Дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов
В определенный день недели (один раз в месяц) желательно проводить день открытых дверей класса.
На уроки и внеклассные занятия приглашаются все родители. Они могут прийти на любой урок, посмотреть, как работает их ребенок, сравнить его с другими учащимися. В конце дня (после уроков) ведется разговор с родителями о работе класса в целом, о воспитании отдельных ребят.
Конечно, проведение дня открытых дверей — это дополнительные заботы, хлопоты, подготовка. Но все это себя оправдывает. Так, иногда родителям кажется, что их ребенок читает хорошо, неплохо соображает по математике, что получаемые им оценки не соответствуют его знаниям. Однако когда они сами побывают на уроках,508
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ознакомятся с требованиями учителя, то смогут правильнее, объективнее оценить успехи своего ребенка. Те, кто посещает дни открытых дверей систематически, видят продвижение своих детей в учебе, знакомятся с огромным трудом учителя, проникаются к нему уважением. Посещая открытые уроки, родители могут посмотреть тетради других учеников, а после уроков обменяться мнениями, получить ценные советы, педагогические рекомендации.
Опыт показывает, что дети любят открытые уроки, готовятся к этому дню. Они ждут своих пап и мам, и им хочется выглядеть лучше. Они стараются показать свои достижения в учебе, в труде.
Вечера вопросов и ответов как форма педагогического просвещения могут применяться в любых аудиториях, но не часто. Целесообразно проводить их после цикла бесед по основам семейного воспитания. На таком вечере родителям представляется возможность получить ответ на любой вопрос, касающийся воспитания, здоровья, жизни ребенка. Все, что неясно, что беспокоит семью, в чем сомневаются родители, можно выяснить на этом вечере.
Подготовку к проведению вечера вопросов и ответов нужно вести заблаговременно. Такие вечера родители охотно посещают. Буквально всех их интересует, как воспитывают детей в других семьях, как справляются с трудностями, ведь даже в очень благополучных семьях есть свои сложности.
Вопросы, заданные родителями, анализируются на заседании родительского комитета, а потом передаются по назначению: вопросы к администрации — директору школы, вопросы к родительскому комитету — его председателю, вопросы к врачу — невропатологу, школьному врачу.
Как показывает практика, систематичность, целенаправленность в работе с родителями приводит к тому, что в классе создается коллектив родителей, коллектив учащихся, и поэтому и те, и другие активно участвуют в общественной жизни школы, в общественно полезном труде.
Индивидуальная работа с родителями
Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании, о многом можно поговорить лишь в беседе с глазу на глаз. Между учителем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения.
Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка. Они позволяют устранять
СЕМЬЯ И ШКОЛА
негативные и укреплять позитивные факторы в семейном воспитании школьника.
Главным критерием отбора и структурирования информации должна быть охрана интересов ребенка. Поэтому при неадекватности родительских установок беседа педагога должна быть построена так, чтобы предотвратить искаженное восприятие родителями картины психического развития ребенка и изменить ошибочные установки и стереотипы, усвоенные родителями ранее. В случаях ошибочных установок обязательным компонентом профилактической работы должна стать специальная работа с родителями по формированию у них «воспитательной компетентности».
Формулирование условно-вариативного прогноза развития ребенка в виде возможных прогнозов на ближайшие перспективы выполняет ряд функций:
• раскрывает перед родителями проблемное альтернативное поле;
• обеспечивает мотивационную готовность родителей к участию в совместной работе с педагогом по разработке конкретных рекомендаций и их реализацию;
• делает поиск целей и средств коррекции более разумным и «осознанным»;
• позволяет распространить некоторые рекомендации на сферу профилактики отклонений в развитии.
Практическим итогом проведения индивидуальной консультации должны стать рекомендации по преодолению и предупреждению отклонений и негативных тенденций в развитии ребенка. Важно, чтобы сами родители стали их активными участниками и соавторами.
Хорошо, если кто-то из членов семьи регулярно поддерживает связь со школой, и не только формально, а для разработки плана совместных воспитательных воздействий.
Но нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы после того, как ученик нарушил дисциплину или снизил успеваемость. Это неверная тактика. Беседы не должны сводиться к назиданиям, выговорам, им не должно предшествовать ожидание неприятной встречи с учителем. Беседы, являясь эффективным средством воздействия учителя на родителей, должны стать естественным видом связи родителей с учителем.
Чтобы беседы достигали намеченной цели, а слово учителя воспринималось как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее тщательно продумать ее содержание, предусмотреть для беседы соответствующее время и место.510
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Практика показывает, что беседовать с родителями следует не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к общению, а разговор нужно начинать (даже если он будет и не совсем приятным) с приятного. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, следует попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель. Естественно возникает вопрос о повторной встрече, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы.
Одним из необходимых условий правильных взаимоотношений между учителем и родителями является педагогический такт, т.е. умение найти правильный путь к чувству и сознанию родителей. К.Д. Ушинский писал, что в работе воспитателя должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность.
Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности его ребенка, его достоинства и заслуги, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом нельзя злоупотреблять многочисленными указаниями. Постоянные жалобы на ученика, концентрация внимания на его недостатках — этим можно лишь оттолкнуть от себя его родителей, а значит, и отдалить выполнение желаемой цели.
Кроме бесед с родителями в школе, полезны беседы с ними на дому, которые могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него.
В индивидуальной работе с родителями учителю большую помощь может оказать дневник, в котором записываются краткое содержание бесед, наблюдения, выводы. Такой дневник следует использовать в повседневной работе с учащимися.
Особое значение в индивидуальной беседе учитель должен придавать развитию детских интересов, так как увлечение ребенка каким-то делом при правильном руководстве со стороны учителя и родителей может явиться хорошей основой, формирующей интерес к учению в школе. Внеклассные и внеурочные занятия способствуют организации свободного времени ребенка, чтобы не угасали детские интересы, ведь школа призвана развивать ребенка.
Таким образом, только помогая друг другу и во всем поддерживая друг друга, учитель и родители смогут выполнить ту задачу, которую ставит перед ними общество, — воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого, творца — созидателя нашего будущего.
Б. СЕМЬЯ И ШКОЛА