Психолого-педагогическая поддержка семьи

Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа...

А.С. Макаренко

6.2.1. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе

В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости взаимосвязи, взаимо­преемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их вос­питательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества. Только при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, формирова­ние у них высоких нравственных качеств. Родительская обществен­ность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педаго­гического коллектива, а его соратником при разработке и реализа­ции конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента учебного заведения и его семейно-бытового окружения. В этом качестве родители про­являют себя:

- в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности);

- в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, трудового обучения, ознакомления с окружающим миром);

- в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование потребностей учащих­ся, их интересов, критериев оценки досуговой информации);

- в предупреждении отсева учащихся и восстановлении инте­реса к учебе у тех детей, которые его утратили.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны указы­вать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам — на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснован­ной и конструктивной.

Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных кон­тактах, причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися. Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неизбежны. Однако выход следует искать не в жалобах или «директивах» семье через дневник, а в совместном обсуждении ситуации для выработки совместной линии воспитания. Только в таком случае цель школы и

СЕМЬЯ И ШКОЛА

цель семьи — воспитать человека и гражданина, полезного обще­ству, — может быть достигнута. Участие родителей, родительской общественности в делах школы — не благотворительность. Помогая школе, семья тем самым помогает себе в воспитании детей.

Обозначим значимые аспекты общения учителя с родителями младших школьников:

• начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;

• проявлять внимание к родителям, интересоваться их работой, домом;

• обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

• внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что позволяет им так думать;

• уделять родителям столько времени, сколько требуется в каж­дом конкретном случае;

• информировать родителей лично, при помощи писем или в ходе индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц. Начальной школе принадлежит ведущая роль в организации се­мейного воспитания детей младшего школьного возраста в микро­районе.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

• координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов обще­ственности по месту жительства, клубов, библиотек, стадио­нов, милиции и здравоохранительных органов с четким рас­пределением функций каждого из участников воспитательно­го процесса;

• организация силами школы систематического обучения роди­телей и представителей общественности наиболее эффектив­ным приемам работы с детьми;

• тщательное изучение и совместное обсуждение хода и резуль­татов воспитательной работы, выявление причин обнаружи­ваемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родитель­ские объединения, носящие различные названия: родительские ко­митеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ас­самблеи, президиумы, комиссии, клубы. Каждое из таких объеди-488

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

нений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым оп­ределяются главные направления деятельности, права и обязаннос­ти участников воспитательного процесса. Во многих случаях состав­ляется единый план совместной деятельности семьи, школы и об­щественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «шко­ла — семья». Главным требованием устава таких комплексов явля­ется обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда раньше их не допускали, — выбору предметов для обучения, опре­делению объемов их изучения, составлению учебных планов, изме­нению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбо­ру профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработ­ке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний.

Одной из главных задач родительских объединений остается орга­низация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, роди­тельские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педаго­гического просвещения помогают тем, кто хочет лучше понять свое­го ребенка, правильно организовать общение с ним, помочь в реше­нии трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравствен­ных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив как наиболее способный к сотруд­ничеству занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудни­чества, деятельностного подхода.

Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающи­ми. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой для координации воспитывающих усилий.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на разви­тие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интел­лектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Учителя начальной школы позаботятся о том, чтобы все родители поняли и приняли принципы гуманистической педагогики:

• креативности — свободного развития творческих способнос­тей детей;

Психолого-педагогическая поддержка семьи - student2.ru

СЕМЬЯ И ШКОЛА

• гуманизма — признание личности в качестве абсолютной цен­ности;

• демократизма, основанного на установлении равноправных ду­ховных отношений между взрослыми и детьми;

• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и цен­ностей.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ло­жится на плечи классного руководителя. При этом учитель, уста­навливая связи с родителями, решает следующие задачи:

1. Познание семьи ученика.

2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.

3. Организация совместной педагогической деятельности шко­лы и семьи в обучении и воспитании детей.

4. Помощь родителям в воспитании детей в домашних условиях.

5. Организация педагогического просвещения родителей.

6. Нейтрализация негативного влияния семьи.

Традиционной функцией остается просвещенческая: многие се­мьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной под­держке со стороны учителя. Целесообразно проводить лекции-бесе­ды о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизи­ологических особенностях учеников; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нрав­ственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дис­циплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоление от­чужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризис­ных состояний: нейтрализация затруднений и барьеров в семейном воспитании; ответственность перед обществом, страной и Богом.

Учитель обязан давать родителям даже больше информации, чем они запрашивают. Кроме того, педагог должен поощрять родителей в их стремлении ближе познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. В этом случае родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, будут видеть заинтере­сованность классного руководителя судьбой их детей. Чем больше490

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его сове­ты, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников. В семье нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать. К при­меру, семья может освободить девочку от хозяйственных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходи­мость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязатель­ной. Педагог должен обратить внимание и на педагогический такт. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть необходи­мую требовательность.

Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные кол­лективы художественной самодеятельности, семейные культпохо­ды, путешествия, походы выходного дня приводят к взаимопони­манию детей и родителей.

Актуально взаимодействие школы и семьи в преодолении неус­певаемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрит на нее по-разному.

Учителя склонны считать главными причинами недостаток спо­собностей, бесконтрольность семьи; родители же — в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины не­успеваемости школьника. Если взаимопонимание не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения, жизнь школьника ухудшается.

Рано или поздно недостатки семейного воспитания станут свер­шившимся фактом — ребенок начнет плохо себя вести, отставать от сверстников. Что же делать учителю с ним? Какие средства коррек­ции избрать? Это вопросы сложные, и зачастую один учитель спра­виться с ними не может. Прежде всего, необходимо убедиться, что под видимыми трудностями не скрывается нарушение со стороны нервно-психической сферы, которое требует специального лечения или особых условий обучения. Учитель, прежде всего, должен уста­новить доверительный контакт с родителями ученика, в очень так­тичной форме выскажет свои тревоги, проанализировать обстанов­ку в семье, где воспитывается ребенок, понять, нет ли в семейном укладе тех или иных моментов, которые могли бы стать причиной школьных трудностей ученика. Совместно с родителями необходи­мо принять меры к их устранению или сглаживанию.

Если учитель не увидит положительных результатов, а состоя­ние ребенка остается таким же тяжелым или ухудшается, следует корректно посоветовать родителям обратиться к врачу. Желательно

Психолого-педагогическая поддержка семьи - student2.ru

СЕМЬЯ И ШКОЛА

при этом подготовить объективную педагогическую характеристи­ку, в которой четко указать, какие трудности отмечаются у ребен­ка, что уже было сделано педагогом для их коррекции. Получив рекомендации врача — детского психоневролога, можно наметить более действенные меры педагогической коррекции.

Итак, учитель и семья — крепкие союзники, единомышленни­ки. Даже при терпимом, но нейтральном отношении друг к другу они не смогут помочь ребенку. А если общий язык не найден, дове­рительные отношения не установлены, то никакие самые лучшие советы и методы воспитания уже не помогут.

Модели помощи семье

Факт обращения родителей к педагогу либо психологу за помо­щью является показателем определенной степени риска социальной ситуации развития ребенка, некоторого неблагополучия в области детско-родительских отношений. Только в условиях активного при­влечения родителей (как активных «строителей» отношений) к уча­стию в коррекционно-развивающей работе достигается полная реа­лизация целей коррекции. Естественно, что от взрослых, требуются целенаправленные и осознанные усилия.

Существуют различные модели помощи семье.

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педа­гогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализи­рует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рас­сматривается. Педагог/психолог ориентируется не столько на инди­видуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсаль­ные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Диагностическая модель основывается на предположении дефи­цита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети с нарушениями и от­клонениями в поведении. Диагностическое заключение может слу­жить основанием для принятия организационного решения.

Социальная модель используется в случаях, когда семейные труд­ности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В таких ситу­ациях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требу­ется вмешательство внешних сил.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных труд­ностей лежат болезни. Задача консультирования — диагноз, лече­ние больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области обще-492

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ния, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает ана­лиз семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

6.2.3. Основные концепции воспитания родителей

«Воспитание родителей» — международный термин, под кото­рым понимается помощь родителям в исполнении ими функций вос­питателей собственных детей, родительских функций. Исследова­ния проблем семьи и семейного воспитания показывают, что роди­тели все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска» или проблемным семьям.

Анализ содержания словосочетания «воспитание родителей» позволяет сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и обра­зом жизни семьи, а не только с определенными методами воспита­ния детей и формирования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование лич­ности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему раз­ностороннее развитие и благополучие.

Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспитание ро­дителей», так как оно означает накопление и освоение необходи­мых знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителя­ми. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспитание родителей — это, прежде всего, накопление знаний и навыков по выполнению роди­тельских функций и воспитанию детей.

В понятие «воспитание родителей» входит:

- усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспита­нию;

- приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необ­ходимых навыков;

- деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить;

- ориентация на поставленные задачи.

При этом под функциями воспитания детей подразумевается со­здание определенных взаимоотношений между родителями и деть­ми, а также их предпосылок, т. е. определенного образа жизни се­мьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи

Психолого-педагогическая поддержка семьи - student2.ru

СЕМЬЯ И ШКОЛА

в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потреб­ности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Целью воспитания родителей является создание таких перспек­тив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание роди­телей должно, прежде всего, помочь им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответ­ственность за своих детей.

В разных концепциях воспитания родителей ставятся разные за­дачи. В одних внимание родителей сосредоточено на руководстве по­ведением ребенка, в других — на его интеллектуальном развитии, в третьих — на развитии личности и социальной компетентности.

Задачи воспитания родителей можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятель­но. Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на их потребности в поддержке, во-вторых, на потребнос­ти самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на суще­ствовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Воспитание родителей в гра­ницах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения прин­ципа добровольности является здоровой социальной функцией.

Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей (ре­лигиозных, социальных, эстетических, нравственных и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры общества и учитываются потребности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и моделях воспитания ро­дителей, наиболее распространенными из которых являются следу­ющие: с упором на терминологию и теорию — индивидуалистичес­кие и общественно направленные, с упором на терминологию и тео­рию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.

Адлеровская модель (автор — А. Адлер). Это направление вос­питания родителей основывается на сознательном и целенаправлен­ном изменении поведения родителей, которое определяется веду­щим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адле­ра, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учат­ся нормам общежития и воспринимают культуру через своих ро­дителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.494

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Психолого-педагогическая поддержка семьи - student2.ru

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей яв­ляются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результа­ты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борь­бы за власть и учет потребностей ребенка. По такой модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каж­дому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, на­учиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои мето­ды воспитания и развития личности.

Учебно-теоретическая модель (автор — Б. Скиннер). В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с по­мощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направ­ление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родите­лей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведе­ние родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регу­лирования поведения.

Способами формирования поведения являются позитивное под­крепление (поощрение), негативное подкрепление (наказание) и от­сутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, регулирующих поведение ребенка с помощью указанных выше средств. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диаг­ностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ является обучение родителей наблю­дению и оценке поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации (автор — Т. Гордон). Мо­дель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса, согласно которой изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От разви­тия чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится эта модель воспитания родителей, которые долж­ны усвоить три основных умения:

• активного слушания;

• доступного для ребенка выражения собственных чувств;

СЕМЬЯ И ШКОЛА

• практического использования в семейном общении принципа «оба правы».

С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ре­бенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, посте­пенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на трансактном анализе (авторы — М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «я». Восприятие действитель­ности, анализ получаемой информации и реагирование индивидуу­ма на действительность могут осуществляться по-разному: по-детс­ки, по-взрослому, по-родительски.

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуи­ция. С этим началом связаны биологические потребности и основ­ные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, по­скольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются система­тические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» свя­зано все сознательное.

Положение «родителя» в личности включает в себя приобретен­ные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитет­ных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Роди­тельское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется, прежде всего, через трансакции — единицы общения, которые могут быть дополнитель­ными, т.е. способствующими Взаимопониманию, пересекающими­ся, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при ко­торых информация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компро­миссам и умению их использовать в других социальных сферах, потому что ключ к изменению поведения ребенка лежит в измене­нии отношений между родителями и ребенком.

Модель групповой терапии (автор — Х.Дж. Джинотт). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит су­губо практический характер и сосредоточена на рассмотрении про­блемных ситуаций.496

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитание родителей, по Джинотту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Групповые кон­сультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации ро­дителям помогают избавиться от чувства вины, показывая анало­гичные переживания в других семьях, родители делятся пережива­ниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семей­ной жизни (автор — И.В. Гребенников). В 70-80-е годы XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, кото­рая исходила из предположения о том, что значительная часть недо­статков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Раз­работка программ такого просвещения, ориентированных на особен­ности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семей­ных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дош­кольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспита­ния значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы яв­ляется подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жиз­ни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реа­лизации модели в ее психологических аспектах были отсутствие в учреждениях образования практических психологов, неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания и идеологизированный характер курса «Этика и психо­логия семейной жизни».

Наши рекомендации