Основные функции и признаки проблемного

Обучения

Основные функции и отличительные признаки (особенности) про­блемного обучения были сформулированы М.И. Пахмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

Основные функции и признаки проблемного - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

• развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной само­стоятельности и творческих способностей;

• формирование диалектико-материалистического мышления школьников;

• формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Специальные функциипроблемного обучения:

• воспитание навыков творческого усвоения знаний (примене­ние системы логических приемов или отдельных способов твор­ческой деятельности);

• воспитание навыков творческого применения знаний (приме­нение усвоенных знаний в новой ситуаци) и умений решать учебные проблемы;

• формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения прак­тических проблем и художественного отображения действи­тельности);

• формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.

Первая и важнейшая особенность — это специфическая интел­лектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение — наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, по­скольку в процессе проблемного обучения складываются черты кри­тического, творческого, диалектического мышления.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи меж­ду теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с прак­тикой и использование жизненного опыта учащихся при проблем­ном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретичес­ких выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным обра­зом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности.

Четвертой особенностью проблемного обучения является сис­тематическое применение учителем наиболее эффективного сочета­ния разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащих­ся. Указанная особенность заключается в том, что учитель орга-362

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

низует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуа­лизации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и спо­собов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом ин­дивидуального подхода. Индивидуальное восприятие проблемы вы­зывает различия в ее формулировании, выдвижении многообраз­ных гипотез и. нахождения тех или иных путей их доказательства.

Шестая особенность состоит в динамичности проблемного обу­чения (подвижной взаимосвязи его элементов). Динамичность про­блемного обучения заключается в том, что одна ситуация перехо­дит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении динамич­ности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной ак­тивности обучаемых, обусловленной, во-первых, тем, что сама про­блемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вто­рых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого не­разрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поис­кового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учеб­ной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмо­циональную активность.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и но­вое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

Первые три особенности проблемного обучения имеют социальную направленность. Остальные особенности носят специально-дидакти­ческий характер и в целом характеризуют проблемное обучение.

4.7.3. Виды и уровни проблемного обучения

Нет сомнения в том, что проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что про­цесс проблемного обучения порождает различные уровни как ин­теллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать.

В связи с этим вполне понятны попытки выделить виды и уров­ни проблемного обучения. М.И. Махмутов классифицирует три вида проблемного обучения:

• научное творчество — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказатель-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ства; в основе этого вида проблемного обучения лежит поста­новка и решение теоретических учебных проблем;

• практическое творчество — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, кон­струирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учеб­ных проблем;

• художественное твбрчество — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, вклю­чающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием реп­родуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых, наличием поиска и решения проблемы. Однако первый вид про­блемного обучения чаще всего используется на теоретических заня­тиях, где организуется индивидуальное, групповое или фронталь­ное решение проблемы. Второй — на лабораторных, практических занятиях, предметном кружке, факультативе, на производстве. Тре­тий вид — на урочных и внеурочных занятиях.

Каждый вид проблемного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результа­тивность обучения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:

• увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;

• углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;

• новый уровень познавательных потребностей учения;

• новый уровень сформированности познавательной самостоя­тельности и творческих способностей.

Все перечисленные виды проблемного обучения могут протекать с различной степенью познавательной активности обучаемых.

Указанные выше виды проблемного обучения могут иметь раз­ные уровни. М.И. Махмутов условно выделяет четыре уровня про-' блемного обучения:

1. Уровень обычной активности.

2. Уровень полусамостоятельной активности.

3. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

4. Уровень творческой активности.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уро­вень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной де­ятельности, но и разные уровни мышления.

Уровень обычной несамостоятельной активности — это восприя­тие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоя­тельных работ, упражнений воспроизводящего характера.364

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уровень полусамостоятельной активности характеризуется при­менением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащих­ся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.

Уровень самостоятельной активности предусматривает выполне­ние самостоятельных работ репродуктивНо-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего урЪвня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога.

Уровень творческой активности характеризует выполнение са­мостоятельных работ, требующих творческого воображения, логи­ческого анализа, открытия нового способа решения, самостоятель­ного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место и художе­ственное творчество.

Наши рекомендации