Банк контрольных заданий и вопросов

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Тема 1. Развитие социально-педагогической мысли за рубежом

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте идеи социальной обусловленности воспитания в античный период (Демокрит, Платон, Сократ, М. Ф. Квинтилиан, Аристотель, Плутарх, И. Златоус, Конфуций).

2. Рассмотрите идеи социальной пеагогики в эпоху Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Я. А. Коменский, В. да-Фельтре).

3. Охарактеризуйте развитие представлений о предмете социальной педагогики от разрозненных идей до целостных концепций (Д. Дидро, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, И. Кант, Г. Спенсер). Введение термина «социальная педагогика» в научный обиход (А. Дистерверг).

4. Раскройте социально-педагогические эксперименты педагогов гуманистов И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна.

5. Рассмотрите возникновение социальной педагогики как науки (П. Наторп).

6. Дайте характеристику социально-педагогическим концепциям XIX - XX века (М. Монтессори, Дж. Дьюи, О. Торндайк, Г. Кершенштейнер, Г. Ноль, Г. Шмидт, Э. Мейман, Я. Корчак, В. А. Лай, Р. Штейнер)

Тема 2. Становление социальной педагогики в России

Контрольные вопросы

1. Раскройте периодизацию возникновения и развития социальной педагогики в России.

2. Охарактеризуйте становление социальной педагогики в России как науки.

3. Проанализируйте становление социальной педагогики в России как Учебной дисциплины.

4. Рассмотрите развитие социальной педагогики в России как области практической деятельности.

Тема 3. Архаический период благотворительности (до образовании Киевского княжества и крещения Руси в IX- X вв.). Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

Контрольные вопросы

1. Перечислите древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности.

2. Раскройте основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах.

3. Опишите заботу о детях-сиротах и вдовах у славян. Скудельницы.

Тема 4. Истоки милосердия, основные тенденции развития благотворительности и социального воспитания в Древней Руси (IX -XV века)

Контрольные вопросы

1. Назовите основные тенденции княжеского попечительства. «Поучение Владимира Мономаха».

2. Раскройте идеи церковно-монастырской системы благотворительности.

3. Проанализируйте идеи милосердия в первых древне-русских сборниках. «Русская правда» о защите семьи и опекунстве.

Тема 5. Развитие церковной, государственной социальной помощи и социального воспитания в России в XVI - XVIII веках»

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие семейного воспитания в России как подготовку к общественной жизни. Опишите памятник русской литературы «Домострой».

2. Проанализируйте роль церкви в развитии общественного призрения.

3. Опишите реформы Петра I в социальной сфере.

4. Рассмотрите систему общественного призрения при Екатерине II.

Тема 6. Государственное и общественное призрение в России в XIX и начале XX века

Контрольные вопросы

1. Раскройте тенденции развития системы государственного призрения.

2. Проанализируйте типы государственного призрения в России: земско-государственный, «приказной», собственно государственный.

3. Назовите основные направления, формы и методы социальной помощи детям и юношеству.

4. Рассмотрите «Устав об общественном призрении» Николая II (1912 г.).

5. Перечислите основные итоги развития системы социальной помаши в России к началу XX века.

6. Рассмотрите особенности ведомства императрицы Марии.

7. Опишите деятельность воспитательных и сиротских домов. Приютов.

8. Опишите деятельность благотворительных учреждений.

Тема 7. Государственная политика защиты детства в XIX и начале XX века. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания

Контрольные вопросы

1. Раскройте становление общественного и частного призрения в Российском государстве.

2. Охарактеризуйте понятие педагогики ненасилия.

3. Проанализируйте теорию свободного воспитания в начале XX века.

4. Проанализируйте идеи русских педагогов Стоюнина В. Я., Одоевского В. Ф. о свободном воспитании в приютах.

5. Опишите взгляды Рериха Н. К. о ненасилии.

6. Рассмотрите идеи Толстого JI. Н. о свободном воспитании.

7. Проанализируйте эксперимент свободного воспитания К. Н. Вентцеля.

Наши рекомендации