Коррекция группового поведения

Отклоняющееся поведение ученика складывается не только вслед­ствие его внутреннего дискомфорта, но и отношений с другими людь­ми. На формирование поведения ребенка оказывают влияние учи­тель, семья и, конечно же, класс, школьные товарищи, окружаю­щие ребенка дети. Исследования подтверждают, что влияние соучеников по значимости следует сразу за влиянием семьи. По осо­бенностям поведения в классе можно выделить несколько групп детей, каждая из которых требует целенаправленной коррекции по­ведения.

Первую группу составляют дети, особенности поведения кото­рых обусловлены несовпадением их собственной самооценки и оцен­ки другими людьми — учителями, взрослыми, детьми. Это ведет к чрезмерному эмоциональному напряжению. Снова детский мир рас­падается на две части. Дома ребенок хороший, способный, люби­мый. В школе он такой, как все: средний, обычный, а иногда и хуже других детей, что некоторыми детьми переживается очень тяжело.

Ребенок становится привередливым, плаксивым, зависимым от учителя, пытается привлечь к себе внимание, ожидает, чтобы его хвалили, а в случае неудачи печалится, горюет, уходит в себя. Он жалуется на учителя родителям, пытается заручиться их поддерж­кой. Иногда ребенок может мстить за несправедливое к нему отно­шение.

Вторую группу составляют дети, у которых недостаточный уровень подготовки к школьной жизни. Учитель требует одинако­вых результатов от всех учащихся. Некоторые не могут их пока­зать. Возникает напряжение из-за того, что не достигшие опреде­ленной зрелости дети не могут преодолевать школьные трудности. С каждым днем их участь ухудшается, дискомфорт нарастает. Внеш­не это проявляется по-разному: в невнимательности, неспособности

7. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

усваивать элементарные знания, умения, в занятиях посторонними делами. Снижаются темпы развития внимания, памяти, мышления, восприятия, речи.

К третьей группе относятся дети, поведение которых обуслов­ливается ситуацией: когда цели и содержание работы совпадают с их желаниями, она выполняется хорошо; когда цели и содержание неприятные или нежелательные — плохо. «Ситуативные» дети и ведут себя соответственно: то вдруг отказываются от дежурства по классу, то непослушны и невнимательны, то становятся норовисты­ми и упрямыми, не желают ничего делать. Если от них жестко потребовать выполнения обязанностей, наступает эмоциональный спад — усталость, бессилие, раздраженность, упрямство, конфлик-тность. Здесь имеет место естественный процесс подъемов и спадов, которого учителя не желают замечать. Не бывает, чтобы ребенок был всегда ровным и предсказуемым. В некоторых случаях «ситуа­тивных» детей торопятся причислить к девиантным, и если это слу­чается, то коррекция идет им во вред. Приходится еще раз напом­нить учителю: не навреди — если не понимаешь до конца, что про­исходит, отступись со своими действиями.

Четвертую группу составляют дети, выпадающие из совмест­ной деятельности. Их отличает нежелание и неумение наладить отношения с одноклассниками. Возникает противостояние «Я — они». Ребенок хочет быть в центре внимания, а когда это не удает­ся, отказывается от всего. «Непризнанный лидер» доставляет мно­го хлопот своим непредсказуемым поведением: он может вымещать свое неудовольствие физическими действиями — бросаться камня­ми, бить окна, портить имущество. Отвергнутые, не принятые кол­лективом дети ожесточаются и впадают в деструктивное поведение. От них можно ожидать всего.

«Непризнанного лидера» можно «вычислить» по следующим при­знакам:

- неконтактность, неспособность ни с кем подружиться;

- сильно завышенная (или наоборот, заниженная) самооценка;

- постоянная неудовлетворенность, плохое настроение;

- конфликтность, склонность к деструктивному поведению.

К пятой группе могут быть отнесены, дети со сложностями адаптации. Их легко заметить: ребенок или с удовольствием идет в школу, или относится к ней нейтрально как неизбежному месту пребывания, или враждебно и не проявляет никакого желания по­сещать. Может убежать или остро конфликтовать с учителями и детьми. Причины отказа ребенка посещать школу кроются чаще всего именно в несложившихся отношениях с другими детьми.ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

л-~»м.«т1ПП.

566 пе.мш •>,.....

Одна из аксиом правильного школьного воспитания — формиро­вание и сплочение коллектива класса. Если педагогу удалось объе­динить детей, сдружить их, сделать неравнодушными к судьбам друг друга, то половину воспитательных проблем он уже решил. Осуще­ствляя коррекционную работу по сплочению класса, облегчению адаптации детей к школьной жизни, необходимо:

• вести с каждым ребенком индивидуальную целенаправленную работу, чтобы полнее раскрыть его возможности;

• закреплять положительную самооценку, чувство собственно­го достоинства вместе с чувствами справедливости, уважения

к другим;

• формировать «ресурс успеха» — уверенность в том, что все

трудности будут успешно преодолены;

• регулярно организовывать всякого рода соревнования между детьми, чтобы каждый мог в чем-то проявить себя, продемон­стрировать свои способности и умения, тогда статус значи­тельно усиливается, возрастает самооценка: дети наглядно видят, что один силен в одном, а другой — в другом;

• создавать положительную мотивацию для успешного выпол­нения предстоящей работы;

• использовать награды, поощрения, присваивать звания, ти­тулы отличившимся так, чтобы ни один ребенок в классе не остался без титула: «лучший по математике», «лучший в прыжках», «лучший по опрятности книг и тетрадей». Итак, ребенок утверждает образ собственного «Я» по реакции окружающих его людей. Школьный класс — это коллектив, фор­мированием и развитием которого управляет учитель. Если коллек­тив достигнет высокого уровня, он сам становится воспитателем для своих членов. Учитель достигнет значительных успехов в кор-рекционной работе, если будет сочетать влияние на весь коллектив, на отдельные подгруппы детей, выделенные по определенным при­знакам, с индивидуальным воздействием на каждого ученика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакарова Р.К. Социально-педагогические условия формиро­вания добрых человеческих отношений между учащимися сельской многонациональной школы. — Алма-Ата: Изд-во ОИПРК, 1992.

2. Абросимова Е.Г. Некоторые аспекты создания экологически чистой среды // Витагенная педагогика как основа развития лично­сти. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

3. Азаров Ю. Семейная педагогика. — М.: Аргументы и факты,

1993.

4. Андреева Е.Л. Глобализация образования на примере Герман­ского прикладного университета Висбадена // Проблемы интерна­ционализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенчес­ких обменов: Материалы конференции 23-27 мая 2000 г. — Екате­ринбург: Изд-во УГППУ, 2000.

5. Астахова Е.С. Роль архитектурной среды в психолого-педаго­гических аспектах образования // Инновационные аспекты учебно­го и воспитательного процессов в технических вузах: Материалы научно-методического семинара вузов Северного Кавказа. — Ново­черкасск: Изд-во ЮРГТУ, 1999.

6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразо­вательной школе. — М., 1985.

7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педа­гогических исследований. — М.: Педагогика, 1982.

8. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогичес­кого процесса (В вопросах и ответах). — Киев: Рад. школа, 1984.

9. БадьониА.Н. Любовь от пробуждения до гармонии. М., 1992.

10. Байсангурова Л.В. Оценивание учебных достижений млад­ших школьников в условиях безотметочного обучения // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 16 / Под ред. B.C. Куку-шина. — Ростов н/Д: ГинГо, 2004.

11. Балабан МА. Школа-парк. Школа свободы и выбора // Пер­вое сентября.1997. № 30.

12. Барышникова НА. Особенности организации учебного и кор-рекционно-воспитательного процесса для детей с последствиями органического поражения центральной нервной системы // Вест­ник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. № 3.568

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13. Батурина Г.И. Методологичнские основы этнопедагогики // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. — М.: Изд-во РАО, 1999.

14. Батурина Г.И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Сов. педагогика. 1975. № 4.

15. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с го­ло графическим методом проекций (материалов лекций). — Ниж­ний Тагил: НТФ ИРРО, 1997.

16. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование. Гологра-фический подход. — Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1999.

17. Бердяев НА. О назначении человека. — М., 1993.

18. Бердяев НА. О рабстве и свободе человека. — Париж, 1939.

19. Бердяев Н. Самопознание. — Париж, 1949.

20. Бердяев Н. Смысл истории. — М., 1990.

21. Бердяев НА. Философская истина и интеллигентская прав­да// Христианский учитель. 1993. № 2.

22. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. — М.: Политиздат, 1968.

23. Бернал Дж. Наука в истории общества. — М., 1956.

24. Бершадский М.Е. Создание обучающей среды для формиро­вания когнитивного поведения учащихся // Завуч, 2003. №1.

25. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогических технологий. — М., 1989.

26. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жиз­ни. — СПб., 1908.

27. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М., 1976.

28. Биби Р. Основы общечеловеческих ценностей. — М.: Изд-во МФО, 1999.

29. Библия. Синодальное издание.

30. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагоги­ческой психологии. — Вильнюс, 1971.

31. Битинас Б. Процесс воспитания: Приобщение к ценностям. — М., 1994.

32. Битинс Б.П., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащих­ся: основные теоретические положения // Опыт разработки концеп­ций воспитания. Ч. 1. — Ростов н/Д, 1993.

33. Блонский П.П. О наказании // На путях к новой школе. 1924. № 1.

34. Боголюбов В.И. О тенденциях в развитии педагогичнской тех­нологии // Иностранные языки в школе. 1994. № 4.

ЛИТЕРАТУРА

35. Богоявленаская Д.Б. Одаренность: предмет и метод // Ма­гистр. 1994. № 2.

36. Богословский М.В. Граф Игнатьев // Магистр. 1993. № 4.

37. Бодалев А А. Об одаренности человека как субъекта обще­ния // Мир психологии. 1998. № 4.

38. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. — М., 1981.

39. Болдырева МА. Методические рекомендации по учебно-вос­питательной работе с учащимися-мигрантами в общеобразователь­ной школе. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.

40. Болдырева С.Н., Лысенко Л.И. Гуманитарно-эстетическая система воспитания города // Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования (Опыт г. Таганрога). Вып. IV. — Таганрог, 1993.

41. Ъондаревская Е.В. Воспитание как возрождение граждани­на, человека культуры и нравственности. — Ростов н/Д, 1994.

42. Бондаревская Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция // Опыт разработки концепций воспитания. — Ростов н/Д, 1993.

43. Бондаревская Е.В. Человек культуры как цель образователь­но-воспитательной системы педагогического вуза // Развитие лич­ности в процессе педагогической деятельности. — Майкоп, 1994.

44. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. — М. —Рос­тов н/Д: Учитель, 1999.

45. Бондаренко Ю.Я. Человек. Судьба. Вселенная глазами древ­них мудрецов. — М., 1994.

46. Борее Ю. Эстетика. — М., 1988.

47. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? — М., 1991.

48. Брежнев B.C. Человек и религия. — Ростов н/Д, 1992.

49. Буданова Г.П. Свободное время ребенка в изменяющемся со­циуме // Магистр. 1993. № 5.

50. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988.

51. Быков В.В. Методы науки. — М.: Наука, 1974.

52. БыховскийА. На пути к глобальной этике (Религиозно-нрав­ственные искания В.И. Вернадского) // Наука и религия. 1989. № 11.

53. Вагнер Г.К. В поисках Истины. — М., 1993.

54. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавгева. — М.: Просвещение, 1988.

55. ВГОС. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. — М., 1993.570

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

56. Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе. — М., 1975.

57. Вилотиевич М. Изменение внутренней педагогической орга­низации работы в школе // Завуч. 2000. № 2.

58. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. — М., 1988.

59. Виноградов В.В. Построение учебного плана школы глобаль­ной ориентации // Завуч. 1999. № 8.

60. Власова В.Н. Технология «открытых форм» // Педагогика личности. Вып. 2. — Ростов н/Д: ГинГо, 2002.

61. Внеурочная работа с учащимися / Под ред. B.C. Кукуши-на. — Ростов н/Д, 1991.

62. Водарский Я.Е. Население России за 400 лет. — М.: Просве­щение, 1973.

63. Беликова Т.В. Учитель и семья. — М.: Просвещение, 1987.

64. Воспитательная система массовой школы: Проблемы шума-низации / Под ред. Л.И. Новиковой. — М., 1992.

65. Воспитательная система учебного заведения. Материалы Все-союз. науч.-метод, конф. г. Николаев. — М., 1992.

66. Воспитательная система школы / Под ред. Л.И. Новиковой. — М., 1991.

67. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. — М., 1989.

68. Вульфов Б.З. Три парадокса методики воспитания // Магистр. 1993. № 2.

69. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. Т. 4. — М., 1982.

70. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возра­сте. Психологический очерк: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.

71. Газман О.С. Диагностика и методика самопознания: Методи­ческие рекомендации. — М., 1991.

72. Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы // Опыт разра­ботки концепций воспитания. — Ростов н/Д, 1993.

73. Гилъбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М.: Знание, 1991.

74. Глассер У. Школы без неудачников. — М., 1991.

75. Глинский БА. и др. Моделирование как метод научного ис­следования. — М., 1965.

76. Глобализм как феномен и мировоззрение // Мир психоло­гии. 1999. № 3.

ЛИТЕРАТУРА

77. Голубев Л.К. Методы измерения и прогнозирования в иссле­довании воспитательного процесса. — Л., 1986.

78. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаев Н.В. Основы коррекци-онной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина, — М.: Академия, 2002.

79. Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М., Крупенин А.Л. Требова­ния, предъявляемые к методам психолого-педагогического обследо­вания школьников. — Ростов н/Д, 1988.

80. Горбатюк А.Н. Творчество как наивысшая форма человечес­кой деятельности // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 12. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

81. Гребенников И.В. Школа и семья. — М.: Просвещение, 1985.

82. Гришин Д.М. Новое космическое мышление и педагогика // Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. — Тула, 1994.

83. Гришин Д.М., Михеева ГЛ. К.Э. Циолковский — этика кос­мическая и земная // Магистр. 1993. N° 1.

84. Гуревич Л.С. Куда идешь, человек? // Знак вопроса. 1991. №7.

85. Гусейнов АА. Золотое правило нравственности. — М., 1982.

86. Дарвин Ч. Нравственная культура // Мое миросозерцание. — СПб., 1909.

87. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотноше­ния // Педагогика. 1992. № 7, 8.

88. Данилов МА. Общая методология науки и специальная ме­тодология педагогики в их взаимоотношениях // Сов. педагогика. 1972* № 5.

89. Диреклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направ­ления деятельности. — М.: Вербум-М., 2002.

90. Диреклееева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. — М.: Вербум-М., 2001.

91. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и иннова­ционные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по кур­су «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. — М.: ГНОМ и Д, 2001.

92. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Сост. Н.Д. Шматко. — М,: Аквариум ЛТД, 2001.

93. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М.: Знание, 1986.

94. Джинотт Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. — М.: Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.572

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

95. Дик Н.Ф. Воспитательный проект многонационального обра­зовательного комплекса Советского района Ростова-на-Дону. «СШ №15 — ДС №177». — Ростов н/Д, 1993.

96. Дик Н.Ф. Воспитание и социализация личности ребенка в Самарской средней школе №1 Азовского района. Ростов-на-Дону «СШ №15 — ДС №177». — Ростов н/Д, 1993.

97. Дик Н.Ф., Олейникова Т.И., Кукушин B.C. Основы туристи-ко-краеведческой работы в начальной школе. — Ростов н/Д: Изд-во Ростобл ИУУ, 1990.

98. Дик Ю.И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. — М., 1987.

99. Дыхан Л.Б. Теоретические и практические аспекты валеоло-гизации образовательной среды // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 12. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

100. Дыкан Л.В., Кукушин B.C., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. — М.—Ростов н/Д: МарТ, 2004.

101. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. — М., 1991.

102. Емелина Т Л., Спалвис А.Г., Фролова Т.Ф. Развитие детей в классах повышенного педагогического внимания // Инновационная школа. 1996. № 2.

103. Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? — Нью-Йорк, 1992.

104. Завелъский Ю.К. Концепция работы гимназии № 1543 с одаренными детьми // Завуч. 2000. № 1.

105. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактическо­го исследования. — М.: Педагогика, 1982.

106. Зайцева ИА. Многонациональная образовательная среда: уроки этнического взаимодействия // Известия Академии педаго­гических и социальных наук. 2002. № 6.

107. Зайцева И А. Моделирование образовательной среды // Че­ловек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 8. — Ростов н/Д: ГинГо, 2000.

108. Зайцева И А.. Организация взаимодействия для создания воспитывающей среды // Витагенная педагогика как основа разви­тия личности. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

109. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986.

110. Захлебный A.M. Педагогические принципы и условия педа­гогического образования. — М., 1968.

111. Земская Н.Е. Реалии жизни — основа деятельности школь­ного логопеда // Витагенная педагогика как условие развития лично-

ЛИТЕРАТУРА

сти. Материалы научно-практич. конф. 18.11.99. — Ростов н/Д: ГинГо. 1999.

112. Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса // Начальная школа. 1988. № 10.

113. Из опыта преподавания математики в средней школе: Посо­бие для учителей / Сост.: А.В. Соколова, В.В. Пикан, В.А. Огане­сян — М.: Просвещение, 1979.

114. Ильин А.И. Путь к очевидности. — М., 1993.

115. Ильин А.И. Феномен человека. — М., 1993.

116. Ильин А.И. Творческая идея нашего будущего. — Новоси­бирск, 1991.

117. Ильина ТА. Педагогика. — М., 1984.

118. Кабанова-Меллер ЕЛ. Учебная деятельность и развиваю­щее обучение. — М.: Знание, 1981.

119. Канарская ИА. Пути совершенствования педагогического эксперимента // Организация и методика экспериментальных педа­гогических исследований. — М.: Изд-во РоПИИшкол, 1983.

120. Караковский ВА. Воспитательная система школы: педаго­гические идеи и опыт формирования. — М., 1992.

121. Кацура А.В. Экология и человеческие ценности // Вестник АсЭКО. 1994. № 2.

122. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. — М.: Акаде­мия, 2000.

123. Кешеян А., Галыга И. Методика развития творческого по­тенциала на уроках математики в классах повышенного педагоги­ческого внимания // Тезисы докладов НПК. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

124. Ключевский В.О. Два воспитания. Собр. соч. Т. 9. — М., 1990.

125. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1988.

126. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. — М.: Просвещение, 1975.

127. Козлов В.И. Национальности СССР. — М.: Финансы и ста­тистика, 1982.

128. Колесникова И А. Педагогические цивилизации и их пара­дигмы // Педагогика. 1995. № 6.

129. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М.: АСТ-ЛТД, 1997.

130. Кондрашов ВА. Нравственные ценности и личность. Ростов н/Д, 1992.574

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

131. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его приме­нения в педагогике // Проблемы теории воспитания. Сб. статей. — М., 1974.

132. Коррекционная педагогика / Под ред. B.C. Кукушина. — М.—Ростов н/Д: МарТ, 2004.

133. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. — М.: Академия, 2001.

134. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 1998.

135. Коррекционно-развивающие задания для младших школь­ников / Сост. А.В. Болдырева-Вараксина. — Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2001.

136. Кирсанова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспеваю­щие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обуче­нии младших шкаольников. — М.: Российское педагогическое се­мейство, 1997.

137. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

138. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. — М., 1997.

139. Краткий педагогический словарь пропагандиста. — М., 1988.

140. Краткий психологический словарь. — М., 1985.

141. Кривцов А. О самом интимном. — Ростов н/Д, 1990.

142. Критерии и методика выявления уровня воспитанности со­знательной дисциплины школьников. Методические рекомендации / Под ред. Л.А. Выговского. — Иркутск, 1986.

143. Кропоткин ПА. Этика. — М., 1991.

144. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической дея­тельности. — Л., 1970, 1980.

145. Кукушин B.C. Введение в педагогическую деятельность. — М.— Ростов н/Д: МарТ, 2004.

146. Кукушин B.C. Витагечная педагогика в пенитенциарной школе // Мир образования и образование в мире. 2001. № 1.

147. Кукушин B.C. Витагенная педагогика как объективная ре­альность в школе этнокультуры // Известия Академии педагоги­ческих и социальных наук. 2001. № 5.

148. Кукушин B.C. Воспитание толерантной личности в поли­культурном социуме. — Ростов н/Д: ГинГо, 2002.

149. Кукушин B.C. Дидактика. — М.— Ростов н/Д: МарТ, 2003.

150. Кукушин B.C. Общие основы педагогики. — Ростов н/Д: МарТ, 2002.

ЛИТЕРАТУРА

151. Кукушин B.C. Основы валеологии. — Ростов н/Д: ГинГо, 1998.

152. Кукушин B.C. Особенности межнациональных отношений в Ростовской области // Изучающим ленинское идейное наследие. — Ростов н/Д, 1989.

153. Кукушин B.C. Система развития учащихся в классах повы­шенного педагогического внимания // Витагенная педагогика как условия развития личности: Материалы III научно-практической конференции в Новочеркасске. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

154. Кукушин B.C. Теория и методика воспитательной работы. — М.—Ростов н/Д: МарТ, 2004.

155. Кукушин B.C. Учителю физики о воспитании. — Ростов н/Д: ГинГо, 1999.

156. Кукушин B.C. Экологическое воспитание учащихся при обу­чении физике. — Ростов н/Д, 1990.

157. Кукушин B.C. Экология человека. — Ростов н/Д: Логос, 1994.

158. Кукушин B.C. Этнопедагогика. — М.: Изд-во МПСИ, 2002.

159. Кукушин B.C. и др. Школьный интерьер. — Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1990.

160. Кукушин B.C., Бакланова Л.Р. Воспитание толерантной лич­ности — педагогика XXI века. — Ростов н/Д: ГинГо, 2003.

161. Кукушин B.C., Маслов И.Д., Горгона В.И. Экономическое воспитание учащихся при обучении физике. — Ростов н/Д, 1990.

162. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопси­хология. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.

163. Кукушин B.C., Финагеев А.И., Молодцова Т Д. Эстетическое воспитание учащихся при обучении физике. — Ростов н/Д, 1990.

164. Кульневич B.C. Педагогика личности. Ч. 1. Стратегия и так­тика личностного воспитания. — Ростов н/Д, 1995.

165.Культура межнационального общения / Под ред. Н.С. Авду-лова. — Ростов н/Д: Изд-во СКНУ В1П, 2003.

166. Кумарина Г.Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы. — М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

167. Куражковский Ю.Н. Учение о человеке. — Ростов н/Д, 1993.

168. Каренина А.В. Историко-педагогическое исследование про­блемы неуспеваемости школьников: Автореф. дисс... канд. пед. наук.— Елец, 2003.

169. Кутасова Т.Л. Человек как личность. — Ростов н/Д, 1992.

170. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность // Семья и школа. 1990. № 9.576

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

171. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. — М.: Просвеще­ние, 1960.

172. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Пе­дагогика, 1971.

173. ЛеонтъевА.М. Избранные психологические произведения. — М., 1983.

174. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущ­ность, содержание, технологии / Под ред. Е.В. Бондаревской. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.

175. Лосев А.Ф., Тахо-Годи. АА. Платон. Аристотель. — М., 1993.

176. Лосский Н.О. Характер русского народа. — М., 1957.

177. ЛурияА.Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.

178. Маишева В.А. Работа с родителями: Пособие для учите­ля. — М.: Просвещение, 1982.

179. Макаев В.В., Малъкова ЗА., Супрунова Л.Л. Концепция по­ликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999.

180. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. — М., 1984.

181. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной пе­дагогики // Дефектология. 1996. № 1.

182. Малъкова ЗА., Новикова Л.И. Концепция воспитания уча­щейся молодежи в современном обществе // Опыт разработки кон­цепций воспитания. Ч. 1. — Ростов н/Д, 1993.

183. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клини-ко-нейропсихологическая диагностика). — М.: Компенс-центр, 1993.

184. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии // Воспита­ние и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 2.

185. Мельникова ЛА. Концепция «трудовой школы» в научно-педагогическом наследии М.М. Пистрака: Автореф. дис... канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 1995.

186. Методы научно-педагогического исследования. Сб. статей / Под ред. Ю.К. Бабанского и B.C. Ильина. — Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1972.

187. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пис-кунова, Г.В. Воробьева. — М., 1979.

188. Мой мир и Я. Путь к единению / Под ред. Б.П. Битинаса. — М., 1993.

189. Мой мир и Я. Путь любви. Руководство для учителя / Сост. М. Станеки-Козвосски. — М., 1994.

ЛИТЕРАТУРА

190. Молодцова Т.Д. Теория и практика предупреждения и пре­одоления дезадаптации подростков: Автореф. дис... докт. пед. наук. — Ростов н/Д, 1998.

191. Моляко В А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994, № 5.

192. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. — М.: Педа­гогика, 1986.

193. Моррис Г. Сотворение мира: научный подход // Христианс­кий учитель. 1994. № 3.

194. Мудрик ВА. Личность школьника и ее воспитание в кол­лективе. — М., 1983.

195. Мудрик А.В. Социализация // Магистр. 1993. № 3.

196. Народы России. Энциклопедия / Под ред. В.А. Тишкова. — М.: БРЭЮ, 1994.

197. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический кол­лектив. — М.: Просвещение, 1984.

198. Наука и нравственность. — М., 1971.

199. Начально-военная подготовка и военно-патриотическое вос­питание в общеобразовательной школе. — М., 1975.

200. Неижко Л А. Эффективность применения средств обучения в учебном процессе // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 11. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

201. Йеменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в шко­ле // Опыт разработки концепций воспитания. Ч. 2. — Ростов н/Д, 1993.

202. Необходим приоритет нравственного воспитания над интел­лектуальным развитием // Христианский учитель. 1994. № 4.

203. Необъявленная война // Комсомольская правда. 1995. № 33.

204. Ницше Ф. Антихрист. — СПб., 1907.

205. Образ человека / Под ред. П.С. Гуревича. — М., 1994.

206. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Бондаревской Е.В. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.

207. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспева­ющими школьниками / Под ред. Г.Ф. Кумариной. — М.: Изд-во НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, 1991.

208. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. — Смоленск, 1994.

209. Овчарова Р.В. Технологии практического образования. — М.: Сфера, 2000.

210. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / Под ред. В.И. Андреева. — Казань: Изд-во КГУ, 1989.578

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

211. Организация обучения и воспитания детей с задержкой пси­хического развития: Сборник документов, регламентирующих ра­боту по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возраста / Сост. Л.И. Романо­ва, Н.А. Цыпина. — М.: Компенс-центр, 1993.

212. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецо­вой. — М.: Академия, 2002.

213. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. — М.: Педагогика, 1986.

214. Педагогика / Под ред. Ю.К, Бабанского, Г. Нойцер — М., 1984.

215. Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. М.А. Поваляевой. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

216. Педагогические технологии / Под ред. B.C. Кукушина. — М. — Ростов н/Д: МарТ, 2004.

217. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта, 2000.

218. Печчеи Ф. Человеческие качества. — М., 1980.

219. Пилиппоеский В.Я. Традиционалистско-консервативная па­радигма в теории обучения на Западе // Педагогика. 1992. № 9-10.

220. Письмо МО РФ от 09.09.92 № 30-95-6 «О примерном поло­жении о классах компенсирующего обучения в общеобразователь­ных учреждениях» // Вестник образования. 1992. № 11.

221. Плешкова Г.В. Просвет: умерщвление души // Русский дом.

2000. № 9.

222. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике.

— М.: ВЛАДОС, 2002.

223. Подставка ГА. Концепция воспитательной работы // Класс­ный руководитель. 1999. № 1.

224. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.

225. Поташник М.М. Педагогическое творчество! Проблемы, раз­витие и опыт. — Киев, 1988.

226. Принцип отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурня. — М., 1973.

227. Программы для общеобразовательных учреждений: коррек-ционно-развивающее обучение: нач. классы / Сост. Л.А. Вохмяни-на. — М.: Дрофа, 2000.

228. Программы специальной общеобразовательной школы и классов выравнивания для детей с задержкой психического разви­тия. Начальные классы. — М.: Просвещение, 1999.

229. Программы средней общеобразовательной школы. Началь­ные классы. — М.: Просвещение, 1998.

230. Психология и педагогика / Под ред. В.М. Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.

231. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лей-теса Н.С. — М.: Академия, 1996.

232. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. — М.:

АРКТИ, 1999.

233. Пэскал Д.Л. Духовное и моральное развитие. Рабочие мате­риалы для дискуссии // Магистр. 1994. № 2.

234. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубро­виной. — М.: Просвещение, 1991.

235. Развитие творческих способностей учащихся / Под ред. B.C. Кукушина. — Шахты, 1990.

236. Разумовская Т.В. Глобальное образование в российской

школе // Завуч. 1999. № 8.

237. Ранович А.В. Первоисточники по истории раннего христи­анства. — М., 1990.

238. Раттер М. Помощь трудным детям / Под ред. А.С. Спива-

ковской. — М.: Прогресс, 1987.

239. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковалъчук МА. Воспита­ние толерантности у школьников. — Ярославль: Академия разви­тия, 2003.

240. Роналд Нэш, Вильям Браун.. Наука и христианство // Хри­стианский учитель. 1993. № 1.

241. Россия. Энциклопедический словарь / Под ред. К.К. Арсе-ньева и Ф.Ф. Петрушевского. — Л.: Лениздат, 1991.

242. Рудаков С.В. Глобализм как феномен и мировоззрение // Мир психологии. 1999. № 3.

243. Русский космизм / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. — М.,

1993.

244. Рыбкин ИМ. Первая модель человечества. Вторая модель

человечества // МиГ. 1991. № 1.

245. Рябченко A.M., Кукушин B.C. Уникальному городу — уни­кальную систему воспитания // Воспитание и развитие личности в обновляющейся система образования (Опыт г. Таганрога). Вып. IV.

— Таганрог, 1993.

246. Саенко Ю.В. Специальная психология: Курс лекций. — Та­ганрог: изд-во ТГПИ, 2003.

247. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. — Л., 1990.580

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

248. Сахаров АД. Размышления о прогрессе, мирном сосуще­ствовании и интеллектуальной свободе // Вопросы философии. 1990. № 2.

249. Семенова С.Г. Русский космизм Вступительная статья // Русский космизм. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

250. Синицин М.В. Школьное образование старшеклассника // Русский дом. 2000. № 9.

251. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детс-ко-родительских отношений. — М.: ВЛАДОС, 2001.

252. Система коррекционно-развивающего обучения Ростовской области (документы и материалы). — Ростов н/Д: Изд-во МО и ПО РО, 1998.

253. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. — М.: Педагогика, 1989.

254. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М., 1986.

255. СкрыпникА.П. Добродетель. Аморальность. Зло // Магистр. 1993. № 4.

256. Словарь по коррекционной педагогике и специальной пси­хологии / Сост. Н.В. Новоторцева. — Ярославаль: Академия разви­тия, 1999.

257. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управ­лять поведением человека. — М.: Просвещение, 1992.

258. Соколова В.М., Юзефович ГЛ. Отцы и дети в меняющемся мире: — М.: Просвещение, 1991.

259. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: условия и средства воспитания // Педагогика наших дней. — Краснодар, 1989.

260. Соловьев B.C. Добро в человеческой природе. Собр. соч. в 2т. — М., 1990.

261. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Собр. соч. в 2 т. — М., 1990.

262. Соловьев Вл. Жизненный смысл христианства. — СПб., 1882.

263. Соловьева Е.А. О художественных способностях детей // Завуч. 2000. № 6.

264. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М.,

1991.

265. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назарова. — М.:

Академия, 2001.

266. Спиваковская А.С. Как быть родителями? — М., 1986.

267. Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе / Под ред. Т.Т. Огородникова. М., 1969.

268. Степанов С.Ю. и др. Пакет программ расчета характеристик диалогического мышления и решения творческих задач. — М., 1986.

269. Сухомлинский ВЛ. Избр. пед. соч. т. 3. — М., 1981.

270. Сухомлинский ВА. Методичка воспитания коллектива. —

М., 1981.

271. Сухомлинский В А. Разговор с молодым директором шко­лы. — М., 1983.

272. Сухорукова Л.М. Теоретическая разработка категории «миг-рантская педагогика» в научной школе Е.В. Бондаревской в 90-е годы XX века // Теория, практика и перспективы образования, поликуль­турного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2001.

273. Талант нужно беречь // Мир психологии. 2000. № 1.

274. Таланчук Н.М. Критерии оценки передового педагогичес­кого опыта // Советсткая педагогика. 1979. № 7.

275. Тартпаковский М.С. Человек — венец эволюции? // Знак

вопроса. 1990, №10.

276. Тащева А.И. Как сделать родителей друзьями школы? // Материалы всероссийской конференции «Здравый смысл и досто­инство в школе. Современные проблемы социально-психологичес­кой адаптации детей и подростков». — М.: Генезис, 1998.

277. Тейяр де Шарден П. Феномен человека, — М., 1987.

278. Теория и практика воспитательных систем / Под р

Наши рекомендации