Основные модели групповой работы

(краткое описание)

Здесь представлены три основные модели групповой работы: педагогическая группа, группа интеграции, группа социализации.

Педагогическая группа.

Цель — обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания). Работа в группе может строиться по одной из представленных ниже моделей.

Традиционная модель педагогической группы предусмат­ривает большое количество прямых инструкций для детей и их родителей. Занятия здесь тематические, например, развитие ког­нитивной области: классификация по размеру, форме, цвету и т. д. и одновременно стимуляция речи. Кроме того, в нее включаются и другие техники: «временная задержка» — взрослый предъявляет ребенку стимул и ждет, пока тот не проявит ответную реакцию; «зрительный контакт» — когда сам взрослый и стимул, предъявляемый им, располагаются на уровне глаз ребенка. Занятие структурировано, и любая деятельность детей всегда организуется и направляется взрослым (то есть занятие не предполагает свободной игры детей).

Современная модель основана на изменении наших представлений о развитии ребенка. Исследования последних десятилетий доказывают, что важнейшим условием психического развития ребенка является активное взаимодействие с мамой, их взаимное понимание и общение. Причем активное участие ребенка в социальном взаимодействии — это основное, что требуется для усвоения языка. Таким образом, важно создать условия, при которых взаимодействие, как правило, начинается и контро­лируется ребенком, а взрослый следует за направлением его внимания и отвечает на его поведение. Эта модель имеет не жесткую структуру, ход занятия может изменяться в зависимости от ситуаций. Обучение детей различным навыкам происходит в ус­ловиях максимально приближенных к естественной жизни ребенка. Поэтому важной частью занятия по данной модели является свободная игра детей.

Группа социализации

Цель — помочь семьям, имеющим маленьких детей, справляться с возрастными кризисами и социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения в паре родитель-ребенок). Обучение ребенка конкретным навыкам в данном случае в задачу не входит.

Группа интеграции

Может функционировать как любая из вышеописанных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать не­обходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ

В работе группы необходимо соблюдать следующие условия:

• должная организация игрового пространства и подбор игрушек;

• моделирование игровых ситуаций;

• обязательное присутствие мамы вместе с ребенком и взаимодействие всех участников, входящих в состав группы;

• в группу необходимо приглашать по 5-6 детей с их родителями;

• посещение группы должно быть добровольным. Специалисты могут рекомендовать родителям посещать групповые занятия, но не могут обязать к этому;

• сохранение постоянного состава группы;

• групповые занятия может проводить один специалист (терапевт языка и речи (логопед), педагог, психолог), но более эффективным является проведение групповых занятий двумя специалистами одновременно.

Помещение игровой комнаты должно быть не менее 20 кв. метров. Обязательно проводить занятие всегда в один и тот же день и время, заранее известное родителям, удобное для них и для специалистов. Длительность одного занятия не должна превышать полутора часов.

Каждое занятие должно иметь четко обозначенное начало и конец.

Чтобы вмешательство было эффективным, оно должно соот­ветствовать индивидуальным особенностям и уровню развития детей. Необходимо комбинировать подходы для того, чтобы создать богатую стимулирующую обстановку, которая обеспечивала бы ребенку оптимальные условия для развития.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ВЕДУЩИХ

Ведущий группы должен:

• создать и поддерживать в группе безопасную среду: подобрать, соответствующие возрасту и санитарно-гигиеническим нормам игрушки и оборудование. Ввести правила, исключающие возможность получения травм кем-либо из участников группы и т. д.;

• соблюдать права ребенка;

• с уважением относиться к потребностям семьи: мамы должны чувствовать себя полноправными участниками группы, а не «учениками». Например, следует специально выделить время, когда родители могли бы задать ведущим вопросы, рассказать им о чем-либо или спросить.

• давать мамам возможность общаться между собой и с другими детьми. Ведущий не критикует родителей и не зап­рещает мамам приглашать на занятия пап и бабушек;

• создавать комфортные условия всем участникам группы и аккуратно сопровождать ребенка или маму, если они по каким-либо причинам не включаются в работу группы (например: ребенок бросает игрушки, дерется, ведет себя неадекватно ситуации и мама испытывает чувство неловкости за действия ребенка, сама не может найти выход).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

Цели создания группы

• Объединить нескольких детей со сходными проблемами, что позволяет экономно использовать время родителей и спе­циалистов.

• Обучать детей коммуникативным, когнитивным, двигательным навыкам, вызвать или стимулировать речь.

• Знакомить родителей с наиболее эффективными способами обучения детей.

• Помочь маме найти наиболее разумный и адекватный способ взаимодействия со своим ребенком, учитывающий индивиду­альные особенности и уровень его развития.

Наши рекомендации