,5 лет, имеющие проблемы в социально-эмоциональном развитии. В группу могут быть приглашены и родители, испытывающие серьезные трудности в воспитании или во взаимодействии с ребенком, а также дети с особы­ми потребностями, если у них отмечаются социально-эмоциональные нарушения в развитии.

Основные характеристики

• В задачи ведущих не входит обучение ребенка каким-либо конкретным навыкам. Пространство группы организовано так, что это может происходить само собой, когда дети подражают друг другу или их обучают родители.

• Акцент при работе в группе ставится на взаимодействие в паре «мама-ребенок». Действия ведущих направлены на укрепление взаимоотношений в паре, а не на руководство родителем или ребенком.

• В группе получают развитие различные социальные ситуации (ребенок капризничает, дерется, не отдает игрушки или хочет помочь другому, делится чем-то с мамой и т. д.), причем «трудные» ситуации не разрешаются насильно, а используются ведущими для разговора с родителями об особенностях развития ребенка.

• Доброжелательная и поддерживающая атмосфера в группе позволяет родителям учиться лучше понимать своего ребенка и чувствовать себя более уверенными.

Примерное описание группового занятия

Все занятия начинаются и заканчиваются одинаково.

Ведущие заранее готовят игровое пространство, которое включает несколько зон: игрушки для двигательной активности (лабиринт, труба, мячи), игрушки для развития тонкой моторики (пирамиды, конструкторы, пазлы, мозаики), мягкие игрушки, краски, книги, песочница, предметы домашнего обихода (игрушечная кухня, телефон, украшения, одежда и т. д.), машины и гаражи, игрушки на веревочке и другие.

В комнате не должно быть громоздкой мебели и каких-либо опасных предметов.

Родителей и детей приглашают в игровую комнату. Игра и взаимодействие не регулируются ведущими. Ведущие располагаются в комнате таким образом, чтобы быть доступными для родителей и детей в случае необходимости. Ведущие иногда включаются в ситуации, если это может помочь наладить отношения в паре или дать возможность родителям увидеть другую модель разрешения ситуации. Такого рода взаимодействие происходит в течение 1 часа, затем родителей и детей приглашают на чаепитие. Оно организуется всеми участниками группы, дети помогают убирать игрушки и накрывать на стол.

Совместное чаепитие помогает сделать атмосферу в группе более теплой, а общение — более тесным. Дети учатся навыкам само­обслуживания, с удовольствием делятся друг с другом угощениями, могут более откровенно выразить симпатию друг к другу. Родители используют это время, чтобы обсудить общие для всей группы трудные моменты в воспитании детей (например, многие дети не любят стричься, умываться, причесываться, дерутся на детской площадке или слишком осторожные и т. д.). Они могут поделиться друг с другом опытом, поддержать друг друга, что-то посоветовать.

После чаепития ведущие прощаются с детьми и родителями до следующего занятия.

ГРУППА ИНТЕГРАЦИИ

Цели создания группы

• Включить детей с особыми потребностями в группу обычно развивающихся сверстников.

• Обучать детей с особыми потребностями доступным им коммуникативным, когнитивным, двигательным, социальным навыкам.

• Способствовать формированию у обычно развивающихся детей чувства сопереживания, эмпатии и социальной компетентности.

Группу интеграции целесообразно проводить в течение 4-6 месяцев, так как этот срок позволяет семьям образовать прочные связи и в дальнейшем самостоятельно оказывать друг другу помощь и поддержку.

Отбор детей

Один или два ребенка с особыми потребностями приглашаются в педагогическую группу или в группу социализации.

Основные характеристики

• За основу может быть взята традиционная или современная модели педагогической группы, либо группа социализации.

• Подбор игрушек и игровых заданий проводится с учетом инди­видуальных возможностей ребенка с особыми потребностями.

• Ведущие своим поведением моделируют отношение других участников группы к ребенку с особыми потребностями и его родителям.

В данной модели большое значение имеет организация взаимо­помощи и взаимовыручки детей в группе. Это позволяет обычно развивающимся детям чувствовать свою компетентность, а детям с особыми потребностями научиться принимать помощь и находить области деятельности, в которых они чувствовали бы себя способ­ными достичь успеха.

Важно также, что у родителей, имеющих детей с особыми потребностями, преодолевается боязнь и предубеждение, что другие родители всегда будут плохо к ним относиться.

Участие в группах подобного рода тех родителей, чьи дети не имеют каких-либо нарушений развития, позволяет им стать более чувствительными, понимающими и социально компетентными.

Примерное описание группового занятия

Все занятия начинаются и заканчиваются одинаково.

Пример тематического занятия, направленного на обучение навыку различения предметов по размеру.

Детей и родителей приглашают в игровую комнату, все поют песенку-приветствие: «Вова, привет, привет!..». Детям предлагается найти игрушки, спрятанные в комнате. Дети приносят большие коробки и открывают их. Ведущие и родители обращают внимание детей на размеры коробок (говорят «большой» и показывают жестами). В коробках находятся большие и маленькие картонные круги — большое и маленькое «озера». По предложению ведущих дети маленькие круги оставляют у себя, а большие отдают роди­телям. Ведущий приносит прозрачную коробку с большими и маленькими уточками. Он объясняет, что большие утки будут плавать в большом озере, а маленькие уточки в маленьком. Ведущий раздает уток, а дети и взрослые сортируют их, называя по размеру. Дети с особыми потребностями обычно хорошо подражают дейст­виям других и с удовольствием участвуют в занятиях подобного рода.

После того как уточки рассортированы по размеру, детям пред­лагают показать, как большие и маленькие уточки плавают, летают и крякают. С такими заданиями легко справляются и дети с особыми потребностями, жесты и звукоподражания для которых очень важны.

Ведущие организуют хоровод. Дети рассказывают стихо­творение с использованием жестов «Утка, утка, кря-кря...» (см. Приложение).

По окончании задания организуется свободная игра. Ведущие группы держат ребенка с особыми потребностями в поле зрения, помогают родителям включать его в занятия, организовать игру и общение с другими детьми.

Наши рекомендации