Банк контрольных заданий и вопросов
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
Тема 1. Развитие социально-педагогической мысли за рубежом
Контрольные вопросы
1. Проанализируйте идеи социальной обусловленности воспитания в античный период (Демокрит, Платон, Сократ, М. Ф. Квинтилиан, Аристотель, Плутарх, И. Златоус, Конфуций).
2. Рассмотрите идеи социальной пеагогики в эпоху Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Я. А. Коменский, В. да-Фельтре).
3. Охарактеризуйте развитие представлений о предмете социальной педагогики от разрозненных идей до целостных концепций (Д. Дидро, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, И. Кант, Г. Спенсер). Введение термина «социальная педагогика» в научный обиход (А. Дистерверг).
4. Раскройте социально-педагогические эксперименты педагогов гуманистов И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна.
5. Рассмотрите возникновение социальной педагогики как науки (П. Наторп).
6. Дайте характеристику социально-педагогическим концепциям XIX - XX века (М. Монтессори, Дж. Дьюи, О. Торндайк, Г. Кершенштейнер, Г. Ноль, Г. Шмидт, Э. Мейман, Я. Корчак, В. А. Лай, Р. Штейнер)
Тема 2. Становление социальной педагогики в России
Контрольные вопросы
1. Раскройте периодизацию возникновения и развития социальной педагогики в России.
2. Охарактеризуйте становление социальной педагогики в России как науки.
3. Проанализируйте становление социальной педагогики в России как Учебной дисциплины.
4. Рассмотрите развитие социальной педагогики в России как области практической деятельности.
Тема 3. Архаический период благотворительности (до образовании Киевского княжества и крещения Руси в IX- X вв.). Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
Контрольные вопросы
1. Перечислите древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности.
2. Раскройте основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах.
3. Опишите заботу о детях-сиротах и вдовах у славян. Скудельницы.
Тема 4. Истоки милосердия, основные тенденции развития благотворительности и социального воспитания в Древней Руси (IX -XV века)
Контрольные вопросы
1. Назовите основные тенденции княжеского попечительства. «Поучение Владимира Мономаха».
2. Раскройте идеи церковно-монастырской системы благотворительности.
3. Проанализируйте идеи милосердия в первых древне-русских сборниках. «Русская правда» о защите семьи и опекунстве.
Тема 5. Развитие церковной, государственной социальной помощи и социального воспитания в России в XVI - XVIII веках»
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие семейного воспитания в России как подготовку к общественной жизни. Опишите памятник русской литературы «Домострой».
2. Проанализируйте роль церкви в развитии общественного призрения.
3. Опишите реформы Петра I в социальной сфере.
4. Рассмотрите систему общественного призрения при Екатерине II.
Тема 6. Государственное и общественное призрение в России в XIX и начале XX века
Контрольные вопросы
1. Раскройте тенденции развития системы государственного призрения.
2. Проанализируйте типы государственного призрения в России: земско-государственный, «приказной», собственно государственный.
3. Назовите основные направления, формы и методы социальной помощи детям и юношеству.
4. Рассмотрите «Устав об общественном призрении» Николая II (1912 г.).
5. Перечислите основные итоги развития системы социальной помаши в России к началу XX века.
6. Рассмотрите особенности ведомства императрицы Марии.
7. Опишите деятельность воспитательных и сиротских домов. Приютов.
8. Опишите деятельность благотворительных учреждений.
Тема 7. Государственная политика защиты детства в XIX и начале XX века. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания
Контрольные вопросы
1. Раскройте становление общественного и частного призрения в Российском государстве.
2. Охарактеризуйте понятие педагогики ненасилия.
3. Проанализируйте теорию свободного воспитания в начале XX века.
4. Проанализируйте идеи русских педагогов Стоюнина В. Я., Одоевского В. Ф. о свободном воспитании в приютах.
5. Опишите взгляды Рериха Н. К. о ненасилии.
6. Рассмотрите идеи Толстого JI. Н. о свободном воспитании.
7. Проанализируйте эксперимент свободного воспитания К. Н. Вентцеля.