Дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов

В определенный день недели (один раз в месяц) желательно про­водить день открытых дверей класса.

На уроки и внеклассные занятия приглашаются все родители. Они могут прийти на любой урок, посмотреть, как работает их ребе­нок, сравнить его с другими учащимися. В конце дня (после уро­ков) ведется разговор с родителями о работе класса в целом, о вос­питании отдельных ребят.

Конечно, проведение дня открытых дверей — это дополнитель­ные заботы, хлопоты, подготовка. Но все это себя оправдывает. Так, иногда родителям кажется, что их ребенок читает хорошо, неплохо соображает по математике, что получаемые им оценки не соответ­ствуют его знаниям. Однако когда они сами побывают на уроках,508

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ознакомятся с требованиями учителя, то смогут правильнее, объек­тивнее оценить успехи своего ребенка. Те, кто посещает дни откры­тых дверей систематически, видят продвижение своих детей в уче­бе, знакомятся с огромным трудом учителя, проникаются к нему уважением. Посещая открытые уроки, родители могут посмотреть тетради других учеников, а после уроков обменяться мнениями, получить ценные советы, педагогические рекомендации.

Опыт показывает, что дети любят открытые уроки, готовятся к этому дню. Они ждут своих пап и мам, и им хочется выглядеть лучше. Они стараются показать свои достижения в учебе, в труде.

Вечера вопросов и ответов как форма педагогического просве­щения могут применяться в любых аудиториях, но не часто. Целе­сообразно проводить их после цикла бесед по основам семейного воспитания. На таком вечере родителям представляется возмож­ность получить ответ на любой вопрос, касающийся воспитания, здоровья, жизни ребенка. Все, что неясно, что беспокоит семью, в чем сомневаются родители, можно выяснить на этом вечере.

Подготовку к проведению вечера вопросов и ответов нужно вес­ти заблаговременно. Такие вечера родители охотно посещают. Бук­вально всех их интересует, как воспитывают детей в других семьях, как справляются с трудностями, ведь даже в очень благополучных семьях есть свои сложности.

Вопросы, заданные родителями, анализируются на заседании ро­дительского комитета, а потом передаются по назначению: вопросы к администрации — директору школы, вопросы к родительскому комитету — его председателю, вопросы к врачу — невропатологу, школьному врачу.

Как показывает практика, систематичность, целенаправленность в работе с родителями приводит к тому, что в классе создается кол­лектив родителей, коллектив учащихся, и поэтому и те, и другие активно участвуют в общественной жизни школы, в общественно полезном труде.

Индивидуальная работа с родителями

Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском со­брании, о многом можно поговорить лишь в беседе с глазу на глаз. Между учителем и родителями должны установиться добрые, дове­рительные отношения.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка. Они позволяют устранять

СЕМЬЯ И ШКОЛА

негативные и укреплять позитивные факторы в семейном воспита­нии школьника.

Главным критерием отбора и структурирования информации должна быть охрана интересов ребенка. Поэтому при неадекватнос­ти родительских установок беседа педагога должна быть построена так, чтобы предотвратить искаженное восприятие родителями кар­тины психического развития ребенка и изменить ошибочные уста­новки и стереотипы, усвоенные родителями ранее. В случаях оши­бочных установок обязательным компонентом профилактической работы должна стать специальная работа с родителями по формиро­ванию у них «воспитательной компетентности».

Формулирование условно-вариативного прогноза развития ребенка в виде возможных прогнозов на ближайшие перспективы выполня­ет ряд функций:

• раскрывает перед родителями проблемное альтернативное поле;

• обеспечивает мотивационную готовность родителей к участию в совместной работе с педагогом по разработке конкретных рекомендаций и их реализацию;

• делает поиск целей и средств коррекции более разумным и «осознанным»;

• позволяет распространить некоторые рекомендации на сферу профилактики отклонений в развитии.

Практическим итогом проведения индивидуальной консультации должны стать рекомендации по преодолению и предупреждению от­клонений и негативных тенденций в развитии ребенка. Важно, что­бы сами родители стали их активными участниками и соавторами.

Хорошо, если кто-то из членов семьи регулярно поддерживает связь со школой, и не только формально, а для разработки плана совместных воспитательных воздействий.

Но нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы после того, как ученик нарушил дисциплину или сни­зил успеваемость. Это неверная тактика. Беседы не должны сво­диться к назиданиям, выговорам, им не должно предшествовать ожидание неприятной встречи с учителем. Беседы, являясь эффек­тивным средством воздействия учителя на родителей, должны стать естественным видом связи родителей с учителем.

Чтобы беседы достигали намеченной цели, а слово учителя вос­принималось как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его вы­полнить, не только найти правильную форму общения во время бе­седы, но и заранее тщательно продумать ее содержание, предусмот­реть для беседы соответствующее время и место.510

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Практика показывает, что беседовать с родителями следует не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к общению, а разговор нужно на­чинать (даже если он будет и не совсем приятным) с приятного. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, следует попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель. Естественно возникает вопрос о повторной встрече, чтобы выяснить, как помогают принятые со­вместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы.

Одним из необходимых условий правильных взаимоотношений между учителем и родителями является педагогический такт, т.е. умение найти правильный путь к чувству и сознанию родителей. К.Д. Ушинский писал, что в работе воспитателя должна царство­вать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без при­дирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, глав­ное, постоянная разумная деятельность.

Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности его ре­бенка, его достоинства и заслуги, убедить в необходимости опирать­ся именно на них. При этом нельзя злоупотреблять многочисленны­ми указаниями. Постоянные жалобы на ученика, концентрация внимания на его недостатках — этим можно лишь оттолкнуть от себя его родителей, а значит, и отдалить выполнение желаемой цели.

Кроме бесед с родителями в школе, полезны беседы с ними на дому, которые могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него.

В индивидуальной работе с родителями учителю большую по­мощь может оказать дневник, в котором записываются краткое со­держание бесед, наблюдения, выводы. Такой дневник следует ис­пользовать в повседневной работе с учащимися.

Особое значение в индивидуальной беседе учитель должен при­давать развитию детских интересов, так как увлечение ребенка ка­ким-то делом при правильном руководстве со стороны учителя и родителей может явиться хорошей основой, формирующей интерес к учению в школе. Внеклассные и внеурочные занятия способству­ют организации свободного времени ребенка, чтобы не угасали дет­ские интересы, ведь школа призвана развивать ребенка.

Таким образом, только помогая друг другу и во всем поддержи­вая друг друга, учитель и родители смогут выполнить ту задачу, которую ставит перед ними общество, — воспитать всесторонне раз­витого человека, духовно богатого, творца — созидателя нашего будущего.

Б. СЕМЬЯ И ШКОЛА

Наши рекомендации