Работающих с маленькими детьми

С детьми раннего возраста

Учебно-методическое пособие для специалистов,

Работающих с маленькими детьми

ВВЕДЕНИЕ

Авторы этой брошюры разделяют ту точку зрения, что на новорожденного с самых первых дней его жизни следует смотреть как на личность. Этот взгляд основан на исследованиях в области детской психологии и педагогики.

Дети с самого момента рождения нуждаются в родителях или других близких, в их любви, заботе, помощи и поддержке. Ребенку нужно многое узнать и многому научиться за детские годы, прежде чем он сможет жить самостоятельно. Помочь ему в этом — и есть главная задача родителей и специалистов, к которым они обращаются за помощью, если возникли трудности при обучении ребенка.

Родители от природы наделены способностью понимать сигналы своего ребенка, однако, бывают ситуации, когда это понимание затруднено, например, если у ребенка есть особые потребности или он проходит возрастной кризис в развитии.

Раньше у родителей было лишь две возможности: либо вос­питывать ребенка дома, и тогда он вынужден общаться лишь с ог­раниченным кругом людей, либо отдать ребенка в ясли, — в этом случае он на весьма длительное время лишается общения с людьми, чрезвычайно для него значимыми, — с родными и близкими взрослыми. Но известно, что ребенок раннего возраста, разлученный с родителями даже на несколько часов в день, может переживать это как психологическую травму, которая негативно влияет на все его дальнейшее развитие.

В последние годы у родителей появилась еще одна возможность: вместе с ребенком посещать различные группы и центры соци­ализации. Это ставит перед специалистами, работающими с детьми раннего возраста, новые профессиональные задачи, поскольку, лишь хорошо понимая этапы развития и индивидуальные особенности ребенка, можно предложить семье помощь в решении возникших у нее трудностей.

Предлагаемые здесь некоторые варианты работы с родите­лями и детьми раннего возраста специально разработаны с целью помочь родителям обучить ребенка необходимым навыкам (ин­теллектуальным, двигательным, речевым, социальным) и не тре­буют столь драматичного для ребенка разлучения с родителями. Они могут служить также примером специализированной помощи семьям, имеющим маленьких детей с разной степенью нарушения развития (детей с особыми потребностями). И, наконец, они обеспечивают равные для всех детей возможности жить и развиваться, и поддерживают уважение потребностей любой семьи.

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

(краткое описание)

Здесь представлены три основные модели групповой работы: педагогическая группа, группа интеграции, группа социализации.

Педагогическая группа.

Цель — обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания). Работа в группе может строиться по одной из представленных ниже моделей.

Традиционная модель педагогической группы предусмат­ривает большое количество прямых инструкций для детей и их родителей. Занятия здесь тематические, например, развитие ког­нитивной области: классификация по размеру, форме, цвету и т. д. и одновременно стимуляция речи. Кроме того, в нее включаются и другие техники: «временная задержка» — взрослый предъявляет ребенку стимул и ждет, пока тот не проявит ответную реакцию; «зрительный контакт» — когда сам взрослый и стимул, предъявляемый им, располагаются на уровне глаз ребенка. Занятие структурировано, и любая деятельность детей всегда организуется и направляется взрослым (то есть занятие не предполагает свободной игры детей).

Современная модель основана на изменении наших представлений о развитии ребенка. Исследования последних десятилетий доказывают, что важнейшим условием психического развития ребенка является активное взаимодействие с мамой, их взаимное понимание и общение. Причем активное участие ребенка в социальном взаимодействии — это основное, что требуется для усвоения языка. Таким образом, важно создать условия, при которых взаимодействие, как правило, начинается и контро­лируется ребенком, а взрослый следует за направлением его внимания и отвечает на его поведение. Эта модель имеет не жесткую структуру, ход занятия может изменяться в зависимости от ситуаций. Обучение детей различным навыкам происходит в ус­ловиях максимально приближенных к естественной жизни ребенка. Поэтому важной частью занятия по данной модели является свободная игра детей.

Группа социализации

Цель — помочь семьям, имеющим маленьких детей, справляться с возрастными кризисами и социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения в паре родитель-ребенок). Обучение ребенка конкретным навыкам в данном случае в задачу не входит.

Группа интеграции

Может функционировать как любая из вышеописанных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать не­обходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ

В работе группы необходимо соблюдать следующие условия:

• должная организация игрового пространства и подбор игрушек;

• моделирование игровых ситуаций;

• обязательное присутствие мамы вместе с ребенком и взаимодействие всех участников, входящих в состав группы;

• в группу необходимо приглашать по 5-6 детей с их родителями;

• посещение группы должно быть добровольным. Специалисты могут рекомендовать родителям посещать групповые занятия, но не могут обязать к этому;

• сохранение постоянного состава группы;

• групповые занятия может проводить один специалист (терапевт языка и речи (логопед), педагог, психолог), но более эффективным является проведение групповых занятий двумя специалистами одновременно.

Помещение игровой комнаты должно быть не менее 20 кв. метров. Обязательно проводить занятие всегда в один и тот же день и время, заранее известное родителям, удобное для них и для специалистов. Длительность одного занятия не должна превышать полутора часов.

Каждое занятие должно иметь четко обозначенное начало и конец.

Чтобы вмешательство было эффективным, оно должно соот­ветствовать индивидуальным особенностям и уровню развития детей. Необходимо комбинировать подходы для того, чтобы создать богатую стимулирующую обстановку, которая обеспечивала бы ребенку оптимальные условия для развития.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ВЕДУЩИХ

Ведущий группы должен:

• создать и поддерживать в группе безопасную среду: подобрать, соответствующие возрасту и санитарно-гигиеническим нормам игрушки и оборудование. Ввести правила, исключающие возможность получения травм кем-либо из участников группы и т. д.;

• соблюдать права ребенка;

• с уважением относиться к потребностям семьи: мамы должны чувствовать себя полноправными участниками группы, а не «учениками». Например, следует специально выделить время, когда родители могли бы задать ведущим вопросы, рассказать им о чем-либо или спросить.

• давать мамам возможность общаться между собой и с другими детьми. Ведущий не критикует родителей и не зап­рещает мамам приглашать на занятия пап и бабушек;

• создавать комфортные условия всем участникам группы и аккуратно сопровождать ребенка или маму, если они по каким-либо причинам не включаются в работу группы (например: ребенок бросает игрушки, дерется, ведет себя неадекватно ситуации и мама испытывает чувство неловкости за действия ребенка, сама не может найти выход).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

Цели создания группы

• Объединить нескольких детей со сходными проблемами, что позволяет экономно использовать время родителей и спе­циалистов.

• Обучать детей коммуникативным, когнитивным, двигательным навыкам, вызвать или стимулировать речь.

• Знакомить родителей с наиболее эффективными способами обучения детей.

• Помочь маме найти наиболее разумный и адекватный способ взаимодействия со своим ребенком, учитывающий индивиду­альные особенности и уровень его развития.

Отбор детей

В группу приглашаются дети от 1,5 до 3 лет с хорошим пони­манием языка, но имеющие отставание в развитии экспрессивной речи. Также это могут быть дети с небольшим отставанием в понимании языка, с нарушением коммуникации и отставанием в развитии когнитивных, двигательных, социальных навыков. В группе занимаются дети разного возраста.

Чаще всего у родителей возникают вопросы такого рода: «Ребенок не говорит, а должен в этом возрасте говорить» или «Ребенок не умеет общаться с другими детьми, хорошо бы это исправить, поскольку предстоит посещать детский сад или ясли». Часто мамы говорят: «Мы много читаем, называем постоянно предметы, просим сказать, как называется тот или иной предмет, но ребенок не называет, не повторяет слова, хотя все понимает».

«Как научить ребенка говорить?». Этот вопрос с точки зрения мамы — главный. Мы не пытаемся изменить этот вопрос или откорректировать запросы мамы, а после дополнительного обсле­дования приглашаем ее в педагогическую группу.

Традиционная модель

Основные характеристики

• Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется.

• Используются специальные подсказки и подкрепления, а так же частая прямая оценка успехов ребенка,

• Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить.

• Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью.

Данная модель оказывается особенно эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.

Специфика

• «Правила игры» здесь задают взрослые, которые определяют чему и как учить ребенка. «Образец для подражания» для детей и родителей — это специалист.

• Руководит процессом ведущий, все внимание которого нап­равлено в основном на детей, а маме отводится роль помощ­ника, выполняющего инструкции специалиста.

• Мало возможностей для социализации, так как ситуации, не отвечающие задачам обучения конкретным навыкам, не получают развития.

Современная модель

Основные характеристики

• Ребенок и взрослый — партнеры, они примерно равны. Просто у взрослых больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.

• Она нацелена на сам процесс взаимодействия между ро­дителем и ребенком; этот процесс рассматривается как пред­мет нашей работы.

• Внимание фокусируется не на том, чего ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.

Специфика

В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Они учатся всему этому без усилий и с наслаж­дением.

Данная модель позволяет родителям быть более доступными для своих детей, так как они не обременены инструкциями и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями. Приобретенные здесь навыки ребенок выносит за пределы группы.

Организация групповой работы по данной модели предполагает:

• создание безопасной атмосферы;

• время для свободной игры;

• знание этапов развития ребенка;

• партнерские взаимоотношения.

Преимущества

• У детей имеется больше возможностей для развития вербаль­ной и невербальной коммуникации и реализации основных коммуникативных функций: требование, комментирование, протест, вопрос.

• Дети раньше начинают говорить.

• Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их успешной адаптации в дет­скому саду.

• Взаимодействие между мамой и ребенком оптимизируется. Они оказываются способными лучше понимать друг друга и получать радость от взаимного общения.

Примерное описание группового занятия

(все занятия начинаются и заканчиваются одинаково)

Традиционная модель

Пример тематического занятия, направленного на обучение навыку различения предметов по цвету.

Детей и родителей приглашают в игровую комнату, все поют песенку-приветствие: «Здравствуй...». Ведущий раздает детям объемные пазлы разных цветов (используются предметы не более 3 цветов). 5-7 минут дети играют с ними, меняются, затем ведущий берет поочередно красную, синюю, зеленую фигурки и просит детей дать ему такие же. После выполнения задания игрушки убираются. Ведущий приносит коробку с разноцветными крупными бусами. У каждого из детей шнурок определенного цвета. Ведущий спра­шивает: «Кому красную (синюю, зеленую) бусинку?» Дети кричат: «Мне, мне!». Родители помогают детям собрать бусы по цвету. Каждый ребенок надевает свои бусы, затем надевает их маме на шею, дети рассматривают бусы друг друга, меняются ими.

Ведущий организует хоровод. Родители и дети поют песенку: «На лугу...». (Хоровод повторяется несколько раз в разном темпе).

Затем каждый ребенок выбирает себе цветную ленточку, дети машут «Пока, пока» и по цветным ленточкам уходят из игровой комнаты. Количество заданий может быть увеличено в зависимости от заинтересованности детей.

Современная модель

Пример занятия, направленного ни обучение детей речевым, коммуникативным, когнитивным и двигательным навыкам.

Ведущие встречают родителей и детей до начала занятия. Родители могут задать ведущим волнующие их вопросы, рассказать о том, что происходило в течение недели. Затем родителей и детей приглашают в игровую комнату.

В середине комнаты лежит бумажная простыня, под которой спрятан игрушечный медведь. Все садятся вокруг простыни и поют песенку-приветствие «Здравствуй» (см. Приложение). Затем, детям предлагается на ощупь определить, что спрятано под простыней, все вместе поднимают ее, рассматривают и трогают игрушку. Организуется хоровод со стихотворением «Мишка косолапый...» (хоровод повторяется несколько раз в разном темпе). Дети «укладывают» Мишку спать, используя постельные принадлежности. Затем все садятся в круг, организуется игра для развития мелкой моторики (пластилин, пальчиковые игры, мелкие игрушки). В этой части для обучения коммуникативным, речевым, когнитивным и двигательным навыкам используются естественно возникающие на занятии ситуации, и ребенок может выбирать интересные ему задания.

Следующая часть занятия отводится для свободной игры. В рас­поряжении детей объемные пазлы, лабиринты, мячи, детские книжки. Ведущие наблюдают за действиями детей и помогают родителям использовать естественно возникающие ситуации для обучения.

В конце занятия взрослые помогают детям убрать игрушки. Включаются записи с веселыми детскими песенками, под которые дети и взрослые могут потанцевать. Ведущие прощаются с детьми и родителями, желают им успехов и приглашают наследующее занятие.

Выбор модели групповой работы зависит от того, сколько ведущих работает с группой и каким навыкам планируется обучить детей.

ГРУППА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Цели создания группы

• Помочь детям тоддлеровского возраста (ребенок, начинающий ходить, т. е. от 1 года до 2,5-3 лет) решить задачу «отделения» от мамы, что будет способствовать лучшей адаптации в детскому саду.

• Создать оптимальные условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: умения общаться, разрешать конфликты, навыков саморегуляции, совместной игры со сверстниками и самостоятельной игры.

• Предоставить родителям тоддлеров возможность общаться с родителями, имеющими детей аналогичного возраста, и таким образом получать больше информации об особенностях детей данной возрастной группы и укреплять собственный роди­тельский потенциал.

Группу социализации целесообразно проводить в течение года, так как это позволяет действительно разрешить проблемы семьи, касающиеся налаживания отношений в паре, и закрепляет достигнутый результат._________________________

Отбор детей

В группу приглашаются дети от 1 года до 2,5 лет, имеющие проблемы в социально-эмоциональном развитии. В группу могут быть приглашены и родители, испытывающие серьезные трудности в воспитании или во взаимодействии с ребенком, а также дети с особы­ми потребностями, если у них отмечаются социально-эмоциональные нарушения в развитии.

Основные характеристики

• В задачи ведущих не входит обучение ребенка каким-либо конкретным навыкам. Пространство группы организовано так, что это может происходить само собой, когда дети подражают друг другу или их обучают родители.

• Акцент при работе в группе ставится на взаимодействие в паре «мама-ребенок». Действия ведущих направлены на укрепление взаимоотношений в паре, а не на руководство родителем или ребенком.

• В группе получают развитие различные социальные ситуации (ребенок капризничает, дерется, не отдает игрушки или хочет помочь другому, делится чем-то с мамой и т. д.), причем «трудные» ситуации не разрешаются насильно, а используются ведущими для разговора с родителями об особенностях развития ребенка.

• Доброжелательная и поддерживающая атмосфера в группе позволяет родителям учиться лучше понимать своего ребенка и чувствовать себя более уверенными.

Примерное описание группового занятия

Все занятия начинаются и заканчиваются одинаково.

Ведущие заранее готовят игровое пространство, которое включает несколько зон: игрушки для двигательной активности (лабиринт, труба, мячи), игрушки для развития тонкой моторики (пирамиды, конструкторы, пазлы, мозаики), мягкие игрушки, краски, книги, песочница, предметы домашнего обихода (игрушечная кухня, телефон, украшения, одежда и т. д.), машины и гаражи, игрушки на веревочке и другие.

В комнате не должно быть громоздкой мебели и каких-либо опасных предметов.

Родителей и детей приглашают в игровую комнату. Игра и взаимодействие не регулируются ведущими. Ведущие располагаются в комнате таким образом, чтобы быть доступными для родителей и детей в случае необходимости. Ведущие иногда включаются в ситуации, если это может помочь наладить отношения в паре или дать возможность родителям увидеть другую модель разрешения ситуации. Такого рода взаимодействие происходит в течение 1 часа, затем родителей и детей приглашают на чаепитие. Оно организуется всеми участниками группы, дети помогают убирать игрушки и накрывать на стол.

Совместное чаепитие помогает сделать атмосферу в группе более теплой, а общение — более тесным. Дети учатся навыкам само­обслуживания, с удовольствием делятся друг с другом угощениями, могут более откровенно выразить симпатию друг к другу. Родители используют это время, чтобы обсудить общие для всей группы трудные моменты в воспитании детей (например, многие дети не любят стричься, умываться, причесываться, дерутся на детской площадке или слишком осторожные и т. д.). Они могут поделиться друг с другом опытом, поддержать друг друга, что-то посоветовать.

После чаепития ведущие прощаются с детьми и родителями до следующего занятия.

ГРУППА ИНТЕГРАЦИИ

Цели создания группы

• Включить детей с особыми потребностями в группу обычно развивающихся сверстников.

• Обучать детей с особыми потребностями доступным им коммуникативным, когнитивным, двигательным, социальным навыкам.

• Способствовать формированию у обычно развивающихся детей чувства сопереживания, эмпатии и социальной компетентности.

Группу интеграции целесообразно проводить в течение 4-6 месяцев, так как этот срок позволяет семьям образовать прочные связи и в дальнейшем самостоятельно оказывать друг другу помощь и поддержку.

Отбор детей

Один или два ребенка с особыми потребностями приглашаются в педагогическую группу или в группу социализации.

Основные характеристики

• За основу может быть взята традиционная или современная модели педагогической группы, либо группа социализации.

• Подбор игрушек и игровых заданий проводится с учетом инди­видуальных возможностей ребенка с особыми потребностями.

• Ведущие своим поведением моделируют отношение других участников группы к ребенку с особыми потребностями и его родителям.

В данной модели большое значение имеет организация взаимо­помощи и взаимовыручки детей в группе. Это позволяет обычно развивающимся детям чувствовать свою компетентность, а детям с особыми потребностями научиться принимать помощь и находить области деятельности, в которых они чувствовали бы себя способ­ными достичь успеха.

Важно также, что у родителей, имеющих детей с особыми потребностями, преодолевается боязнь и предубеждение, что другие родители всегда будут плохо к ним относиться.

Участие в группах подобного рода тех родителей, чьи дети не имеют каких-либо нарушений развития, позволяет им стать более чувствительными, понимающими и социально компетентными.

Примерное описание группового занятия

Все занятия начинаются и заканчиваются одинаково.

Пример тематического занятия, направленного на обучение навыку различения предметов по размеру.

Детей и родителей приглашают в игровую комнату, все поют песенку-приветствие: «Вова, привет, привет!..». Детям предлагается найти игрушки, спрятанные в комнате. Дети приносят большие коробки и открывают их. Ведущие и родители обращают внимание детей на размеры коробок (говорят «большой» и показывают жестами). В коробках находятся большие и маленькие картонные круги — большое и маленькое «озера». По предложению ведущих дети маленькие круги оставляют у себя, а большие отдают роди­телям. Ведущий приносит прозрачную коробку с большими и маленькими уточками. Он объясняет, что большие утки будут плавать в большом озере, а маленькие уточки в маленьком. Ведущий раздает уток, а дети и взрослые сортируют их, называя по размеру. Дети с особыми потребностями обычно хорошо подражают дейст­виям других и с удовольствием участвуют в занятиях подобного рода.

После того как уточки рассортированы по размеру, детям пред­лагают показать, как большие и маленькие уточки плавают, летают и крякают. С такими заданиями легко справляются и дети с особыми потребностями, жесты и звукоподражания для которых очень важны.

Ведущие организуют хоровод. Дети рассказывают стихо­творение с использованием жестов «Утка, утка, кря-кря...» (см. Приложение).

По окончании задания организуется свободная игра. Ведущие группы держат ребенка с особыми потребностями в поле зрения, помогают родителям включать его в занятия, организовать игру и общение с другими детьми.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Перед началом работы необходимо дать родителям четкое и ясное представление о той конкретной группе, куда они придут со своим малышом.

Мы предлагаем каждому родителю такой информационный листок:

Работающих с маленькими детьми - student2.ru

Дорогие мамочки!

Вы и Ваш малыш начинаете занятия в педагогической группе. Что же представляет собой наша группа?

Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 3-х месяцев.

В занятиях участвуют специалисты (терапевт языка и речи — логопед, и психолог), малыши и их родители.

Цели занятий:

• помочь ребенку овладеть навыками общения и совместной игры с другими детьми;

• стимулировать речь ребенка;

• развивать познавательную активность;

• совершенствовать крупные и мелкие движения ребенка, его ориентацию в пространстве.

Мы надеемся, что час активной, эмоциональной игры вместе с ребенком доставит Вам удовольствие и искреннюю радость.

Когда работа в группе заканчивается, родителям предлагается заполнить анкету, которая позволяет ведущим оценить эффек­тивность проделанной работы, а родителями лучше понять, что происходило с ними и их ребенком.

Анкета (лицевая сторона)

Перед Вами несколько горизонтальных линий-шкал. На каждой шкале слева и справа помещены некоторые утверждения, касающиеся Вас, Вашего ребенка или работы в труппе. Пожалуйста, отметьте каким-либо значком то место на шкале, которое наиболее точно отражает Ваше отношение к данным утверждениям. Ваши ответы помогут нам проанализировать достоинства и недостатки в работе группы. Помните, что правильных и неправильных ответов нет — нам интересны Ваши ощущения.

На мой взгляд, результаты Результаты превзошли

в речевом развитии все мои ожидания

ребенка отсутствуют

X___________________ 0______________________ X

Участие в группе Именно участие в группе

абсолютно не повлияло положительно сказалось

на развитие коммуникативных на развитии данных

навыков моего ребенка навыков

X___________________ 0______________________ X

Участие в группе никак Участие в группе

не повлияло на моего ребенка оказалось чрезвычайно

полезным для меня

X___________________ 0______________________ X

На мой взгляд, ни одно занятие На мой взгляд, мой

не вызвало положительных ребенок в восторге

чувств у моего ребенка от всех занятий

X____________________ 0______________________ X

На занятиях в группе я На занятиях в группе я

всегда чувствовала себя чувствовала себя

не очень комфортно комфортно все время

X____________________ 0______________________ X

Анкета (оборотная сторона)

Пожалуйста, обведите номера трех утверждений, которые описывают самые важные результаты Вашего участия в группе.

1) Я познакомилась с другими родителями.

2) Я стала чувствовать себя более уверенно в роли мамы.

3) Я лучше узнала моего ребенка.

4) Я увидела конкретные приемы, которые помогут мне развивать моего ребенка и общаться с ним.

5) Я лучше осознала собственные особенности.

6)____________________________________________

7)____________________________________________

8)____________________________________________

Опишите, пожалуйста, чего Вам не хватало и что мешало в работе группы.

Не хватало:

1)____________________________________________

2)____________________________________________

3)____________________________________________

4)____________________________________________

Мешало:

1)____________________________________________

2)____________________________________________

3)____________________________________________

4)____________________________________________

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Потешки, стишки и хороводы

Здравствуй

(шведская песенка)

Здравствуй, Саша,

Саша, здравствуй.

Саша к нам пришла,

чтобы петь и играть.

Саше мы дадим барабан.

Будет громко он стучать:

бам, бам. (Повторить 2 раза)

Зайка

Мы погреемся немножко,

мы похлопаем в ладошки:

хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки тоже мы погреем,

мы потопаем скорее:

топ-топ-топ.

Рукавички мы надели,

не боимся мы метели,

да-да-да.

***

Зайка серенький сидит

и ушами шевелит.

Вот так, вот так

он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, —

надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп,

надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, —

надо зайке поскакать,

Вот так, вот так

надо зайке поскакать.

***

Зайка серый умывается,

видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

вымыл ухо, вытер сухо.

***

Ровным кругом друг за другом

мы идем за шагом шаг,

за ведущим дружно вместе

сделаем вот так:

большие ноги

идут по большой дороге.

Маленькие ножки

бегут по маленькой дорожке.

***

По ровненькой дорожке,

шагают наши ножки,

раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,

в ямку — бух!

По ровненькой дорожке,

устали наши ножки.

Вот наш дом, тут мы живем.

Хоровод

Мы на луг ходили,

хоровод водили,

Вот так на лугу

хоровод водили.

Задремал на кочке

зайка в холодочке,

вот так задремал

зайка в холодочке.

Разбудить хотели,

в дудочки дудели.

Тру-ту-гу, тру-ту-ту,

в дудочки дудели.

Зайку мы будили,

в барабаны били:

Бум, бум, ту-ту-ту,

в барабаны били.

Зайка, просыпайся,

ну-ка, поднимайся.

Вот так, вот так,

Ну-ка поднимайся.

Васька-кот

(русская народная песенка)

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый, беленький.

Ходит Васька-кот.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поет (мяу-мяу).

Пальчиковые игры

***

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем — В лес ходил.

— С этим братцем — Щи варил.

— С этим братцем — Кашу ел.

С этим братцем — Песни пел!

***

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

Этот пальчик — я.

Это вся моя семья.

***

Этот пальчик в лес ходил,

Этот пальчик гриб нашел,

Это пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик встал и съел,

Потому и потолстел!

***

Утка, утка - «Кря - кря».

Не кричи ты зря, зря.

В занятиях можно использовать стихи А. Барто, С. Маршака. Все стихотворения, хороводы, потешки всегда сопровождаются жестами.

С детьми раннего возраста

Учебно-методическое пособие для специалистов,

работающих с маленькими детьми

ВВЕДЕНИЕ

Авторы этой брошюры разделяют ту точку зрения, что на новорожденного с самых первых дней его жизни следует смотреть как на личность. Этот взгляд основан на исследованиях в области детской психологии и педагогики.

Дети с самого момента рождения нуждаются в родителях или других близких, в их любви, заботе, помощи и поддержке. Ребенку нужно многое узнать и многому научиться за детские годы, прежде чем он сможет жить самостоятельно. Помочь ему в этом — и есть главная задача родителей и специалистов, к которым они обращаются за помощью, если возникли трудности при обучении ребенка.

Родители от природы наделены способностью понимать сигналы своего ребенка, однако, бывают ситуации, когда это понимание затруднено, например, если у ребенка есть особые потребности или он проходит возрастной кризис в развитии.

Раньше у родителей было лишь две возможности: либо вос­питывать ребенка дома, и тогда он вынужден общаться лишь с ог­раниченным кругом людей, либо отдать ребенка в ясли, — в этом случае он на весьма длительное время лишается общения с людьми, чрезвычайно для него значимыми, — с родными и близкими взрослыми. Но известно, что ребенок раннего возраста, разлученный с родителями даже на несколько часов в день, может переживать это как психологическую травму, которая негативно влияет на все его дальнейшее развитие.

В последние годы у родителей появилась еще одна возможность: вместе с ребенком посещать различные группы и центры соци­ализации. Это ставит перед специалистами, работающими с детьми раннего возраста, новые профессиональные задачи, поскольку, лишь хорошо понимая этапы развития и индивидуальные особенности ребенка, можно предложить семье помощь в решении возникших у нее трудностей.

Предлагаемые здесь некоторые варианты работы с родите­лями и детьми раннего возраста специально разработаны с целью помочь родителям обучить ребенка необходимым навыкам (ин­теллектуальным, двигательным, речевым, социальным) и не тре­буют столь драматичного для ребенка разлучения с родителями. Они могут служить также примером специализированной помощи семьям, имеющим маленьких детей с разной степенью нарушения развития (детей с особыми потребностями). И, наконец, они обеспечивают равные для всех детей возможности жить и развиваться, и поддерживают уважение потребностей любой семьи.

Наши рекомендации